СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими задержку психического развития, 5-9 классы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими задержку психического развития, 5-9 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Ростова



Рассмотрена

на заседании школьного МО учителей

начальных классов

Протокол № ___ от

«____» _______________2019г.


___________________ Тарыгина Т.В.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ №2 г.Ростова


___________________ Е.И. Буянова


«___» _____________ 2019 г.





Рабочая программа

курса логопедических занятий

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья,

имеющих задержу психического развития

5 - 9 классы

на 2019-2020 учебный год



Разработчики:

Кузнецова Наталья Александровна

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Сахарова Вера Александровна

учитель-логопед

 



    1. Пояснительная записка


В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества обучающихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Большую часть данной группы составляют обучающиеся с ОВЗ, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Значительные трудности обучающиеся испытывают в усвоении знаний и формировании умений по следующим предметам: русский язык, литература. Данная ситуация обусловлена наличием системного недоразвития речи, дисграфии, дислексии и дизорфографии.

Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данную работу проводит учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь обучающимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку, литературе.

Программа разработана для обучающихся 5 – 9 классов, которым было рекомендовано обучение АООП.

Тематическое планирование для каждого класса, характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.


    1. Нормативно-правовое обеспечение


Логопедическая программа разработана с учётом следующих НПА:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  3. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 1996г. «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Учебный план ОУ.

  6. Календарный учебный график ОУ.

  7. Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда образовательного учреждения ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»


Логопедическая программа, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися 5 – 9 классов с ЗПР.


    1. Цель и задачи программы


Цель данной программы - коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.


Основные задачи программы:

  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  • Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.

  • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


    1. Принципы и методы, определяющие реализацию программы


Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:


  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

  • учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;


Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.



    1. Планируемые результаты освоения программы


Предметные, метапредметные и личностные

результаты логопедической работы


Предметные результаты:

  1. Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  3. Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  5. Умение задавать вопросы.


Предметные результаты освоения программы


  1. формирование интереса к изучению русского языка;

  2. овладение основами грамотного письма;

  3. коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

  4. осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  5. участие в обсуждении прочитанных произведений;

  6. использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

  7. осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.


Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.


Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).


Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР


п/п

Разделы

Количество часов



5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс



1

Логопедическая диагностика

2 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)



2

Коррекция устной и

письменной речи

30

24

24

24

24



3

ИТОГО:

34

27

27

27

27
























Поурочное планирование курса логопедических занятий

с обучающимися 5 класса

Состав группы:



п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.



Звуки и буквы.



Гласные звуки и буквы.



Согласные звуки и буквы.



Дифференциация твердых и мягких согласных.



Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков и букв б – п.



Дифференциация звуков и букв г – к



Дифференциация звуков и букв з – с.



Дифференциация звуков и букв д – т.



Дифференциация звуков и букв ж – ш.



Дифференциация звуков и букв ч – щ – ть.



Слова, обозначающие предметы.



Определение рода имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ.



Словоизменение имен существительных 1 склонения по падежам.



Словоизменение имен существительных 2 склонения по падежам.



Словоизменение имен существительных 3 склонения по падежам.



Словоизменение имен существительных по числам.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде и числе.



Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.



Слова, обозначающие действие предмета.



Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова.



Антонимы.



Синонимы.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.



Поурочное планирование курса логопедических занятий

с обучающимися 6 класса


Состав группы:







п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной и письменной речи.



Звуки и буквы.



Гласные звуки и буквы.



Согласные звуки и буквы.



Дифференциация твердых и мягких согласных.



Звонкие и глухие согласные и их дифференциация.



Слова, обозначающие предметы.



Определение рода имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ.



Словоизменение имен существительных.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде и числе.



Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.



Слова, обозначающие действие предмета. Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Окончание. Выделение окончаний.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами.



Антонимы. Подбор антонимов к слову.



Синонимы. Подбор синонимов к слову.



Составление простого распространенного предложения из заданных слов.



Разделение сплошного текста на предложения.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.






Поурочное планирование курса логопедических занятий

с обучающимися 7 класса

Состав группы:







п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной и письменной речи.



Слова, обозначающие предметы.



Словоизменение имен существительных.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными.



Слова, обозначающие действие предмета.



Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Окончание. Выделение окончаний.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Употребление предлогов в предложении.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами.



Антонимы. Подбор антонимов к слову.



Синонимы. Подбор синонимов к слову.



Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения.



Знаки препинания в конце предложения.



Составление простого распространенного предложения из заданных слов.



Составление союзных и бессоюзных сложных предложений.



Дифференциация простого и сложного предложения.



Разделение сплошного текста на предложения.



Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.









Поурочное планирование курса логопедических занятий

с обучающимися 8 класса


Состав группы:








п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной и письменной речи.



Слова, обозначающие предметы.



Словоизменение имен существительных.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными.



Слова, обозначающие действие предмета.



Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Окончание. Выделение окончаний.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Употребление предлогов в предложении.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами.



Антонимы. Подбор антонимов к слову.



Синонимы. Подбор синонимов к слову.



Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения.



Знаки препинания в конце предложения.



Составление простого распространенного предложения из заданных слов.



Составление союзных и бессоюзных сложных предложений.



Дифференциация простого и сложного предложения.



Разделение сплошного текста на предложения.



Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.







Поурочное планирование курса логопедических занятий

с обучающимися 9 класса

Состав группы:









п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной и письменной речи.



Слова, обозначающие предметы.



Словоизменение имен существительных по числам.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными.



Слова, обозначающие действие предмета.



Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Окончание. Выделение окончаний.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Употребление предлогов в предложении.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами.



Антонимы. Подбор антонимов к слову.



Синонимы. Подбор синонимов к слову.



Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения.



Знаки препинания в конце предложения.



Составление простого распространенного предложения из заданных слов.



Составление союзных и бессоюзных сложных предложений.



Дифференциация простого и сложного предложения.



Разделение сплошного текста на предложения.



Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!