Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия №1»
Принято Утверждаю
решением педагогического совета гимназии Директор гимназии
№____от_________2018 г. _________/В.Г.Косьяненко/
«____»_____________2018 г.
Рабочая программа курса
« Мир задач»
для 1-4 класса
Составитель:
Еселевич О.И.
Новосибирск
2018
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся имеющих способности и повышенный интерес к интеллектуальной деятельности, ориентированных на «квазиисследовательский» метод познания окружающего мира.
Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:
- развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование рефлексивных действий учащихся;
- подготовка к участию в традиционных и развивающих олимпиадах;
- формирование умения использовать индивидуальные и коллективные ресурсы для поиска путей решения задач;
- развитие речи учащихся;
- воспитание речевой культуры;
- обучение применению различных методов при решении задач из разных областей знаний;
- расширение и углубление знаний учащихся по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.
Программа предполагает организацию коллективно-распределённой учебной деятельности учащихся, которая развёртывается либо в форме коллективного учебного диалога, либо в форме групповой работы детей. Создаются условия для развития самостоятельных практических действий учащихся, так как знания не даются в готовом виде. Используемый принцип моделирования является основным средством целеполагания и планирования учебной деятельности.
Курс содержит задачи интеллектуально-занимательного характера, способствующие формированию у детей логического, алгоритмического, пространственного мышления.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные универсальные учебные действия.
осознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях общения;
способность понимать другого человека, становится на его позицию;
способность к критическому мышлению.
Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
устанавливать последовательность действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
учиться прогнозировать результат деятельности;
умение оценивать результаты своей работы и результаты работы одноклассников;
умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта;
учиться давать оценку своей деятельности и деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
создание гипотез и их проверка;
установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений;
поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств;
умение перерабатывать полученную информацию (делать выводы);
умение добывать новые знания, используя личный опыт, литературу, информацию, полученную от учителя;
преобразовывать, полученную информацию из одной формы в другую: схемы, рисунки, модели.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
умение писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные программой;
пользоваться орфографическим словарём для проверки орфограмм и ударений;
умение устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;
формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
воспитание любви к природе и своему Отечеству;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле;
воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
воспитание уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие;
умение решать нестандартные задачи: логические, комбинаторные и т.д.
Итог реализации программы осуществляется в форме олимпиад различного уровня.
Формы промежуточного контроля.
Викторины.
КВНы.
Интеллектуальные игры.
Школьная олимпиада.
Районная олимпиада.
Городская олимпиада.
Региональная олимпиада.
Структура занятия.
1.Разминка «Поспевай – не зевай».
Например.
Когда падает снег?
Самое большое однозначное число?
Сколько дней в неделе?
Кто первый тянул репку?
С чего начинается дружба?
Какой гриб растёт под берёзой?
Сколько букв в русском алфавите?
Для проведения разминки можно использовать пособие: Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике»:1-4 классы.- М.: ВАКО,2010.
2. Основная часть.
Решение задач по теме занятия.
3.Игра.
Например
Ведущий называет какое-либо число, дети должны назвать такой предмет, который содержит это число. Например, «пять», дети отвечают: «На руке пять пальцев».
Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34- во 2-4 классах (1 занятие в неделю). Всего 135 занятий.
Содержание рабочей программы
1 класс (33 часа)
В первом классе продолжительность занятия составляет 35 минут.
Образовательная область «Математика» (11 ч.).
Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.
Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.
Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.
Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).
Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).
Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).
Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)
Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.
Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.
Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы (без использования терминов). Устаревшие слова. Многозначные слова.
Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.
Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные ( без использования терминов).
Образовательная область «Литература» (7 ч.)
Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).
Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).
Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.
Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)
Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).
Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.
Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.
Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.
Тематическое планирование.
