СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Мир задач" для проведения занятий в 1-4 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс предназначен для организации внеурочной деятельности младших школьников. Содержит занимательные задания из разных областей знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Мир задач" для проведения занятий в 1-4 классах.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия №1»







Принято Утверждаю

решением педагогического совета гимназии Директор гимназии

№____от_________2018 г. _________/В.Г.Косьяненко/

«____»_____________2018 г.







Рабочая программа курса

« Мир задач»

для 1-4 класса













Составитель:

Еселевич О.И.



Новосибирск

2018



Пояснительная записка


Программа предназначена для учащихся имеющих способности и повышенный интерес к интеллектуальной деятельности, ориентированных на «квазиисследовательский» метод познания окружающего мира.

Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:

- развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- формирование рефлексивных действий учащихся;

- подготовка к участию в традиционных и развивающих олимпиадах;

- формирование умения использовать индивидуальные и коллективные ресурсы для поиска путей решения задач;

- развитие речи учащихся;

- воспитание речевой культуры;

- обучение применению различных методов при решении задач из разных областей знаний;

- расширение и углубление знаний учащихся по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.


Программа предполагает организацию коллективно-распределённой учебной деятельности учащихся, которая развёртывается либо в форме коллективного учебного диалога, либо в форме групповой работы детей. Создаются условия для развития самостоятельных практических действий учащихся, так как знания не даются в готовом виде. Используемый принцип моделирования является основным средством целеполагания и планирования учебной деятельности.

Курс содержит задачи интеллектуально-занимательного характера, способствующие формированию у детей логического, алгоритмического, пространственного мышления.



Планируемые результаты изучения курса.

Личностные универсальные учебные действия.

  • осознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях общения;

  • способность понимать другого человека, становится на его позицию;

  • способность к критическому мышлению.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • устанавливать последовательность действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

  • учиться прогнозировать результат деятельности;

  • умение оценивать результаты своей работы и результаты работы одноклассников;

  • умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта;

  • учиться давать оценку своей деятельности и деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • создание гипотез и их проверка;

  • установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений;

  • поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств;

  • умение перерабатывать полученную информацию (делать выводы);

  • умение добывать новые знания, используя личный опыт, литературу, информацию, полученную от учителя;

  • преобразовывать, полученную информацию из одной формы в другую: схемы, рисунки, модели.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи.


Предметные:

  • умение писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные программой;

  • пользоваться орфографическим словарём для проверки орфограмм и ударений;

  • умение устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;

  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

  • воспитание любви к природе и своему Отечеству;

  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле;

  • воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;

  • воспитание уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие;

  • умение решать нестандартные задачи: логические, комбинаторные и т.д.


Итог реализации программы осуществляется в форме олимпиад различного уровня.


Формы промежуточного контроля.

  1. Викторины.

  2. КВНы.

  3. Интеллектуальные игры.

  4. Школьная олимпиада.

  5. Районная олимпиада.

  6. Городская олимпиада.

  7. Региональная олимпиада.

Структура занятия.

1.Разминка «Поспевай – не зевай».

Например.

Когда падает снег?

Самое большое однозначное число?

Сколько дней в неделе?

Кто первый тянул репку?

С чего начинается дружба?

Какой гриб растёт под берёзой?

Сколько букв в русском алфавите?

Для проведения разминки можно использовать пособие: Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике»:1-4 классы.- М.: ВАКО,2010.

2. Основная часть.

Решение задач по теме занятия.

3.Игра.

Например

Ведущий называет какое-либо число, дети должны назвать такой предмет, который содержит это число. Например, «пять», дети отвечают: «На руке пять пальцев».


Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34- во 2-4 классах (1 занятие в неделю). Всего 135 занятий.




Содержание рабочей программы

1 класс (33 часа)

В первом классе продолжительность занятия составляет 35 минут.

  1. Образовательная область «Математика» (11 ч.).


Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.

Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.

Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.

Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).

Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).

Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).


  1. Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)


Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.

Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.

Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы (без использования терминов). Устаревшие слова. Многозначные слова.

Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.

Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные ( без использования терминов).



  1. Образовательная область «Литература» (7 ч.)

Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).

Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).

Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.



  1. Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)

Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).

Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.

Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.

Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.


Тематическое планирование.


и тема урока

Решаемые проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

1.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Умение читать, записывать числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

2.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований).

Умение читать, записывать числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

3. Задачи, связанные с величинами.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

3. Задачи, связанные с величинами.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

5. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

6. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

7. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

8. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

9. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

10. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

11. Задачи с геометрическим содержанием.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Отрезок, луч, прямая.

Многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник.


Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами.

11. Задачи с геометрическим содержанием.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Отрезок, луч, прямая.

Многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник.


Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками.

12. Весёлые звуки.

Отличие звука от буквы.

Звук, буква.

Умение отличать гласные звуки от согласных.

Обозначать гласные и согласные звуки с помощью моделей.

13. Весёлые звуки.

Отличие звука от буквы.

Звук, буква.

Умение отличать гласные звуки от согласных.

Обозначать гласные и согласные звуки с помощью моделей.

14. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

15. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

16. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

18.Шарады, ребусы.

Знакомство с ребусами и шарадами.

Шарада.

Ребус.

Умение решать ребусы и отгадывать шарады.

Решают ребусы. Придумывают свои.

19.Вычитыва-ние, толкование ав-

торского текста.


Художественный текст-автор-

читатель-критик.


Позиция автора.

Позиция читателя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение задавать вопросы.

Умение писать отзывы.

Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание).

20. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

21. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

22. Сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Определить какая сказка.

Точка зрения.

Слова-оценки рассказчика.

РП. РГ.

Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев.

Читают по ролям.

Сравнивают варианты одной и той же сказки.

23. Стихии и их символика в различных культурах.

Как древние люди относились к стихиям.

Мифы, былины, сказания.

Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями.

Дети читают, задают вопросы, рисуют символы.

24. «Легенды и мифы Древней Греции».

Как относились древние греки к стихиям?

Боги, герои.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

25. Авторы, переводчики,

художники- иллюстраторы

Зарубежная литература, особенности перевода.

Иллюстрация, рисунок, репродукция.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

26. Живая и неживая природа. Виды веществ.

Способы получения информации об окружающем мире.

Наблюдение,

опыт,

эксперимент.

Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты.

Наблюдают, проводят опыты, эксперименты.

27. Погода, народные приметы.

Как раньше предсказы-вали погоду.

Народные приметы, пословицы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

28. Царства живой природы.

Удивительные растения.

Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

29. Царства живой природы.

Отличие групп животных.

Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери,

рыбы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

30. Среды обитания.

Приспособ-ления к различным средам обитания.

Среда обитания.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

31. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.

32. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.

33. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.





Содержание рабочей программы

2 класс (34 занятия)

Продолжительность занятия во втором классе составляет 40 минут.


Образовательная область «Математика» (12 ч.).


Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.

Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.

Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.

Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).

Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).

Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).


Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)


Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.

Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.

Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.

Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.

Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные.



Образовательная область «Литература» (7 ч.)

Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).

Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).

Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.



Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)

Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).

Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.

Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.

Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.


Тематическое планирование.


и тема урока

Решаемые проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

1.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

2.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований).

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

3. Задачи на взвешивание.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

4. Задачи на взвешивание.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

5. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

6. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

7. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

8. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

9. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

10. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

11. Геометри-ческие задачи на плоскости.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры.

Умение находить по формуле площадь, периметр.

Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками.

12. Геометри-ческие задачи на плоскости.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры.

Умение находить по формуле площадь, периметр.

Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками.

13. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Слвообразовательный разбор.

Морфемный анализ слова.

14. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Слвообразовательный разбор.

Морфемный анализ слова.

15. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

16. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

18. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

19. Морфология.

