СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Юный исследователь" (практикум по ботанике)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" является логическим продолжением курса биологии в 6 классе (с таким расчётом: 1 час - урок, 1 час - данная внеурочка).

Содержит практические работы по темам уроков и материал, не вошедший в основной курс ботаники.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Юный исследователь" (практикум по ботанике)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени 60-летия Октября

Азовского района










«Юный исследователь»


(практикум по ботанике)


Срок реализации - 1 год
























2018


1. Пояснительная записка.


В современных условиях процесс обучения не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. Необходимо использовать такую систему обучения, которая удовлетворяла бы образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочного и дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Программа является одним из этапов биологического образования, способствует профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов биологических наук. Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

В связи с тем, что произошло сокращение часов, отведенных школьной программой на изучение биологии, актуальное значение имеет проведение данных занятий, т.к. школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на уроках.

Программа рассчитана на 1 год (33 часа, по 40-45 мин) обучения. Занятия проводятся с детьми 11-13 лет.


Цель:

формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся.


Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

  • Развить умение проектирования своей деятельности;

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • Развивать умение оценивать состояние окружающей среды и местных экосистем;

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

  • Совершенствовать навыки коллективной работы;

  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;


Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (40 – 45 мин).


Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, выполняющими индивидуальные проекты и исследования.


Методы обучения:

  1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).

  2. Наблюдение.

  3. Экскурсия

  4. Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного материала)

  5. Исследование.

  6. Метод проектов.

  7. Эвристическая беседа

  8. Практические и лабораторные работы



Формы контроля:

  1. Выставки;

  2. Фоторепортажи;

  3.  Викторины;

  4.  Творческие индивидуальные и групповые задания;

  5.  Компьютерные презентации;

  6.  Защита проектов и исследовательских работ.



2. Учебно-тематический план.


1. Основы исследовательской деятельности (4 ч).

Теоретические знания:

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж.

Алгоритмы исследовательской работы. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Устройство и приемы работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Интернет – ресурсы. Использование образовательных ресурсов.

Практикумы:

Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление наблюдений. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Методы сбора информации.


2. Бактерии и грибы (4 ч.)

Теоритические знания:

Бактерии – биоиндикаторы загрязнённости среды. Использование микроорганизмов в пищевой промышленности. Многообразие Царства Грибы. Съедобные и условно-съедобные грибы. Несъедобные и ядовитые грибы.

Практикумы:

Устройство и приемы работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Выращивание хлебной плесени. Изучение микропрепаратов плесневых грибов. Изучение микрофлоры монет.


3. Растения ( 8 ч.)

Теоретические знания.

Основные таксоны растений. Низшие и Высшие растения. Споровые и семенные растения. Знакомство с комнатными растениями. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение комнатных растений в жизни человека.

Практикумы:

Изучение растений (гербарии, живые растения) различных отделов. Обучение работы с определителями растений и животных. Паспортизация комнатных растений.


4. Ткани и органы (10 ч.)

Теоретические знания.

Клеточное строение растений. Подземные и надземные побеги. Вегетативные и генеративные органы растений. Размножение Цветковых: семенное и вегетативное. Строение цветка. Соцветия. Деление плодов на группы в зависимости от строения околоплодника, количества семян, органов, участвующих в образовании плодов.

Практикумы:

Устройство и приемы работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток. Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Питание комнатных растений.


5. Многообразие Цветковых (4 ч.)

Теоретические знания.

Особенности строения и образа жизни семейств классов Однодольные и Двудольные, наиболее распространён-ных в Ростовской области.

Практикумы:

Изучение растений (гербарии, живые растения) различных семейств, произрастающих на территории Ростовской области. Обучение работы с определителями растений.


6. Охрана природы РО (3 ч.).

Теоретические знания.

Природные условия Ростовской области. Донская степь. Типы растительности. Животный мир. Красная книга Ростовской области. Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы и др. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Правила сбора и сушки лекарственного сырья.

Практикум.

Работа с картами. Определение по биоиндикаторам степени вредности тех или иных веществ для живой природы. Сбор материала об экологических проблемах нашей местности.



3. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Дата

Раздел/тема занятия

Теория

Практика

План

Факт

1



1. Основы исследовательской деятельности.

Методы исследования.

*


2



Устройство микролаборатории.

*


3



Устройство микроскопа.

*


4



Классификация живых организмов.

П.р.: «Составление плана исследования».


*

5



2. Бактерии и грибы.

П.р.: «Строение колонии цианобактерий».


*

6



Многообразие грибов.

*


7



П.р.: «Строение плесневого гриба».


*

8



П.р.: «Строение клеток дрожжей».


*

9



3. Растения.

Низшие и Высшие растения.

*


10



П.р.: «Строение спирогиры».


*

11



Многообразие мхов.

*


12



П.р.: «Строение кукушкиного льна».


*

13



Многообразие папоротниковидных.

*


14



П.р.: «Сравнение внешнего строения папоротника и мха».


*

15



Голосеменные.

*


16



Покрытосеменные.

*


17



4. Ткани и органы.

П.р.: «Клетка кожицы лука».


*

18



П.р.: «Строение луковицы».


*

19



П.р.: «Типы корневых систем».


*

20



П.р.: «Клеточное строение корня».


*

21



П.р.: «Клеточное строения стебля».


*

22



П.р.: «Клеточное строение листа».


*

23



Формула цветка. Соцветия.

*


24



Многообразие плодов.

*


25



Строения семян.


*

26



Вегетативное размножение.


*

27



5. Многообразие Цветковых.

Семейство Бобовые. Семейство Зонтичные.


*

28



Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые.


*

29



Семейство Крестоцветные. Семейство Сложноцветные.


*

30



Семейство Лилейные. Семейство Злаковые.


*

31



6. Охрана природы РО.

Растения Красной книги РО.


*

32



П.р.: «Исследование запыленности пришкольной территории».


*

33



Грибы и животные Красной книги РО.

*




4. Предполагаемые результаты.


Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные биологические понятия и термины;

  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории поселка;

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

  • Антропогенные и природные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.


Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • Оценивать состояние окружающей среды и местных экосистем;

  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Работать с определителями растений и животных;

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

  • Применять коммуникативные навыки.


Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.


Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в конкурсах исследовательских работ;



5. Информационно-методическое обеспечение.


  1. Ковшарева О.М.: «Дополнительная образовательная программа «Юный исследователь» - МАОУ СОШ №2 р.п. Красные Баки, 2014 - http://kovsharevaolga.ucoz.ru/junyj_issledovatel.docx

  2. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2005 – 88 с.

  3. Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа. / Под ред. Евстигнеева В.Е. - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 36 с.

  4. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Методические рекомендации по проведению экологического практикума» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 40 с.

  5. Сухова Т.С., Строганов В.И.: «Биология. 5 класс» / Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2015. – 144 с.

  6. Сухова Т.С., Дмитриева Т.А.: «Биология. 6 класс» / Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2016. – 256 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!