№ и тема урока | Решаемые проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся |
понятия | УУД |
1.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. | Умение читать, записывать числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
2.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований). | Умение читать, записывать числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
3. Задачи, связанные с величинами. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
3. Задачи, связанные с величинами. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
5. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
6. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
7. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
8. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
9. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
10. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
11. Задачи с геометрическим содержанием. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Отрезок, луч, прямая. Многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник. | Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами. |
11. Задачи с геометрическим содержанием. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Отрезок, луч, прямая. Многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник. | Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками. |
12. Весёлые звуки. | Отличие звука от буквы. | Звук, буква. | Умение отличать гласные звуки от согласных. | Обозначать гласные и согласные звуки с помощью моделей. |
13. Весёлые звуки. | Отличие звука от буквы. | Звук, буква. | Умение отличать гласные звуки от согласных. | Обозначать гласные и согласные звуки с помощью моделей. |
14. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
15. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
16. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
18.Шарады, ребусы. | Знакомство с ребусами и шарадами. | Шарада. Ребус. | Умение решать ребусы и отгадывать шарады. | Решают ребусы. Придумывают свои. |
19.Вычитыва-ние, толкование ав- торского текста. | Художественный текст-автор- читатель-критик. | Позиция автора. Позиция читателя. | Умение отвечать на вопросы. Умение задавать вопросы. Умение писать отзывы. | Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание). |
20. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
21. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
22. Сказки: волшебные, бытовые, о животных. | Определить какая сказка. | Точка зрения. Слова-оценки рассказчика. РП. РГ. | Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев. | Читают по ролям. Сравнивают варианты одной и той же сказки. |
23. Стихии и их символика в различных культурах. | Как древние люди относились к стихиям. | Мифы, былины, сказания. | Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями. | Дети читают, задают вопросы, рисуют символы. |
24. «Легенды и мифы Древней Греции». | Как относились древние греки к стихиям? | Боги, герои. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
25. Авторы, переводчики, художники- иллюстраторы | Зарубежная литература, особенности перевода. | Иллюстрация, рисунок, репродукция. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
26. Живая и неживая природа. Виды веществ. | Способы получения информации об окружающем мире. | Наблюдение, опыт, эксперимент. | Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты. | Наблюдают, проводят опыты, эксперименты. |
27. Погода, народные приметы. | Как раньше предсказы-вали погоду. | Народные приметы, пословицы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
28. Царства живой природы. | Удивительные растения. | Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
29. Царства живой природы. | Отличие групп животных. | Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери, рыбы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
30. Среды обитания. | Приспособ-ления к различным средам обитания. | Среда обитания. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
31. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
32. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
33. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
Содержание рабочей программы
2 класс (34 занятия)
Продолжительность занятия во втором классе составляет 40 минут.
Образовательная область «Математика» (12 ч.).
Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.
Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.
Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.
Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).
Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).
Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).
Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)
Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.
Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.
Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.
Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.
Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные.
Образовательная область «Литература» (7 ч.)
Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).
Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).
Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.
Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)
Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).
Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.
Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.
Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.
Тематическое планирование.