Части речи, их особенности.

Имя существительное

Род, особенности.

Имя прилагательное.

Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам.

Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости.

Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания.

20.Вычитыва-ние, толкование ав-

торского текста.


Художественный текст-автор-

читатель-критик.


Позиция автора.

Позиция читателя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение задавать вопросы.

Умение писать отзывы.

Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание).

21. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

22. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Определить какая сказка.

Точка зрения.

Слова-оценки рассказчика.

РП. РГ.

Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев.

Читают по ролям.

Сравнивают варианты одной и той же сказки.

24. Стихии и их символика в различных культурах.

Как древние люди относились к стихиям.

Мифы, былины, сказания.

Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями.

Дети читают, задают вопросы, рисуют символы.

25. «Легенды и мифы Древней Греции».

Как относились древние греки к стихиям?

Боги, герои.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

26. Авторы, переводчики,

художники- иллюстраторы

Зарубежная литература, особенности перевода.

Иллюстрация, рисунок, репродукция.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

27. Живая и неживая природа. Виды веществ.

Способы получения информации об окружающем мире.

Наблюдение,

опыт,

эксперимент.

Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты.

Наблюдают, проводят опыты, эксперименты.

28. Погода, народные приметы.

Как раньше предсказы-вали погоду.

Народные приметы, пословицы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

29. Царства живой природы.

Удивительные растения.

Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

30. Царства живой природы.

Отличие групп животных.

Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери,

рыбы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

31. Среды обитания.

Приспособ-ления к различным средам обитания.

Среда обитания.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

32. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.

33. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.

34. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологические задачи.






Содержание рабочей программы

3 класс (34 занятия).

Продолжительность занятий в третьем классе составляет 40 минут.


Образовательная область «Математика» (12 ч.).


Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.

Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.

Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.

Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).

Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).

Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).

Построение объёмных фигур (выполнение чертежей, развёрток).


Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)

Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.

Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней. Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.

Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.

Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.

Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение.

Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.



Образовательная область «Литература» (7 ч.)

Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).

Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).

Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.



Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)

Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).

Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.

Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.

Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.

Человек, особенности строения, происхождение. Гигиена, здоровый образ жизни.








Тематическое планирование.


и тема урока

Решаемые проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

1.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

2.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований).

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

3. Задачи на взвешивание.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

4. Задачи на взвешивание.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

5. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

6. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

7. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

8. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

9. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

10. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

11. Геометри-ческие задачи на плоскости.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры.

Умение находить по формуле площадь, периметр.

Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками.

12. Построение объёмных фигур.

Как построить

объёмную

фигуру.

Объёмные фигуры.

чертежи,

развёртки.

Умение делать чертёж.

Умение строить развёртку.


Чертят, выполняют развёртки.

Клеят объёмные фигуры.

13. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Словообразова-тельный разбор.

Морфемный анализ слова.

14. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Словообразова-тельный разбор.

Морфемный анализ слова.

15. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

16. Синтаксис.

Грамматичес-кая основа.

Простое и сложное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения односоставные и двусоставные.

Умение находить главные и второстепенные члены предложения.

Умение делать синтаксический разбор.

Делают синтаксичес-кий разбор.

Дают характерис-тику предложе-нию.


17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

18. Синонимы, омонимы, антонимы, палиндромы.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Словарь омонимов.

Умение

Подбирать синонимы, омонимы, антонимы.

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

19. Морфология.

Части речи, их особенности.

Имя существительное

Род, особенности.

Имя прилагательное.

Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам.

Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости.

Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания.

20.Вычитыва-ние, толкование ав-

торского текста.


Художественный текст-автор-

читатель-критик.


Позиция автора.

Позиция читателя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение задавать вопросы.

Умение писать отзывы.

Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание).

21. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

22. Жанры народного творчества.

Ритм, рифма.

Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк.

22.

Особенности жанров. Задача

Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Умение восстанавли-вать текст.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Определить какая сказка.

