СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Деловой русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Деловой русский язык»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

« Средняя общеобразовательная школа №197»




Рассмотрено на МО Директор МБОУ СОШ №197

Смердина Т.В.

«Утверждаю»


Руководитель МО



Рекомендовано

к утверждению

на ПС № 2 от « 27 » августа 2021 г.




Рабочая программа

«Деловой русский язык»

для ученицы 10 Б класса

(основное общее образование)

на 2021-2022 учебный год

учителя русского языка и литературы

Литовкиной Оксаны Юрьевны


























Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012


Программа рассчитана на 9 часов (0,25 часа в неделю) .

Рабочая программа курса имеет следующие цели обучения:

  • сформировать готовность к получению профильного высшего образования;

  • обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в официально деловой речи );

  • повысить общую речевую культуру;

  • дать представление о нормах устной и письменной деловой речи;

  • расширить активный словарный запас учащихся;

  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта а профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности

Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Для будущего специалиста имеет значение:

  • социально-коммуникативная компетенция (проявляется в способности участников совместной деятельности посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностную коммуникацию для достижения конкретных задач – публичное выступление с научным докладом, презентация и т.д.);

  • профессионально-деловая компетенция (представляет собой умение посредством языка, предметных и социокультурных знаний организовать и оптимизировать тот или иной вид профессионально-делового взаимодействия личностей).

Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Он складывается из следующих тематических разделов:

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения ; устная и письменная разновидности официально-делового языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; официально-деловой стиль.

В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной, - в качестве приоритетных выделяются три блока умений:

  1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.

  2. Классификации и обобщения.

  3. Самоконтроль.

Основные задачи курса определены с учетом сложившейся специфики современного гуманитарного образования:

К ним относятся:

закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации);

развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

повышение культуры деловой речи и уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

совершенствование общеучебных интеллектуальных, информационных умений и навыков в области деловой речи и делового общения;

формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

Основные задачи профильного образования, связанного с деловой коммуникацией, заключаются в следующем:

обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний;

получение практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных);

обучение профессиональному общению в области избранной специализации;

формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста;

формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.


Образовательные результаты программы

Предполагается, что, усвоив программу курса «Деловой русский язык», учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи;

  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;

  • уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;

  • знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила речевого этикета;

  • усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой письменной и устной речи;

  • следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

  • определять цель и понимать ситуацию общения;

  • учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

  • прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;

  • направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

  • трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика и т.д.);

  • осмысливать цель чтения, находить нужную информацию по заданной теме, свободно ориентироваться и воспринимать тексты официально-делового стиля;

  • развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового русского языка.


Содержание курса

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Культура делового общения

Характеристика профессионально-деловой сферы коммуникации.

Деловое общение:

Устное – письменное. Диалогическое – монологическое. Межличностное – публичное. Непосредственное – опосредованное. Контактное – дистантное.

Особенности деловой речи:

Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение.

Жанровые разновидности письменного и устного общения:

Письменная деловая речь. Устная деловая речь. Совещания, собрания. Реклама.

Организационно-распорядительная документация – разновидность письменной деловой речи

Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления:

Положение.Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты.

Лексика языка деловых документов:

Номенклатурная лексика. Технические термины. Сокращения.

Грамматика языка деловых документов:

Унификация грамматической структуры словосочетания, словоформы.

Синтаксис языка деловых документов:

Доминирование простых предложений. Осложнение однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Порядок слов. Рубрикация простого предложения. Параллельные синтаксические конструкции.

Деловые бумаги:

Автобиография. Заявление. Резюме. Апелляция.

Формы и культура деловой коммуникации

Темы и ситуации делового общения:

Тематико-ситуативный принцип организации учебного курса русского языка для деловых людей.

Деловая беседа по телефону

План телефонного разговора.

Специфические жанры деловой коммуникации

Спор. Полемика. Прения.

Деловая дискуссия

Дискуссия. Групповая дискуссия.

Структура деловой беседы

5 фаз деловой беседы:

1) начало; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника;

5) принятие решений.

Факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно:

Профессиональные знания.

Ясность. Наглядность. Постоянная направленность. Ритм. Повторение. Внезапность. Юмор и ирония.

УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Деловой этикет как часть культуры делового общения

Деловая этика:

История этикета.

Этикетная формула:

Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

Риторика – часть культуры делового общения

Эмоциональность речи:

Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии:

Информационные. Контрольные. Для ориентации.Подтверждающие.Ознакомительные.Однополюсные.Встречные. Альтернативные.Направляющие.Провокационные.Вступительные.Заключающие. Закрытые. Открытые. Зеркальные.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Официально-деловой стиль

Функциональные стили русского языка. История формирования официально-делового стиля.

Документ. Стандартизация языка деловых бумаг. Реквизит.

Язык деловой переписки

Высокая степень терминированной лексики. Именной характер речи.

Частотность отыменных предлогов и предложенных сочетаний.

Развитие собственно канцелярских значений.

Стандартизация лексической сочетаемости.

Формально-логический принцип текстовой организации.

Отсутствие эмоциональности, узкий диапазон речевой экспрессии.

Максимальная степень этикетных требований.

Деловые письма

Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости.

Функциональные признаки:

Требующие обязательного письма-ответа. Не требующие ответа.

Виды деловых писем:

инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация);

письмо-просьба; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-извещение; письмо-напоминание;

письмо-предупреждение; письмо-декларация (заявление); письмо-распоряжение; письмо-отказ; сопроводительное письмо; гарантийное письмо.

Признак адресата:

Обычное письмо. Циркулярное письмо.

Структурные признаки деловых писем:

Регламентированные письма.