№ и тема урока | Решаемые проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся |
понятия | УУД |
1.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
2.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований). | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
3. Задачи на взвешивание. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
4. Задачи на взвешивание. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
5. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
6. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
7. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
8. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
9. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
10. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
11. Геометри-ческие задачи на плоскости. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры. | Умение находить по формуле площадь, периметр. Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками. |
12. Геометри-ческие задачи на плоскости. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры. | Умение находить по формуле площадь, периметр. Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками. |
13. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Слвообразовательный разбор. Морфемный анализ слова. |
14. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Слвообразовательный разбор. Морфемный анализ слова. |
15. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
16. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
18. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
19. Морфология. | Части речи, их особенности. | Имя существительное Род, особенности. Имя прилагательное. | Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам. Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости. | Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания. |
20.Вычитыва-ние, толкование ав- торского текста. | Художественный текст-автор- читатель-критик. | Позиция автора. Позиция читателя. | Умение отвечать на вопросы. Умение задавать вопросы. Умение писать отзывы. | Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание). |
21. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
22. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных. | Определить какая сказка. | Точка зрения. Слова-оценки рассказчика. РП. РГ. | Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев. | Читают по ролям. Сравнивают варианты одной и той же сказки. |
24. Стихии и их символика в различных культурах. | Как древние люди относились к стихиям. | Мифы, былины, сказания. | Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями. | Дети читают, задают вопросы, рисуют символы. |
25. «Легенды и мифы Древней Греции». | Как относились древние греки к стихиям? | Боги, герои. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
26. Авторы, переводчики, художники- иллюстраторы | Зарубежная литература, особенности перевода. | Иллюстрация, рисунок, репродукция. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
27. Живая и неживая природа. Виды веществ. | Способы получения информации об окружающем мире. | Наблюдение, опыт, эксперимент. | Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты. | Наблюдают, проводят опыты, эксперименты. |
28. Погода, народные приметы. | Как раньше предсказы-вали погоду. | Народные приметы, пословицы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
29. Царства живой природы. | Удивительные растения. | Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
30. Царства живой природы. | Отличие групп животных. | Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери, рыбы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
31. Среды обитания. | Приспособ-ления к различным средам обитания. | Среда обитания. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
32. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
33. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
34. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологические задачи. |
Содержание рабочей программы
3 класс (34 занятия).
Продолжительность занятий в третьем классе составляет 40 минут.
Образовательная область «Математика» (12 ч.).
Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.
Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.
Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.
Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).
Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).
Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).
Построение объёмных фигур (выполнение чертежей, развёрток).
Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)
Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.
Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней. Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.
Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.
Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.
Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение.
Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Образовательная область «Литература» (7 ч.)
Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).
Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).
Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.
Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)
Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).
Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.
Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.
Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.
Человек, особенности строения, происхождение. Гигиена, здоровый образ жизни.
Тематическое планирование.
№ и тема урока | Решаемые проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся |
понятия | УУД |
1.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
2.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований). | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
3. Задачи на взвешивание. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
4. Задачи на взвешивание. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
5. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
6. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
7. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
8. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
9. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
10. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
11. Геометри-ческие задачи на плоскости. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры. | Умение находить по формуле площадь, периметр. Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками. |
12. Построение объёмных фигур. | Как построить объёмную фигуру. | Объёмные фигуры. чертежи, развёртки. | Умение делать чертёж. Умение строить развёртку. | Чертят, выполняют развёртки. Клеят объёмные фигуры. |
13. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Словообразова-тельный разбор. Морфемный анализ слова. |
14. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Словообразова-тельный разбор. Морфемный анализ слова. |
15. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
16. Синтаксис. | Грамматичес-кая основа. Простое и сложное предложение. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения односоставные и двусоставные. | Умение находить главные и второстепенные члены предложения. Умение делать синтаксический разбор. | Делают синтаксичес-кий разбор. Дают характерис-тику предложе-нию. |
17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
18. Синонимы, омонимы, антонимы, палиндромы. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь омонимов. | Умение Подбирать синонимы, омонимы, антонимы. Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
19. Морфология. | Части речи, их особенности. | Имя существительное Род, особенности. Имя прилагательное. | Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам. Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости. | Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания. |
20.Вычитыва-ние, толкование ав- торского текста. | Художественный текст-автор- читатель-критик. | Позиция автора. Позиция читателя. | Умение отвечать на вопросы. Умение задавать вопросы. Умение писать отзывы. | Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание). |
21. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
22. Жанры народного творчества. Ритм, рифма. Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк. | 22. Особенности жанров. Задача Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. Умение восстанавли-вать текст. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных. | Определить какая сказка. | Точка зрения. Слова-оценки рассказчика. РП. РГ. | Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев. | Читают по ролям. Сравнивают варианты одной и той же сказки. |
24. Стихии и их символика в различных культурах. | Как древние люди относились к стихиям. | Мифы, былины, сказания. | Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями. | Дети читают, задают вопросы, рисуют символы. |
25. «Легенды и мифы Древней Греции». | Как относились древние греки к стихиям? | Боги, герои. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
26. Авторы, переводчики, художники- иллюстраторы | Зарубежная литература, особенности перевода. | Иллюстрация, рисунок, репродукция. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
27. Живая и неживая природа. Виды веществ. | Способы получения информации об окружающем мире. | Наблюдение, опыт, эксперимент. | Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты. | Наблюдают, проводят опыты, эксперименты. |
28. Погода, народные приметы. | Как раньше предсказы-вали погоду. | Народные приметы, пословицы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
29. Царства живой природы. | Удивительные растения. | Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
30. Царства живой природы. | Отличие групп животных. | Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери, рыбы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
31. Среды обитания. | Приспособ-ления к различным средам обитания. | Среда обитания. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
32. Экологи-ческие задачи. Человек. Анатомия и физиология. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
33. Экологи-ческие задачи. Здоровый образ жизни. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
34. Экологи-ческие задачи. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
Содержание рабочей программы
4 класс (34 занятия)
Продолжительность занятия в четвёртом классе составляет 40 минут.
