Предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика и информатика». Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Информация и её свойства. Информационные процессы. Всемирная паутина.
Представление информации. Двоичное кодирование. Измерение информации.
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика. Создание графических изображений.
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование текста. Визуализация информации в текстовых документах. Инструменты распознавания текстов. Оценка количественных параметров текстовых документов.
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации.
№ п/п | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата по плану | Факти-чески |
Предметные |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере. | общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; | введение. | 4.09. | |
2 | Информация и её свойства | Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. | Получить представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества | §1.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу; РТ №2,4, 6, 7 | 11.09 | |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации | общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; | §1.2 (п.1, 2, 3), вопросы и задания 1–8 к параграфу; РТ№8, №12, №13 | 18.09. | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник. | общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; | §1.2(п.4, 5, 6), вопросы и задания 9–14 к параграфу,РТ №17, №18 | 25.09. | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | WWW –Всемирная паутина;Web-страница, Web-сайт; браузер; поисковая система; поисковый запрос | представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; | понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | 2.10. | |
6 | Представление информации | знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки формы представления информации | расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах;2)систематизация представлений о языке как знаковой системе; 3)установление общего и различий в естественных и формальных языках;4)систематизация знаний о формах представления информации. | §1.4, вопросы и задания 1–9 к параграфу,РТ № 24–28 | 9.10. | |
7 | Дискретная форма представления информации | дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода. | представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | §1.5, вопросы и задания 1–5,7–8 к параграфу,РТ №46, №49, №52, №38, №41 | 16.10 | |
8 | Единицы измерения информации | бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | Научиться: находить информационный объем сообщения; знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; | §1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу; РТ№59, №62, №63, №65, №66, №70 | 23.10. | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача);поисковый запрос | представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации; | повторить | 6.11. | |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции. | компьютер; процессор; память; устройства ввода информации; устройства вывода информации | Научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером | §2.1, вопросы и задания 1–9 к параграфу, РТ№ 71, № 72 | 13.11. | |
11 | Персональный компьютер. | персональный компьютер; системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жесткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть; сервер, клиент | Научиться давать характеристику назначению основных устройств персонального компьютера | §2.2,вопросы и задания 1–4 к параграфу,РТ№77, №79, №82, №90 | 20.11. | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | программа; программное обеспечение (ПО);системное ПО; операционная система; архиватор; антивирусная программа | Научиться понимать назначения системного программного обеспечения персонального компьютера | §2.3 (1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу, РТ №99, №102, №103 | 27.11. | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | программное обеспечение (ПО);прикладное ПО; система программирования; приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПО | понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера | §2.3 (3,4,5)вопросы и задания 10, 12–18к параграфу, РТ№100, №103, №104 | 4.12. | |
14 | Файлы и файловые структуры. | логическое имя устройства внешней памяти файл; правила именования файлов каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла | Научиться: строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации | §2.4, РТ №105, №107, №109, №111, №113, №114, №118, №119 | 11.12. | |
15 | Пользовательский интерфейс | пользовательский интерфейс; командный интерфейс графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство | Научиться оперированию компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме | §2.5, вопросы и задания 1–12к параграфу, РТ№120, №121 | 18.12 | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл ;каталог; пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство. | Основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства | повторить | 25.12. | |
17 | Формирование изображения на экране компьютера | пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессор; частота обновления экрана | принцип формирования цвета пикселя на экране; связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула); формула определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера | §3.1, вопросы и задания 1–7 к параграфу, РТ№122-126, № 137–139 | 15.01. | |
18 | Компьютерная графика. | графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов | история компьютерной графики; области применения компьютерной графики; два принципа представления изображения; растровая графика; векторная графика возможности графических редакторов; среда графического редактора; режимы работы графического редактора | §3.2, вопросы и задания 1–3, 5–10 к параграфу, РТ№152, №157, №158 | 22.01. | |
19 | Создание графических изображений. | графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор ;интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы | история компьютерной графики; области применения компьютерной графики; два принципа представления изображения; растровая графика; векторная графика возможности графических редакторов; среда графического редактора; режимы работы графического редактора | §3.3 , вопросы и задания 1–9к параграфу, РТ№156, №160, №162, 165 | 29.01. | |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | пиксель; графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редакторинтерфейс графических редакторов | Проверить основные навыки и умения и использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач | повторить | 5.02. | |
21 | Текстовые документы и технологии их создания | документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор; текстовый процессор | Научиться использовать средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов | 4.1, вопросы и задания 2–6 к параграфу, РТ№166–168 | 12.02. | |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | набор (ввод) текста; клавиатурный тренажер; редактирование (правка)текста; режим вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент; буфер обмена. | понятия текстового редактора и текстового процессора; структурные единицы текста; среда текстового редактора; назначение программ-переводчиков; системы распознавания текстов | §4.2, вопросы и задания 1–12к параграфу, РТ№169, №173, №175, 176, 178, 179, 181 | 19.02. | |
23 | Прямое форматирование | форматирование;шрифт;размер;начертание;абзац;выравнивание;отступ первой строки; междустрочный интервал. | задание параметров страницы; орфографическая проверка текста с использованием встроенного словаря; выделение фрагментов текста; задание шрифта, его размера и начертания; установка параметров абзаца и его форматирование; выравнивание абзацев | §4.3 (1-3), вопросы 1–3 к параграу, РТ№183, №186, №187 | 26.02. | |
24 | Стилевое форматирование | форматирование; стиль; параметры страницы; форматы текстовых файлов | Научиться стилевому форматированию текста для разных вариантов его применения | 4.3 (4, 5), вопросы и задания 4–9 к параграфу, РТ№188, №189 | 5.03. | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки; таблица; графические изображения | Научиться визуализировать информацию | §4.4, вопросы и задания 1–8 к параграфу | 12.03. | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | программы распознавания документов; компьютерные словари; программы-переводчики | Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера. включение в документ формул; сканирование текста и его распознавание с помощью специализированных программ; перевод текста с одного языка на другой с помощью одной из программ-переводчиков | §4.5, вопросы и задания 1–7 к параграфу, РТ№190, 191 | 19.03. | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита ;информационный объём текста. | Научиться вычислять информационный объем текстового сообщения | §4.6, вопросы и задания 1–9 к параграфу, РТ№196, 198, 200, 201 | 2.04. | |
28 | Оформление реферата История вычислительной техники | информационный объём текста; реферат; правила оформления реферата; форматирование. | Научиться создавать и оформлять реферат на компьютере с учетом полученных навыков | РТ№209, 210, 212, 213 | 9.04. | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена; форматирование; стиль; форматы текстовых файлов. кодовая таблица; информационный объём текста. | | повторить | 16.04. | |
30 | Технология мультимедиа. | технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука; звуковая карта; эффект движения. | Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представлении звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта | §5.1, вопросы и задания 1–7 к параграфу | 23.04. | |
31 | Компьютерные презентации | Презентация, компьютерная презентация, слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимации | Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора
| §5.2, вопросы и задания 1–8 к параграфу, РТ№223, 226 | 30.04. | |
32 | Создание мультимедийной презентации | компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации | №228 в РТ | 7.05. | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука; компьютерная презентация; слайд; дизайн презентации; гиперссылка; эффекты анимации. планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации. | Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать мультимедийную интерактивную презентацию, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера | Подготовка проекта | 14.05 | |
34 | Основные понятия курса повторение | | Уметь применять на практике знания, умения и навыки, полученные за курс 7 класса. | Подготовка проекта | 21.05 | |
35 | Защита проектов | | | | 28.05 | |