СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими умственную отсталость, 5-8 классы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими умственную отсталость, 5-8 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Ростова



Рассмотрена

на заседании школьного МО учителей

начальных классов

Протокол № ___ от

«____»_______________2019г.


___________________ Тарыгина Т.В.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ №2 г.Ростова


___________________ Е.И. Буянова


«___»_____________ 2019 г.





Рабочая программа

курса логопедических занятий

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья,

имеющих умственную отсталость

5 - 8 классы

на 2019-2020 учебный год



Разработчики:

Кузнецова Наталья Александровна

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Сахарова Вера Александровна

учитель-логопед

 



1.1. Пояснительная записка

Умственное и речевое развитие учащихся тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитие познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии обучающихся.

Логопедическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными умственной отсталостью, вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у большинства учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида, носят характер системного недоразвития, т е страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.


1.2. Нормативно-правовое обеспечение курса


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

4.Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6.Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ №2 г.Ростова.

В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого класса.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.


1.3. Цели задачи курса

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

  3. Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


Учитель – логопед проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по направлениям:

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Формирование связной речи.

• Формирование полноценных учебных умений.

• Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

• Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

В работе с учащимися используются коррекционно-логопедические технологии: формирования слоговой структуры слова, элементы арт-терапии, обогащения и активизации словарного запаса(Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.)

Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка в логопедический кабинет) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец полугодия, года). В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др.

Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

1) конструктивные во время работы по уточнению оптикопространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

2) творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза;

3) игровые;

4) наглядно — демонстрационные.


1.3. Планируемые результаты изучаемого курса

1. Правильно произносить звуки в устной речи.

2. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

Использование различных видов устной речи

- разговорно-диалогической,

-описательно-повествовательной.

3. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

4. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.

5. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

6. Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

7. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил.

9. Овладение основами грамотного письма.

Основное направление оценочной деятельности:


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2. Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?— и уметь на него отвечать;

3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

-  оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

1. Общеучебные универсальные действия:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2. Логические универсальные действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

-  формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Планируемые результаты 5 класс

Предметный результат:

  • уметь различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные;

  • уметь выполнять звукобуквенный анализ односложных, двусложных слов;

  • уметь различать твердые и мягкие согласные при обозначении буквами а-я, у-ю, ы-и, о-ё;

  • уметь различать предметы по вопросам кто это? Что это?;

  • строить простое распространённое предложение по картинкам;

  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

  • знать алфавит;

  • использовать в речи вопросительные, повествовательные предложения;

  • составлять небольшие рассказы, используя вопросы учителя, план, иллюстрации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для лучшей адаптации;

Личностный результат:

  • ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, родственниками, учителями;

  • быть способными к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;

  • повышать уровень толерантности;

  • проявлять интерес к изучению родного языка;

  • повышать уровень самостоятельности;

  • проявлять интерес к чтению художественных произведений

Планируемые результаты 6 класс

Предметный результат:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;

  • уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные;

  • писать под диктовку предложения, применять правила проверки написания слов;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • выделять имя существительное как части речи

  • строить простое распространенное предложение по картинке, по опорным словам, по схемам;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для лучшей адаптации и социализации в обществе.

Личностный результат:

  • Проявлять наблюдательность, внимание

  • Ощущать эмоциональный комфорт при общении с родственниками, сверстниками, учителями

  • Быть способными к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности

  • Повышать уровень самостоятельности;

  • Развивать любознательность, познавательную активность

  • Проявлять интерес к изучению родного языка

  • Уметь реализовывать себя при выходе из школы..

Планируемые результаты 8 класс

Предметный результат:

  • знать наиболее распространенные правила правописания слов.

  • писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать части речи: строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение по картинку, по опорным словам;

  • оформлять деловые бумаги, пользуясь образцом;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем;

  • грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;

  • выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

  • составлять сложные предложения и включать их в связное высказывание;

  • составлять предложение по данному началу;

  • описывать устно внешний вид и внутренние качества и свойства человека;

  • составлять тексты-рассуждения на доступном учащимся материале («Кем я хочу стать и почему»);

Личностный результат:

  • развивать потребности к новым знаниям;

  • ощущать эмоциональный комфорт при общении с родственниками, сверстниками, учителями;

  • проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, толерантность;

  • интересоваться и любить родной язык;

  • повышать уровень самостоятельности.





Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, имеющих УО



п/п

Разделы

Количество часов



5

класс

6

класс

8

класс



1

Логопедическая диагностика

2 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)

1 (н.г.)

2 (к.г.)



2

Коррекция устной и

письменной речи

30

24

24



3

ИТОГО:

34

27

27
















































Поурочное планирование логопедических занятий

с обучающимися 5 класса


п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование.



Логопедическое обследование



Звуки речи.



Слово и слог.



Деление слов на слоги.



Упражнение в слоговом анализе и синтезе.



Гласные звуки первого ряда.



Гласные звуки второго ряда и их способ образования.



Дифференциация гласных а-я.



Дифференциация гласных о-ё.



Дифференциация гласных у-ю.



Дифференциация гласных ы-и.



Дифференциация гласных э-е.



Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство а-о.



Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство и-у.



Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство и-ы.



Согласные звуки. Способ образования согласных звуков.



Дифференциация звуков и букв д-т.



Дифференциация звуков и букв з-с.



Дифференциация звуков и букв г-к.



Дифференциация звуков и букв в-ф.



Дифференциация звуков и букв ж-ш.



Дифференциация звуков и букв б-п.



Дифференциация звуков и букв ч-ть-щ.



Дифференциация звуков и букв щ-сь.



Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».



Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью приставок.



Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью суффиксов.



Составление словосочетаний из заданных слов.



Составление простых предложений из заданных слов.



Составление рассказа по серии сюжетных картинок.



Составление описательного рассказа



Логопедическое обследование.



Логопедическое обследование.








Поурочное планирование логопедических занятий

с обучающимися 6 класса


п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование.



Звуки речи. Слово и слог.



Деление слов на слоги.



Упражнение в слоговом анализе и синтезе.



Гласные звуки первого ряда.



Гласные звуки второго ряда и их способ образования.



Дифференциация гласных а-я.



Дифференциация гласных о-ё.



Дифференциация гласных у-ю.



Дифференциация гласных ы-и.



Дифференциация гласных э-е.



Согласные звуки. Способ образования согласных звуков.



Дифференциация звуков и букв д-т.



Дифференциация звуков и букв з-с.



Дифференциация звуков и букв г-к.



Дифференциация звуков и букв в-ф.



Дифференциация звуков и букв ж-ш.



Дифференциация звуков и букв б-п.



Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».



Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью приставок.



Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью суффиксов.



Составление словосочетаний из заданных слов.



Составление простых предложений из заданных слов.



Составление рассказа по серии сюжетных картинок.



Составление описательного рассказа



Логопедическое обследование.



Логопедическое обследование.















Поурочное планирование логопедических занятий

с обучающимися 8 класса


п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Логопедическое обследование устной и письменной речи.



Слова, обозначающие предметы.



Словоизменение имен существительных.



Слова, обозначающие признак предмета.



Согласование имен прилагательных с именами существительными.



Слова, обозначающие действие предмета.



Словоизменение глаголов по временам.



Правописание –тся и –ться.



Согласование глагола с именами существительными.



Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов.



Окончание. Выделение окончаний.



Приставка. Образование слов с помощью приставок.



Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Употребление предлогов в предложении.



Дифференциация приставок и предлогов.



Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами.



Антонимы. Подбор антонимов к слову.



Синонимы. Подбор синонимов к слову.



Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения.



Знаки препинания в конце предложения.



Составление простого распространенного предложения из заданных слов.



Составление союзных и бессоюзных сложных предложений.



Дифференциация простого и сложного предложения.



Разделение сплошного текста на предложения.



Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок.



Логопедическое обследование устной речи.



Логопедическое обследование навыков письма и чтения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!