СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса Изобразительное искусство, 2 класс общеобразовательных учреждений (базовый уровень) «Начальная школа 21 века»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе и в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС);
  • с авторской программой «Программа по изобразительному искусству» Л.Г.Савенковой;
  • с возможностями УМК «Начальная школа XXI века».

 

Место предмета в учебном плане.

Программа предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в рамках предметной области «Искусство» 1ч в неделю и рассчитана на 34часа.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Изобразительное искусство, 2 класс общеобразовательных учреждений (базовый уровень) «Начальная школа 21 века»»


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры заместитель директора по УР директор МБОУ школа №27

(Протокол №1 от 28.08.2017г) _____________ Е.И.Кулыманова _____________ М.С.Толчина

Руководитель кафедры «28» августа 2017 г. Приказ № _________ от _______________

____________ Н.В.Захарычева






Рабочая программа курса

Изобразительное искусство, 2 класс

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

«Начальная школа 21 века»






Составители рабочей программы:

учитель начальных классов

Груздева Е.П.






г. Дзержинск

2017/2018 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе и в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС);

  • с авторской программой «Программа по изобразительному искусству» Л.Г.Савенковой;

  • с возможностями УМК «Начальная школа XXI века».


Место предмета в учебном плане.

Программа предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в рамках предметной области «Искусство» 1ч в неделю и рассчитана на 34часа.



Планируемые результаты освоения программы

по изобразительному искусству


Личностные результаты

  • целостное, гармоничное развитие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

  • способность различать звуки окружающего мира;

  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • способность работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности.


Метапредметные результаты

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.


Предметные результаты

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию;

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Содержание программы

п/п

Разделы и темы


Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)

17 часов

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6 часов


Итого

34ч












I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17ч

1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения- 11ч

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в

живописи).

2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.

2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

2.3. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,

2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

2.5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.

2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – 6ч

3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги(обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.



Материально-техническое обеспечение

Учебно - методический комплект:

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.» Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы», М.: Вентана - Граф, 2011.

  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Савенкова, Н.В.Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.




















Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

п/п

Дата


Учебная тема

Характеристика деятельности учащегося

1

4.09

Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами».

Работа на плоскостиВыполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур

2

11.09

Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов «Ковёр- самолёт»

Иметь представление о фактуре предмета. Снимать отпечаток фактуры предмета. Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

3

18.09

Снимаем отпечаток фактуры с предмета « Живые листья»

4

25.09

Изобразительная плоскость. Пропорции изображаемых предметов. Изображение с натуры. Рефлекс.

Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры.


Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе

5

02.10

Замкнутое пространство. Изображение своей комнаты.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер

6

09.10

Изучение явлений наглядной перспективы. Задумать путешествие и изобразить его маршрут.

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

7

16.10

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. Контраст.

Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

8

23.10.

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

Композиция «Дом и окружающий его мир природы».

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры

9

06.11.

Человек в архитектурной среде. Набросок.

Создание композиций на темы: «Игры на полу».

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека

10

13.11.

Красота и необычное в природе. Тон.

Пейзаж «Грусть и покой поздней осенью».

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

11

20.11.

Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Интерьер для сказочного героя: «Комната Мальвины». Моделирование.

Работа в объёме и пространстве

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты

12

27.11.

Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции.

Проект детской площадки.

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте

13

4.12.

Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная коллективная композиция в технике бумажной пластики «Деревенька».

Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику

14

11.12.

Связь народной игрушки с народными сказками. Авторская мягкая игрушка.

Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования

15

18.12.

Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. «Заколдованный лес».

Декоративно-прикладная деятельностьИспользовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация

16

25.12.

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек.

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)

17


Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. Орнамент.

Композиция «Как петушок стал пряником».

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок

18


Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Портрет

Работа на плоскостиСоздавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями

19


Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе.

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.Сочинять и иллюстрировать свои былины.Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях

20


Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением различных произведений. Композиция «Русалочка» (описание подводного мира).

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки

21


Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. «Затерянный мир».

Работа в объёме и пространствеСоздавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола

22


Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов.

«День рождения». Моделирование.

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе

23


Создание икебаны с использованием природных материалов.

«Сказочный букет»

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах

24


Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции. Работа с природным материалом. «Сад в моей сказке».

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев

25


Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

«Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»

Декоративно-прикладная деятельностьКонструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

26


Стилизация и обобщение.

Изготовление игрушек на основе конуса и палочки.

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы

27


Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение.

Создание карты местности. «Заветные тропинки».

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом

28


Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Штрих.

«Музыкальная радуга».

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

29


Искусство и человек. Представление о памятниках культуры.

Коллективный проект «Архитектура моего города».

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира

30


Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Встреча с художником

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни

31


Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы).

Рисование красками (по выбору)

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

32


Писатель — художник — книга.

Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица).

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

33


Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

«Тростевая кукла».

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки

34


Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства


Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника»

















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!