Образовательная область «Математика» (12 ч.).
Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.
Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.
Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.
Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).
Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).
Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).
Построение объёмных фигур (выполнение чертежей, развёрток).
Задачи на движение (вдогонку, с отставанием, наперегонки).
Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)
Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.
Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.
Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.
Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.
Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные. Глагол. Наречие. Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Образовательная область «Литература» (7 ч.)
Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.
Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).
Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).
Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.
Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)
Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).
Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.
Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.
Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.
Человек, особенности строения, происхождение. Гигиена, здоровый образ жизни.
Разнообразие природы нашей Родины. Природа моего края. Климат. Влияние факторов неживой природы на живую природу.
Тематическое планирование.
№ и тема урока | Решаемые проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся |
понятия | УУД |
1.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
2.Числовые игры. | Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0. | Число, цифра, натуральный ряд чисел. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований). | Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты. | Подбор цифр и чисел по заданному условию. |
3. Задачи на взвешивание. | Подбор метода решения задач: практический, логический. | Величина, единицы измерения, измерительные приборы. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
4. Задачи на движение. | Подбор метода решения задач: практический, арифметичес-кий, алгебраичес-кий. | Скорость (сближения, удаления), время, расстояние. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
5. Задачи на движение. | Подбор метода решения задач: практический, арифметичес-кий, алгебраичес-кий. | Скорость (сближения, удаления), время, расстояние. | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
6. Задачи на сравнение. | Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический. | | Умение практические действия перевести на язык математики. | Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения |
7. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
8. Комбинатор ные задачи. | Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов. | Комбинаторная задача. | Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы. | Построение дерева возможностей Запись решения в таблице. |
9. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
10. Сюжетные логические задачи. | Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний | Истинное, ложное высказывание. | Умение переводить текст на язык модели. | Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения. |
11. Геометри-ческие задачи на плоскости. | Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание. | Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры. | Умение находить по формуле площадь, периметр. Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий. | Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками. |
12. Построение объёмных фигур. | Как построить объёмную фигуру. | Объёмные фигуры. чертежи, развёртки. | Умение делать чертёж. Умение строить развёртку. | Чертят, выполняют развёртки. Клеят объёмные фигуры. |
13. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Словообразова-тельный разбор. Морфемный анализ слова. |
14. Задачи на словообразование. | Словообразование. Способы образования слов. | Морфемы. Морфемный анализ слова. | Умение подбирать однокоренные слова. Умение делать морфемный анализ. | Анализ текста задачи. Подбор однокоренных слов. Словообразова-тельный разбор. Морфемный анализ слова. |
15. Фонетичес- кие задачи | Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием. | Транскрипция. | Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове. | Читают и записывают транскрипции. Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи. |
16. Синтаксис. | Грамматичес-кая основа. Простое и сложное предложение. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения односоставные и двусоставные. | Умение находить главные и второстепенные члены предложения. Умение делать синтаксический разбор. | Делают синтаксичес-кий разбор. Дают характерис-тику предложе-нию. |