нерегламентированные письма.

НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

Языковые аспекты официально-делового стиля

Разновидности официально-делового стиля.

Основные средства официально-делового стиля.

Лексические нормы деловой речи

Паронимы. Плеоназм. Тавтология.

Лексические нормы устной деловой речи

Формирование речевой и коммуникативной компетенции:

Обучение различным видам речевой деятельности. Рецептивная и продуктивная речь в устной форме.

Спонтанное диалогическое и полилогическое общение в деловых ситуациях.

Социально-коммуникативные роли участников профессионально-делового общения.

Нормы устной деловой речи:

Дублирование книжной лексики и терминологии. Усеченные варианты экономической и юридической терминологии. Профессиональная лексика.

Сублексикон устной деловой речи:

Межстилевая лексика. Незнаменательная лексика.

Ситуации делового общения:

Строго официальная. Официальная. Неофициальная.

Фразеология деловой речи

Правила употребления фразеологизмов.

Грамматические особенности письменной деловой речи

Формы кодифицированной письменной речи.

Нарушение грамматических норм письменной деловой речи.

Грамматические особенности устной деловой речи

Деловая диалогическая речь. Нарушение норм устной деловой речи.

Синтаксис письменной деловой речи

Синтаксическая организация текста:

Правильный порядок слов.

Согласование подлежащего со сказуемым.

Употребление причастных и деепричастных оборотов.

Структура простого и сложного предложений.

Рубрикация.

Синтаксис устной деловой речи

Фонетические нормы в деловой речи

Фонационные средства устной деловой речи


Формы организации занятий и контроля за знаниями учащейся

Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоение материала:

30-40 % времени – на освоение теоретического материала; 70-60 % времени – на выполнение практических заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, практикумов. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).

промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: «Портфель курса», эссе, различные творческие задания, тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т.д.



















Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема

Дополнительная информация

Характеристика основных видов деятельности обучающейся ( на уровне учебных действий)

Час

Рабочая неделя

1. Деловая коммуникация

1

2

3

Деловое общение: устное – письменное. Диалогическое - монологическое. Межличностное - публичное. Непосредственное - опосредованное. Контактное - дистантное


Учится видеть отличительные черты устного и письменного делового общения; межличностного и публичного; непосредственного и опосредованного; контактного и дистантного.

0,75

01.09-07.09

4

5

Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог.


Узнаёт об особенностях диалога, монолога, полилога. Работает с предложенными текстами.

0,5

08.09-14.09

6

7

Специфические жанры деловой коммуникации:

Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения


На примере текстов и просмотра видеороликов учится отличать такие жанры деловой коммуникации, как спор, полемика, деловая дискуссия и прения.

0,5

15.09-21.09

2. Устное и письменное деловое общение

8

9

10

Этикетная формула. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение


Составляет тексты приветствий, прощаний, благодарности, просьбы, извинения, предложения, приглашения. Исправляет ошибки в предложенных текстах.

0,75

22.09-28.09

11

12

Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии


Работает с предложенными текстами. Находит в них примеры метафоры, иронии, парадокса, намёка, градации.

0,5

29.09-05.10

3. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи

13

14

15


Официально-деловой стиль как язык документов. Трафарет. Анкета. Таблица

Теоретико-практическое занятие

Ролевая игра «Канцелярит – за и против». Найти в периодике 2-3 официальных документа.

Работает с найдёнными самостоятельно в периодике официальными документами.

0,75

06.10-12.10

16

17

Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи

Теоретико-практическое занятие


Составляет этикетный текст (поздравление, соболезнование, благодарность)

0,5

13.10-19.10

18

19

Деловые письма. Виды деловых писем

Теоретико-практическое занятие

Портфолио «Частные особенности деловых бумаг», «Элементы речевого этикета в деловой переписке».

Составляет различные виды деловых писем: письмо-напоминание, письмо-приглашение, благодарственное письмо, сопроводительное письмо и пр.

0,5

20.10-26.10

4. Нормы деловой речи

20

21

Языковые аспекты официально-делового стиля

Теоретико-практическое занятие

Повторить понятия «общелитературная и стилевая норма»

Работает с предложенным текстом. Выделяет языковые аспекты официально-делового стиля.

0,5

27.10-31.10

22

23

Лексические нормы деловой речи

Теоретико-практическое занятие

«Лексические нормы деловой речи»

В предложенном тексте ищет лексические средства, характерные для официально-делового стиля.

0,5

09.11-14.11

24

25

Фразеология деловой речи

Теоретико-практическое занятие

Повторить тему «Фразеология»

Учится уместно употреблять фразеологизмы в тексте официально-делового стиля.

0,5

16.11-21.11

26

27

Грамматические особенности письменной деловой речи

Теоретико-практическое занятие


Составляет таблицу «Грамматические особенности письменной деловой речи»

0,5

23.11-28.11

28

29


Грамматические особенности устной деловой речи


Составляет таблицу «Грамматические особенности устной деловой речи»

0,5

30.11-05.12

30

31


Синтаксис письменной деловой речи

Теоретико-практическое занятие


Составляет таблицу «Синтаксические особенности письменной деловой речи»

0,5

07.12-12.12

32

33

Синтаксис устной деловой речи


Учится составлять синтаксически грамотно построенный текст для устного выступления.

0,5

14.12-19.12

34

Фонетические нормы деловой речи

Теоретико-практическое занятие


Готовит деловой диалог, демонстрируя фонетические нормы деловой речи

0,25

21.12-26.12

35

36

Фонационные средства устной деловой речи

Теоретико-практическое занятие


Готовит деловой диалог, демонстрируя фонационные нормы деловой речи

0,5

11.01-16.01



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!