СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса геометрии основного общего образования

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы по геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса геометрии основного общего образования»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года №1897 с последующими изменениями.

  • Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 № 1/5.

  • Примерной программы основного общего образования и авторской программы Л.С. Атанасяна. М.: Просвещение, 2010.

  • Сборник рабочих программ геометрия 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова М.: Просвещение, 2015 год.

Используемый учебно-методический комплект

  • Атанасян Л.С . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2014.

  • Зив БГ, Дидактические материалы по геометрии 7 класс – Москва: Просвещение, 2009.

  • Л.С. Атанасян Рабочая тетрадь «Геометрия» М «Просвещение», 2013

Цели обучения геометрии:

  1. овладение математическими знаниями и умения­ми, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, при­менения в повседневной жизни;

  2. создание фундамента для математического разви­тия, формирования механизмов мышления, харак­терных для математической деятельности.

  3. продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  4. продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  5. продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Задачи изучения геометрии:

  • развитие речи учащегося, логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее производных, в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры.

  • систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.



Место предмета в базисном учебном плане



Базисный учебный план на изучение геометрии в 7, 8 и 9 классах отводит 2 часа в неделю, это 68 – 70 часов в год, всего за три года обучения отводит 204 – 210 часов. Из них контрольных работ – по 5 часов в 7 и 8 классах и 4 часа в 9 классе.

Временные затраты

класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год по примерной программе

Количество часов в год по рабочей программе

7 класс

2

68-70

68

8 класс

2

68-70

69

9 класс

2

68-70

68


Итого:

204 - 210

205


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОО:

В ходе изучения геометрии 7-9 классе, в работе над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умении использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • навыками измерения длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора компьютера

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения (длин, углов, площадей, объемов); градусную меру углов от 0° до 180°, определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
















Содержание программы геометрия 7 класса на 2017-2018 учебный год


п/п

Глава и ее содержание

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года.

1

Начальные геометрические сведения.

Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые.

11

11

2

Треугольники.

Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.

17

17

3

Параллельные прямые.

Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых.

13

13

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам.

18

18

10

Повторение

9

8

(с учетом повторения в начале учебного года)

11

Резерв

2

-


Итого

70

68


Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

  • научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

  • изучить теорему о сумме углов треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника, свойства и признаки прямоугольного треугольника и применять их при решении задач, уметь строить треугольник по трем элементам.

  • подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.



Содержание программы геометрия 8 класса на 2018-2019 учебный год

п/п

Глава и ее содержание

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года.

1

Четырехугольники.

Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.

14

14

2

Площадь.

Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.

14

14

3

Подобные треугольники.

Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

19

19

4

Окружность.

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности.

17

16

10

Повторение

4

6

(с учетом повторения в начале учебного года)

11

Резерв

2

-


Итого

70

69


Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

  • начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

  • ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

  • ознакомить с понятием касательной к окружности.




Содержание программы геометрия 9 класса на 2019-2020 учебный год

п/п

Глава и ее содержание

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года.

1

Векторы.

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

8


2

Метод координат.

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

10


3

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11


4

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

12


5

Движения.

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот

8


6

Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники. Тела и поверхности.

8


7

Об аксиомах планиметрии.

2


10

Повторение

9


(с учетом повторения в начале учебного года)

11

Резерв

2



Итого

70


Содержание этих разделов позволяет решать следующие задачи:

  • научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;

  • познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;

  • развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

  • расширить знания учащихся о многоугольниках;

  • рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;

  • познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;

  • дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса геометрии 7-9

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограмм- мов, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Векторы

Выпускник научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;

  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».









Календарный график контрольных работ по геометрии 7 класс



Тема

Дата проведения

№ 1

Начальные геометрические сведения.

17.10.17

№ 2

Треугольники.

21.12.17

№ 3

Параллельные прямые.

15.02.18

№ 4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

13.03.17

№ 5

Прямоугольные треугольники. Геометрические построения.

03.05.17




Календарный график контрольных работ по геометрии 8 класс



Тема

Дата проведения

№ 1

Четырехугольники.

25.10.18

№ 2

Площадь.

20.12.18

№ 3

Признаки подобия треугольников.

31.01.19

№ 4

Применение подобия к решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

12.03.19

№ 5

Окружность.

16.05.19





Календарный график контрольных работ по геометрии 9 класс



Тема

Дата проведения

№ 1

Векторы.


№ 2

Метод координат.


№ 3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.


№ 4

Длина окружности и площадь круга.


Зачет

Движения.