Точка зрения.

Слова-оценки рассказчика.

РП. РГ.

Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев.

Читают по ролям.

Сравнивают варианты одной и той же сказки.

24. Стихии и их символика в различных культурах.

Как древние люди относились к стихиям.

Мифы, былины, сказания.

Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями.

Дети читают, задают вопросы, рисуют символы.

25. «Легенды и мифы Древней Греции».

Как относились древние греки к стихиям?

Боги, герои.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

26. Авторы, переводчики,

художники- иллюстраторы

Зарубежная литература, особенности перевода.

Иллюстрация, рисунок, репродукция.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

27. Живая и неживая природа. Виды веществ.

Способы получения информации об окружающем мире.

Наблюдение,

опыт,

эксперимент.

Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты.

Наблюдают, проводят опыты, эксперименты.

28. Погода, народные приметы.

Как раньше предсказы-вали погоду.

Народные приметы, пословицы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

29. Царства живой природы.

Удивительные растения.

Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

30. Царства живой природы.

Отличие групп животных.

Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери,

рыбы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

31. Среды обитания.

Приспособ-ления к различным средам обитания.

Среда обитания.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

32. Экологи-ческие задачи.

Человек. Анатомия и физиология.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.

33. Экологи-ческие задачи.

Здоровый образ жизни.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.

34. Экологи-ческие задачи.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.


Содержание рабочей программы

4 класс (34 занятия)

Продолжительность занятия в четвёртом классе составляет 40 минут.


Образовательная область «Математика» (12 ч.).

Анализ текста задачи. В тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Учимся ориентироваться в тексте математической задачи.

Использование различных приёмов: инсценировка, пересказ, рисунок, моделирование.

Обучение приёмам рассуждения. В нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание.

Комбинаторные задачи (решение способом перебора, составление таблиц; построение схемы-дерева возможных вариантов).

Сюжетные логические задачи (установление истинности или ложности высказываний).

Числовые игры (ребусы, шарады, магические квадраты; задачи на поиск закономерностей: нахождение последовательностей или преобразований).

Построение объёмных фигур (выполнение чертежей, развёрток).

Задачи на движение (вдогонку, с отставанием, наперегонки).



Образовательная область «Русский язык» (7 ч.)

Фонетика. Графика. Чтение и запись транскрипций, решение фонетических задач. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная роль звуков, озвончение, оглушение.

Словообразование. Однокоренные слова, формы одного и того же слова, омонимия корней (без термина). Разные способы образования однокоренных слов, позиционное и непозиционное чередование звуков. Сложные слова.

Лексика. Фразеология. Слова, которые используют в прямом и переносном значении. Антонимы, синонимы, омонимы, палиндромы. Устаревшие слова. Многозначные слова.

Фразеологические обороты, их значение, история возникновения.

Морфология. Имя существительное. Род имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена прилагательные. Глагол. Наречие. Самостоятельные и служебные части речи.

Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.


Образовательная область «Литература» (7 ч.)

Жанровые особенности текста: задача жанра, ритмический рисунок, звуковой рисунок, изобразительные средства языка. Малые жанры устного народного творчества: считалка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

Русские народные сказки: волшебные, о животных, бытовые (структура жанра, особенности лексики).

Знакомство с произведениями, созданными в разных культурах далёких времён (былины, мифы, библейские тексты, фольклор разных народов).

Авторские произведения, переводчики, художники-иллюстраторы.

Образовательная область «Окружающий мир» (8 ч.)

Живая и неживая природа. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Явления природы. Погода и её предсказания (народные приметы, как предсказывали погоду в древности).

Царства живой природы: бактерии, растения, царство животных, грибы. Растения и грибы. Жизнь растений. Беспозвоночные (черви, моллюски, пауки, насекомые) и позвоночные (рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие) животные.

Среды обитания. Приспособления для жизни в воде, в почве. Разнообразие приспособлений организмов к наземной среде – бегающие, лазающие, летающие.

