РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании кафедры заместитель директора по УР директор МБОУ школа №27
(Протокол №1 от 28.08.2017г) _____________ Е.И.Кулыманова _____________ М.С.Толчина
Руководитель кафедры «28» августа 2017 г. Приказ № _________ от _______________
____________ Н.В.Захарычева
Рабочая программа курса
Изобразительное искусство, 2 класс
общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
«Начальная школа 21 века»
Составители рабочей программы:
учитель начальных классов
Груздева Е.П.
г. Дзержинск
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе и в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС);
с авторской программой «Программа по изобразительному искусству» Л.Г.Савенковой;
с возможностями УМК «Начальная школа XXI века».
Место предмета в учебном плане.
Программа предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в рамках предметной области «Искусство» 1ч в неделю и рассчитана на 34часа.
Планируемые результаты освоения программы
по изобразительному искусству
Личностные результаты
целостное, гармоничное развитие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение находить нужную информацию в Интернете;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметные результаты
сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание программы
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 часов |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 часов |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 часов |
| Итого | 34ч |
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17ч
1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения- 11ч
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в
живописи).
2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.
2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
2.3. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,
2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
2.5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – 6ч
3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги(обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
Материально-техническое обеспечение
Учебно - методический комплект:
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.» Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы», М.: Вентана - Граф, 2011.
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Савенкова, Н.В.Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ п/п | Дата | Учебная тема | Характеристика деятельности учащегося |
1 | 4.09 | Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами». | Работа на плоскостиВыполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур |
2 | 11.09 | Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов «Ковёр- самолёт» | Иметь представление о фактуре предмета. Снимать отпечаток фактуры предмета. Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению |
3 | 18.09 | Снимаем отпечаток фактуры с предмета « Живые листья» |
4 | 25.09 | Изобразительная плоскость. Пропорции изображаемых предметов. Изображение с натуры. Рефлекс. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе |
5 | 02.10 | Замкнутое пространство. Изображение своей комнаты. | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер |
6 | 09.10 | Изучение явлений наглядной перспективы. Задумать путешествие и изобразить его маршрут. | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание |
7 | 16.10 | Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. Контраст. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером. | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния) |
8 | 23.10. | Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы. Композиция «Дом и окружающий его мир природы». | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры |
9 | 06.11. | Человек в архитектурной среде. Набросок. Создание композиций на темы: «Игры на полу». | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека |
10 | 13.11. | Красота и необычное в природе. Тон. Пейзаж «Грусть и покой поздней осенью». | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция) |
11 | 20.11. | Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство). Интерьер для сказочного героя: «Комната Мальвины». Моделирование. | Работа в объёме и пространстве Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты |
12 | 27.11. | Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Проект детской площадки. | Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте |
13 | 4.12. | Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная коллективная композиция в технике бумажной пластики «Деревенька». | Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику |
14 | 11.12. | Связь народной игрушки с народными сказками. Авторская мягкая игрушка. Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования |
15 | 18.12. | Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. «Заколдованный лес». | Декоративно-прикладная деятельностьИспользовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация |
16 | 25.12. | Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек. | Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна) |
17 | | Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент. Композиция «Как петушок стал пряником». | Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок |
18 | | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Портрет | Работа на плоскостиСоздавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями |
19 | | Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. | Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.Сочинять и иллюстрировать свои былины.Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях |
20 | | Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением различных произведений. Композиция «Русалочка» (описание подводного мира). | Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки |
21 | | Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. «Затерянный мир». | Работа в объёме и пространствеСоздавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека. Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола |
22 | | Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. «День рождения». Моделирование. | Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе |
23 | | Создание икебаны с использованием природных материалов. «Сказочный букет» | Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах |
24 | | Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции. Работа с природным материалом. «Сад в моей сказке». | Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев |
25 | | Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» | Декоративно-прикладная деятельностьКонструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении |
26 | | Стилизация и обобщение. Изготовление игрушек на основе конуса и палочки. | Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы |
27 | | Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Создание карты местности. «Заветные тропинки». | Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.Осваивать техники аппликации и бумажной пластики. Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом |
28 | | Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Штрих. «Музыкальная радуга». | Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр |
29 | | Искусство и человек. Представление о памятниках культуры. Коллективный проект «Архитектура моего города». | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира |
30 | | Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Встреча с художником | Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета). Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни |
31 | | Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Рисование красками (по выбору) | Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых) |
32 | | Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). | Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам |
33 | | Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. «Тростевая кукла». | Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки |
34 | | Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства | Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника» |
18