СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса Юный шахматист 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Юный шахматист 4 класс.»



Модифицированная программа «Шахматы в школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы в школе» под редакцией Е.А.Прудниковой, Е.И.Волковой в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены авторами программы Прудниковой Е.А., Волковой Е.И.).


Рабочая программа курса внеурочной деятельности конкретизирует распределение материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся , межпредметных и внутрипредметных связей.

Тип программы – возрастная образовательная.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

4 класс

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению

3) ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

4) наличие чувства прекрасного;

5) формирование основ шахматной культуры;

6) понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

7) развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

10) готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

11) дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

12) формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

13) умение управлять своими эмоциями;

14) оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты

Коммуникативные

1) находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

2) способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

3) донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера;

4) организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные

1) планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

2) принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе и во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные

1) с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

2) овладеет способами структурирования шахматных знаний;

3) выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

4) находить необходимую информацию;

5) совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

6) моделировать, а также овладеет широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

7) строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Предметные результаты

Ученик

1) приобретет знания из истории развития шахмат, представление о роли шахмат и их значение в жизни человека;

2) овладеет терминологией шахматной игры, пониманием функционального смысла и направленностью действий при закреплении изученного шахматного материала;

3) приобретет навык организации отдыха и досуга с использование шахматной игры.



2. Содержание курса.

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.  Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы.На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.



Содержание курса

Коли-чество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Теоретические основы и правила шахматной игры (21 час)

1. Краткая история шахмат.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Знать: о развитии шахматной культуры и спорта в России, о возникновении шахмат на Руси, о выдающихся шахматных деятелей России, о российских шахматах в настоящее время.

2. Базовые понятия шахматной игры.

19ч

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

Знать: тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Уметь: находить тактические приемы «мельница»,«перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи, позицию Филидора, позицию Лусены; разыгрывать простейшие легкофигурные окончания: конь против коня, слон против коня, одноцветные и разноцветные слоны.

Практико-соревновательная деятельность (13 часов)

Конкурсы решения позиций

2 ч

Расставляют позицию для решение упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

10ч

Играют партию до конца записью и различным контролем времени.

Шахматные праздники

Участвуют в играх и эстафетах. Осваивают правила игры.

Итого

34ч



3. Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Кол-во часов

Дата


Содержание, основные понятия

план

Факт


1

Из истории шахмат. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

1



Развитие шахматной культуры и спорта в России, возникновение шахмат на Руси, выдающиеся шахматные деятели России, российские шахматы в настоящее время.

2.

Основные принципы игры в дебюте.

1



Правила игры в дебюте. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Анализ партий: П.Морфи - Дж.МАк Коннела, Дж.Блекберна - Л.Паульсена.

3

Перевес в развитии фигур.

1



Перевес в развитии фигур. Анализ партий: А.Алехина - М.Эйве.

4

Атака на короля.

1



Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Атака на короля пир односторонних рокировках. Атака на короля при разносторонних рокировках. Анализ партий шахматистов.

5

Перевес в пространстве.

1



Что значит "владеть линиями". Перевес в пространстве на примере партии А.Карпова- В.Унцирека.

6

Оценка позиций.

1



Как оценить позицию. Оценка партии по элементам. Постановка цели.

7

План игры.

1



Что такое план игры в шахматной партии. Оценка позиций.

8

Выбор хода.

1



Алгоритм выбора хода.

9

Открытые дебюты.


1



Что такое открытые дебюты, итальянская партия, развитие партии, защита двух коней.

10

Полуоткрытые дебюты.

1



Что такое открытый дебют. Борьба за центр в полуоткрытых дебютах. Сицилианская защита, два варианта Сицилианской защиты, Французская защита.

11

Закрытые дебюты.

1



Что такое закрытый дебют. Славянская защита.

12

Гамбиты.

1



Что такое гамбит. Королевский гамбит.

13

Тактический прием "мельница".

1



Познакомить с новым тактическим приемом "мельница" на примере окончании партии К.Торре - Э.Ласкер.

14

Тактический прием "перекрытие".

1



Познакомить с новым тактическим приемом "перекрытие" на примере позиции из партии Р.Рети - Е.Боголюбова.

15

Тактический прием "рентген".

1



Тактический прием "рентген".

16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1



Повторить изученные тактические приемы.

17

Анализ шахматной партии: выбери ход.

1



Повторить изученные тактические приемы и правила разыгрывания дебюта. Учить проводить анализ шахматной партии.

18

19

20

21

Шахматный турнир.




4



Закрепить полученные знания в ходе игры.

22

23

24

25

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля.

4



Общие законы и принципы игры в окончаниях. Позиция Филидора, Позиция Лусены. Анализ шахматных партий.

26

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

1



Рассматривание типичных матовых позиций, к которым надо стремиться. Типичные патовые позиции, которых следует избегать. Анализ партий.

27

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю.

1



Рассматривание типичных матовых позиций, к которым надо стремиться. Типичные патовые позиции, которых следует избегать. Анализ партий.

28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1



Повторить изученные тактические приемы.

29

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

1



Чему учат шахматы. Что нужно делать, чтобы научится хорошо играть в шахматы? Поиск ответов на вопрос в высказываниях великих шахматистов.

30

31

32

33

Шахматный турнир.




4



Закрепить полученные знания в ходе игры.

34

Шахматный праздник.

1



Шахматное путешествие по станциям.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!