Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Ростова
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «____» _______________2019г. ___________________ Тарыгина Т.В. | | Утверждаю Директор МОУ СОШ №2 г.Ростова ___________________ Е.И. Буянова «___» _____________ 2019 г. |
Рабочая программа
курса логопедических занятий
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
имеющих задержу психического развития
5 - 9 классы
на 2019-2020 учебный год
Разработчики:
Кузнецова Наталья Александровна
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
Сахарова Вера Александровна
учитель-логопед
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества обучающихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Большую часть данной группы составляют обучающиеся с ОВЗ, имеющие задержку психического развития (ЗПР).
Значительные трудности обучающиеся испытывают в усвоении знаний и формировании умений по следующим предметам: русский язык, литература. Данная ситуация обусловлена наличием системного недоразвития речи, дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данную работу проводит учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь обучающимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку, литературе.
Программа разработана для обучающихся 5 – 9 классов, которым было рекомендовано обучение АООП.
Тематическое планирование для каждого класса, характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Нормативно-правовое обеспечение
Логопедическая программа разработана с учётом следующих НПА:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 1996г. «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план ОУ.
Календарный учебный график ОУ.
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда образовательного учреждения ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»
Логопедическая программа, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися 5 – 9 классов с ЗПР.
Цель и задачи программы
Цель данной программы - коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Принципы и методы, определяющие реализацию программы
Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:
гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;
Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные, метапредметные и личностные
результаты логопедической работы
Предметные результаты:
Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты:
Осознание языка как основного средства человеческого общения;
Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы
формирование интереса к изучению русского языка;
овладение основами грамотного письма;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
участие в обсуждении прочитанных произведений;
использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.
Способы определения результативности:
- тестирование в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов:
Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).
Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
|
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
|
1 | Логопедическая диагностика | 2 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | |
|
2 | Коррекция устной и письменной речи | 30 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
|
3 | ИТОГО: | 34 | 27 | 27 | 27 | 27 | |
Поурочное планирование курса логопедических занятий
с обучающимися 5 класса
Состав группы:
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |
| Звуки и буквы. | | |
| Гласные звуки и буквы. | | |
| Согласные звуки и буквы. | | |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. | | |
| Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков и букв б – п. | | |
| Дифференциация звуков и букв г – к | | |
| Дифференциация звуков и букв з – с. | | |
| Дифференциация звуков и букв д – т. | | |
| Дифференциация звуков и букв ж – ш. | | |
| Дифференциация звуков и букв ч – щ – ть. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Определение рода имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. | | |
| Словоизменение имен существительных 1 склонения по падежам. | | |
| Словоизменение имен существительных 2 склонения по падежам. | | |
| Словоизменение имен существительных 3 склонения по падежам. | | |
| Словоизменение имен существительных по числам. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде и числе. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. | | |
| Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. | | |
| Антонимы. | | |
| Синонимы. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |
Поурочное планирование курса логопедических занятий
с обучающимися 6 класса
Состав группы:
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной и письменной речи. | | |
| Звуки и буквы. | | |
| Гласные звуки и буквы. | | |
| Согласные звуки и буквы. | | |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. | | |
| Звонкие и глухие согласные и их дифференциация. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Определение рода имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. | | |
| Словоизменение имен существительных. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде и числе. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Окончание. Выделение окончаний. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. | | |
| Антонимы. Подбор антонимов к слову. | | |
| Синонимы. Подбор синонимов к слову. | | |
| Составление простого распространенного предложения из заданных слов. | | |
| Разделение сплошного текста на предложения. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |
Поурочное планирование курса логопедических занятий
с обучающимися 7 класса
Состав группы:
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной и письменной речи. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Словоизменение имен существительных. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. | | |
| Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Окончание. Выделение окончаний. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Употребление предлогов в предложении. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. | | |
| Антонимы. Подбор антонимов к слову. | | |
| Синонимы. Подбор синонимов к слову. | | |
| Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения. | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | | |
| Составление простого распространенного предложения из заданных слов. | | |
| Составление союзных и бессоюзных сложных предложений. | | |
| Дифференциация простого и сложного предложения. | | |
| Разделение сплошного текста на предложения. | | |
| Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |
Поурочное планирование курса логопедических занятий
с обучающимися 8 класса
Состав группы:
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной и письменной речи. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Словоизменение имен существительных. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. | | |
| Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Окончание. Выделение окончаний. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Употребление предлогов в предложении. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. | | |
| Антонимы. Подбор антонимов к слову. | | |
| Синонимы. Подбор синонимов к слову. | | |
| Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения. | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | | |
| Составление простого распространенного предложения из заданных слов. | | |
| Составление союзных и бессоюзных сложных предложений. | | |
| Дифференциация простого и сложного предложения. | | |
| Разделение сплошного текста на предложения. | | |
| Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |
Поурочное планирование курса логопедических занятий
с обучающимися 9 класса
Состав группы:
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной и письменной речи. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Словоизменение имен существительных по числам. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. | | |
| Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Окончание. Выделение окончаний. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Употребление предлогов в предложении. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. | | |
| Антонимы. Подбор антонимов к слову. | | |
| Синонимы. Подбор синонимов к слову. | | |
| Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения. | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | | |
| Составление простого распространенного предложения из заданных слов. | | |
| Составление союзных и бессоюзных сложных предложений. | | |
| Дифференциация простого и сложного предложения. | | |
| Разделение сплошного текста на предложения. | | |
| Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |