Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса геометрии основного общего образования»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года №1897 с последующими изменениями.
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 № 1/5.
Примерной программы основного общего образования и авторской программы Л.С. Атанасяна. М.: Просвещение, 2010.
Сборник рабочих программ геометрия 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова М.: Просвещение, 2015 год.
Используемый учебно-методический комплект
Атанасян Л.С . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2014.
Зив БГ, Дидактические материалы по геометрии 7 класс – Москва: Просвещение, 2009.
Л.С. Атанасян Рабочая тетрадь «Геометрия» М «Просвещение», 2013
Цели обучения геометрии:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи изучения геометрии:
развитие речи учащегося, логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее производных, в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры.
систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план на изучение геометрии в 7, 8 и 9 классах отводит 2 часа в неделю, это 68 – 70 часов в год, всего за три года обучения отводит 204 – 210 часов. Из них контрольных работ – по 5 часов в 7 и 8 классах и 4 часа в 9 классе.
Временные затраты
класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год по примерной программе | Количество часов в год по рабочей программе |
7 класс | 2 | 68-70 | 68 |
8 класс | 2 | 68-70 | 69 |
9 класс | 2 | 68-70 | 68 |
| Итого: | 204 - 210 | 205 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОО:
В ходе изучения геометрии 7-9 классе, в работе над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умении использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
навыками измерения длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора компьютера
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения (длин, углов, площадей, объемов); градусную меру углов от 0° до 180°, определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Содержание программы геометрия 7 класса на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. | 11 | 11 |
2 | Треугольники. Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение. | 17 | 17 |
3 | Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. | 13 | 13 |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам. | 18 | 18 |
10 | Повторение | 9 | 8 (с учетом повторения в начале учебного года) |
11 | Резерв | 2 | - |
| Итого | 70 | 68 |
Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
изучить теорему о сумме углов треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника, свойства и признаки прямоугольного треугольника и применять их при решении задач, уметь строить треугольник по трем элементам.
Содержание программы геометрия 8 класса на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Четырехугольники. Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат. | 14 | 14 |
2 | Площадь. Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. | 14 | 14 |
3 | Подобные треугольники. Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 19 | 19 |
4 | Окружность. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности. | 17 | 16 |
10 | Повторение | 4 | 6 (с учетом повторения в начале учебного года) |
11 | Резерв | 2 | - |
| Итого | 70 | 69 |
Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
ознакомить с понятием касательной к окружности.
Содержание программы геометрия 9 класса на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Векторы. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 8 | |
2 | Метод координат. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. | 10 | |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | |
4 | Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. | 12 | |
5 | Движения. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот | 8 | |
6 | Начальные сведения из стереометрии. Многогранники. Тела и поверхности. | 8 | |
7 | Об аксиомах планиметрии. | 2 | |
10 | Повторение | 9 | (с учетом повторения в начале учебного года) |
11 | Резерв | 2 | |
| Итого | 70 | |
Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:
научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
расширить знания учащихся о многоугольниках;
рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса геометрии 7-9
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограмм- мов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Векторы
Выпускник научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Календарный график контрольных работ по геометрии 7 класс
| Тема | Дата проведения |
№ 1 | Начальные геометрические сведения. | 17.10.17 |
№ 2 | Треугольники. | 21.12.17 |
№ 3 | Параллельные прямые. | 15.02.18 |
№ 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 13.03.17 |
№ 5 | Прямоугольные треугольники. Геометрические построения. | 03.05.17 |
Календарный график контрольных работ по геометрии 8 класс
| Тема | Дата проведения |
№ 1 | Четырехугольники. | 25.10.18 |
№ 2 | Площадь. | 20.12.18 |
№ 3 | Признаки подобия треугольников. | 31.01.19 |
№ 4 | Применение подобия к решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 12.03.19 |
№ 5 | Окружность. | 16.05.19 |
Календарный график контрольных работ по геометрии 9 класс
| Тема | Дата проведения |
№ 1 | Векторы. | |
№ 2 | Метод координат. | |
№ 3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | |
№ 4 | Длина окружности и площадь круга. | |
Зачет | Движения. | |