Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности»
Рабочая программа по финансовой грамотности для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлии Корлюговой "Финансовая грамотность". Учебная программа 2-4 классы. Москва, Вита, 2015. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4 класс |
Личностные результаты | *осознание себя как члена семьи, общества и государства; *овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; * развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; *развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности |
Метапредметные результаты | Регулятивные. Обучающийся научится: *понимать цели своих действий; *составлять простые планы с помощью учителя *проявлять познавательную и творческую инициативу; *оценивать правильность выполнения действий; *адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: *освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; *использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; *овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; *овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: *составлять текст в устной и письменной формах; *слушать собеседника и вести диалог; *признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; *излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий *договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные результаты | В 4 классе ученик научится: *понимать и правильно использовать экономические термины; *иметь представление о роли денег в семье и обществе; *уметь характеризовать виды и функции денег; *знать источники доходов и направлений расходов семьи; *уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения *проводить элементарные финансовые расчеты. |
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Краткое содержание раздела |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 13 | Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 4 | Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. |
3 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 6 | Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. |
4 | Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 11 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Содержание, основные понятия |
| | | план | факт | | |
Что такое деньги и какими они бывают | 13 | | | | |
1 | Как появились деньги. | 1 | | | ОНЗ | Бартер. Деньги. Товарные деньги. Монеты. Купюры. Номинал. Товары. Услуги. |
2 | История монет. | 1 | | | ОНЗ | Монеты. Купюры. Гурт. Аверс. Реверс. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Денга. Пятак. Монета –денежный знак, изготовленный из металла |
3 | Бумажные деньги. | 1 | | | ОНЗ | Деньги. Виды денег. Ассигнации. Фальшивомонетчики. |
4-5 | Безналичные деньги. | 2 | | | ОНЗ | Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Безналичные денежные расчеты. Банковская карта. Банкоматы. Закрепление основных изученных понятий в игре. |
6 | Решение задач. Игра. | 1 | | | ОНЗ |
7-8 | Представление исследований и мини-проектов. | 2 | | | | Представление индивидуальных и групповых мини-проектов, исследований, опросов по темам, интересным для учеников (в соответствии интересам и индивидуальным возможностям учащихся) |
9-10 | Валюты. | 2 | | | ОНЗ | Валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. |
11 | Викторина по теме «Деньги» | 1 | | | ОНЗ | Закрепление основных изученных понятий в игре. |
12-13 | Представление исследований и мини-проектов. | 2 | | | | Представление индивидуальных и групповых мини-проектов, исследований, опросов по темам, интересным для учеников (в соответствии интересам и индивидуальным возможностям учащихся) |
Из чего складываются доходы в семье | 4 | | | | |
14 - 15 | Откуда в семье берутся деньги. | 2 | | | ОНЗ | Доходы семьи. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Виды источников денежных поступлений в семье. |
16-17 | Игра "Я решил стать предпринимателем". | 2 | | | | Самые распространенные виды бизнеса. Моделирование своего бизнеса. Закрепление основных изученных понятий в игре. |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 6 | | | | |
18 - 19 | На что семьи тратят деньги | 2 | | | ОНЗ | Расходы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Виды расходов: необходимые расходы, обязательные расходы. |
20-21 | Расходы: ежемесячные, ежегодные, переменные, сезонные. | 2 | | | |
22-23 | Представление исследований и мини-проектов. | 2 | | | УР | Представление индивидуальных и групповых мини-проектов, исследований, опросов по темам, интересным для учеников (в соответствии интересам и индивидуальным возможностям учащихся) |
Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 11 | | | | |
24-25 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 2 | | | ОНЗ | Семейный бюджет. Сбережения. Накопления. Долг. Семейный бюджет: доходы и расходы. |
26 | Откладывание денег и непредвиденные расходы. | 1 | | | ОНЗ |
27 | Как умно управлять своими деньгами. | 1 | | | ОНЗ | Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Способы сэкономить деньги. |
28-29 | Представление исследований и мини-проектов. | | | | УР | Представление индивидуальных и групповых мини-проектов, исследований, опросов по темам, интересным для учеников (в соответствии интересам и индивидуальным возможностям учащихся) |
30 | Решение задач. | | | | УР | Закрепление основных изученных понятий в игре. |
31 | Игра "Умные покупки". | | | | УР | Закрепление основных изученных понятий в игре. |
32 | Деловая игра "В поисках сокровищ в стране финансов". | | | | УР | Закрепление основных изученных понятий в игре. |
33 | Игра "Экономические загадки". | | | | УР | Закрепление основных изученных понятий в игре. |
34 | Викторина «Что я знаю о деньгах?» | | | | УР | Закрепление основных изученных понятий в игре. |