Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Ростова
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «____»_______________2019г. ___________________ Тарыгина Т.В. | | Утверждаю Директор МОУ СОШ №2 г.Ростова ___________________ Е.И. Буянова «___»_____________ 2019 г. |
Рабочая программа
курса логопедических занятий
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
имеющих умственную отсталость
5 - 8 классы
на 2019-2020 учебный год
Разработчики:
Кузнецова Наталья Александровна
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
Сахарова Вера Александровна
учитель-логопед
1.1. Пояснительная записка
Умственное и речевое развитие учащихся тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитие познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии обучающихся.
Логопедическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными умственной отсталостью, вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Нарушения речи у большинства учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида, носят характер системного недоразвития, т е страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение курса
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
4.Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6.Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ №2 г.Ростова.
В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого класса.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
1.3. Цели задачи курса
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Учитель – логопед проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по направлениям:
• Развитие звуковой стороны речи.
• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
• Формирование связной речи.
• Формирование полноценных учебных умений.
• Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
• Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
В работе с учащимися используются коррекционно-логопедические технологии: формирования слоговой структуры слова, элементы арт-терапии, обогащения и активизации словарного запаса(Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.)
Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка в логопедический кабинет) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец полугодия, года). В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др.
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
1) конструктивные во время работы по уточнению оптикопространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
2) творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза;
3) игровые;
4) наглядно — демонстрационные.
1.3. Планируемые результаты изучаемого курса
1. Правильно произносить звуки в устной речи.
2. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.
Использование различных видов устной речи
- разговорно-диалогической,
-описательно-повествовательной.
3. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
4. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.
5. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.
6. Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
7. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил.
9. Овладение основами грамотного письма.
Основное направление оценочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2. Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?— и уметь на него отвечать;
3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;
- оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
1. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
2. Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Планируемые результаты 5 класс
Предметный результат:
уметь различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные;
уметь выполнять звукобуквенный анализ односложных, двусложных слов;
уметь различать твердые и мягкие согласные при обозначении буквами а-я, у-ю, ы-и, о-ё;
уметь различать предметы по вопросам кто это? Что это?;
строить простое распространённое предложение по картинкам;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
знать алфавит;
использовать в речи вопросительные, повествовательные предложения;
составлять небольшие рассказы, используя вопросы учителя, план, иллюстрации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для лучшей адаптации;
Личностный результат:
ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, родственниками, учителями;
быть способными к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;
повышать уровень толерантности;
проявлять интерес к изучению родного языка;
повышать уровень самостоятельности;
проявлять интерес к чтению художественных произведений
Планируемые результаты 6 класс
Предметный результат:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные;
писать под диктовку предложения, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
выделять имя существительное как части речи
строить простое распространенное предложение по картинке, по опорным словам, по схемам;
пользоваться школьным орфографическим словарем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для лучшей адаптации и социализации в обществе.
Личностный результат:
Проявлять наблюдательность, внимание
Ощущать эмоциональный комфорт при общении с родственниками, сверстниками, учителями
Быть способными к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности
Повышать уровень самостоятельности;
Развивать любознательность, познавательную активность
Проявлять интерес к изучению родного языка
Уметь реализовывать себя при выходе из школы..
Планируемые результаты 8 класс
Предметный результат:
знать наиболее распространенные правила правописания слов.
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи: строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение по картинку, по опорным словам;
оформлять деловые бумаги, пользуясь образцом;
пользоваться школьным орфографическим словарем;
грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;
выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
составлять сложные предложения и включать их в связное высказывание;
составлять предложение по данному началу;
описывать устно внешний вид и внутренние качества и свойства человека;
составлять тексты-рассуждения на доступном учащимся материале («Кем я хочу стать и почему»);
Личностный результат:
развивать потребности к новым знаниям;
ощущать эмоциональный комфорт при общении с родственниками, сверстниками, учителями;
проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, толерантность;
интересоваться и любить родной язык;
повышать уровень самостоятельности.
Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, имеющих УО
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
|
5 класс | 6 класс | 8 класс | |
|
1 | Логопедическая диагностика | 2 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | 1 (н.г.) 2 (к.г.) | |
|
2 | Коррекция устной и письменной речи | 30 | 24 | 24 | |
|
3 | ИТОГО: | 34 | 27 | 27 |
Поурочное планирование логопедических занятий
с обучающимися 5 класса
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование. | | |
| Логопедическое обследование | | |
| Звуки речи. | | |
| Слово и слог. | | |
| Деление слов на слоги. | | |
| Упражнение в слоговом анализе и синтезе. | | |
| Гласные звуки первого ряда. | | |
| Гласные звуки второго ряда и их способ образования. | | |
| Дифференциация гласных а-я. | | |
| Дифференциация гласных о-ё. | | |
| Дифференциация гласных у-ю. | | |
| Дифференциация гласных ы-и. | | |
| Дифференциация гласных э-е. | | |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство а-о. | | |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство и-у. | | |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство и-ы. | | |
| Согласные звуки. Способ образования согласных звуков. | | |
| Дифференциация звуков и букв д-т. | | |
| Дифференциация звуков и букв з-с. | | |
| Дифференциация звуков и букв г-к. | | |
| Дифференциация звуков и букв в-ф. | | |
| Дифференциация звуков и букв ж-ш. | | |
| Дифференциация звуков и букв б-п. | | |
| Дифференциация звуков и букв ч-ть-щ. | | |
| Дифференциация звуков и букв щ-сь. | | |
| Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | | |
| Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью приставок. | | |
| Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью суффиксов. | | |
| Составление словосочетаний из заданных слов. | | |
| Составление простых предложений из заданных слов. | | |
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | | |
| Составление описательного рассказа | | |
| Логопедическое обследование. | | |
| Логопедическое обследование. | | |
Поурочное планирование логопедических занятий
с обучающимися 6 класса
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование. | | |
| Звуки речи. Слово и слог. | | |
| Деление слов на слоги. | | |
| Упражнение в слоговом анализе и синтезе. | | |
| Гласные звуки первого ряда. | | |
| Гласные звуки второго ряда и их способ образования. | | |
| Дифференциация гласных а-я. | | |
| Дифференциация гласных о-ё. | | |
| Дифференциация гласных у-ю. | | |
| Дифференциация гласных ы-и. | | |
| Дифференциация гласных э-е. | | |
| Согласные звуки. Способ образования согласных звуков. | | |
| Дифференциация звуков и букв д-т. | | |
| Дифференциация звуков и букв з-с. | | |
| Дифференциация звуков и букв г-к. | | |
| Дифференциация звуков и букв в-ф. | | |
| Дифференциация звуков и букв ж-ш. | | |
| Дифференциация звуков и букв б-п. | | |
| Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | | |
| Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью приставок. | | |
| Развитие навыков словообразования. Образование новых слов с помощью суффиксов. | | |
| Составление словосочетаний из заданных слов. | | |
| Составление простых предложений из заданных слов. | | |
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | | |
| Составление описательного рассказа | | |
| Логопедическое обследование. | | |
| Логопедическое обследование. | | |
Поурочное планирование логопедических занятий
с обучающимися 8 класса
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Логопедическое обследование устной и письменной речи. | | |
| Слова, обозначающие предметы. | | |
| Словоизменение имен существительных. | | |
| Слова, обозначающие признак предмета. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными. | | |
| Слова, обозначающие действие предмета. | | |
| Словоизменение глаголов по временам. | | |
| Правописание –тся и –ться. | | |
| Согласование глагола с именами существительными. | | |
| Части слова. Корень. Подбор однокоренных слов. | | |
| Окончание. Выделение окончаний. | | |
| Приставка. Образование слов с помощью приставок. | | |
| Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
| Употребление предлогов в предложении. | | |
| Дифференциация приставок и предлогов. | | |
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. | | |
| Антонимы. Подбор антонимов к слову. | | |
| Синонимы. Подбор синонимов к слову. | | |
| Понятие предложения. Смысловая и интонационная законченность предложения. | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | | |
| Составление простого распространенного предложения из заданных слов. | | |
| Составление союзных и бессоюзных сложных предложений. | | |
| Дифференциация простого и сложного предложения. | | |
| Разделение сплошного текста на предложения. | | |
| Написание сочинения с опорой серию сюжетных картинок. | | |
| Логопедическое обследование устной речи. | | |
| Логопедическое обследование навыков письма и чтения. | | |