17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Толковый словарь. Этимология. Этимологический словарь. | Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний). Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
18. Синонимы, омонимы, антонимы, палиндромы. | Поиск информации с использованием различных источников. Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными. | Лексическое значение слова. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь омонимов. | Умение Подбирать синонимы, омонимы, антонимы. Умение работать со словарём. | Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания, Предложения. Работают со словарными статьями. |
19. Морфология. | Части речи, их особенности. | Имя существительное Род, особенности. Имя прилагательное. | Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам. Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости. | Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания. |
20.Вычитыва-ние, толкование ав- торского текста. | Художественный текст-автор- читатель-критик. | Позиция автора. Позиция читателя. | Умение отвечать на вопросы. Умение задавать вопросы. Умение писать отзывы. | Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание). |
21. Жанры народного творчества. | Особенности жанров конкретных произведений. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
22. Жанры народного творчества. Ритм, рифма. Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк. | 22. Особенности жанров. Задача Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк. | Жанр. Структура жанра. Основная задача жанра. | Умение определять жанр конкретного произведения. Умение восстанавли-вать текст. | Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи. |
23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных. | Определить какая сказка. | Точка зрения. Слова-оценки рассказчика. РП. РГ. | Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев. | Читают по ролям. Сравнивают варианты одной и той же сказки. |
24. Стихии и их символика в различных культурах. | Как древние люди относились к стихиям. | Мифы, былины, сказания. | Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями. | Дети читают, задают вопросы, рисуют символы. |
25. «Легенды и мифы Древней Греции». | Как относились древние греки к стихиям? | Боги, герои. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
26. Авторы, переводчики, художники- иллюстраторы | Зарубежная литература, особенности перевода. | Иллюстрация, рисунок, репродукция. | Умение сравнивать, анализировать, обобщать. | Вычитывают тексты, составляют таблицы. |
27. Живая и неживая природа. Виды веществ. | Способы получения информации об окружающем мире. | Наблюдение, опыт, эксперимент. | Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты. | Наблюдают, проводят опыты, эксперименты. |
28. Погода, народные приметы. | Как раньше предсказы-вали погоду. | Народные приметы, пословицы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
29. Царства живой природы. | Удивительные растения. | Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
30. Царства живой природы. | Отличие групп животных. | Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери, рыбы. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
31. Среды обитания. | Приспособ-ления к различным средам обитания. | Среда обитания. | Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. | Сравнивают, анализируют, делают выводы. |
32. Экологи-ческие задачи. Человек. Анатомия и физиология. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
33. Экологи-ческие задачи. Здоровый образ жизни. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
34. Экологи-ческие задачи. Природные зоны России. | Выделение существенных признаков предметов и явлений природы. | Экологическая задача, способы решения. | Умение решать экологические задачи. | Решают экологичес-кие задачи. |
Список литературы.
Бродовская З.В. «Знай и люби свой край»; Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2004 г.
Бродовская З.В. «В стране экологических загадок»; Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2002 г.
Волина В.В. «Учимся играя». – М.: Новая школа, 1994.
Дробышев Ю.А. «Олимпиады по математике», М., «Первое сентября», 2003.
Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи по математике в 1-м классе»; М., «Илекса», 2002.
Молодцова З.В. «В стране экологических загадок». – Новосибирск: НИПКиПРО, 1997.
Молодцова З.В. «Межпредметный подход в экологическом образовании младших школьников». Методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2000.
Орг А.О. «Олимпиады по русскому языку»: книга для учителя – М.: «Просвещение», 2005.
Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Русланов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников», М., «Просвещение», 1990 г.
Самкова В.А. «Краткий справочник по природоведению для начальной школы с тренировочными заданиями». – М.: Айрис-пресс, 2005.