Решение экологических задач, подбор и составление подобных задач.

Человек, особенности строения, происхождение. Гигиена, здоровый образ жизни.

Разнообразие природы нашей Родины. Природа моего края. Климат. Влияние факторов неживой природы на живую природу.

Тематическое планирование.


и тема урока

Решаемые проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

1.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

2.Числовые игры.

Отличие числа от цифры. Особенности Натурального ряда чисел, числа 0.

Число, цифра, натуральный ряд чисел.

Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований).

Умение читать, записывать многозначные числа; решать числовые ребусы; магические квадраты.

Подбор цифр и чисел по заданному условию.

3. Задачи на взвешивание.

Подбор метода решения задач: практический, логический.

Величина, единицы измерения, измерительные приборы.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

4. Задачи на движение.

Подбор метода решения задач: практический,

арифметичес-кий, алгебраичес-кий.

Скорость (сближения, удаления), время,

расстояние.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

5. Задачи на

движение.

Подбор метода решения задач: практический,

арифметичес-кий, алгебраичес-кий.

Скорость (сближения, удаления), время,

расстояние.

Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

6. Задачи на

сравнение.

Подбор метода решения задач: графический (круги Эйлера), логический.


Умение практические действия перевести на язык математики.

Вычерчивание схем, таблиц, рисунков, обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения

7. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

8. Комбинатор

ные задачи.

Подбор способа решения задачи: перебор (составление таблицы), схема-дерево возможных вариантов.

Комбинаторная задача.

Умение на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы.

Построение дерева возможностей

Запись решения в таблице.

9. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

10. Сюжетные логические задачи.

Установление истинности и ложности получаемых утверждений, высказываний

Истинное, ложное высказывание.

Умение переводить текст на язык модели.

Обыгрывание сюжетов задач, выбор удобного способа решения.

11. Геометри-ческие задачи на плоскости.

Нахождение пути, разрезание фигур, перекладывание.

Площадь, периметр, плоские и объёмные фигуры.

Умение находить по формуле площадь, периметр.

Умение работать с чертёжными инструментами, перекраивать фигуры путём совершения практических действий.

Работа с палочками, измерительными инструментами, палочками.

12. Построение объёмных фигур.

Как построить

объёмную

фигуру.

Объёмные фигуры.

чертежи,

развёртки.

Умение делать чертёж.

Умение строить развёртку.


Чертят, выполняют развёртки.

Клеят объёмные фигуры.

13. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Словообразова-тельный разбор.

Морфемный анализ слова.

14. Задачи на словообразование.

Словообразование. Способы образования слов.

Морфемы.

Морфемный анализ слова.

Умение подбирать однокоренные слова.

Умение делать морфемный анализ.

Анализ текста задачи.

Подбор однокоренных слов.

Словообразова-тельный разбор.

Морфемный анализ слова.

15. Фонетичес-

кие задачи

Отличие звуковой записи от буквенной; произношение не совпадает с написанием.

Транскрипция.

Умение читать, записывать транскрипции. Умение отличать звуки от букв в написанном и произнесённом слове.

Читают и записывают транскрипции.

Считают количество звуков и букв в слове. Придумывают свои фонетические задачи.

16. Синтаксис.

Грамматичес-кая основа.

Простое и сложное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения односоставные и двусоставные.

Умение находить главные и второстепенные члены предложения.

Умение делать синтаксический разбор.

Делают синтаксичес-кий разбор.

Дают характерис-тику предложе-нию.


17. Задачи, связанные с ЛЗ, этимологией слова.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Толковый словарь.

Этимология.

Этимологический словарь.

Умение объяснить значение слова (подбор синонимов, словосочетаний).

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

18. Синонимы, омонимы, антонимы, палиндромы.

Поиск информации с использованием различных источников.

Сравнение выдвинутых гипотез с реальными данными.

Лексическое значение слова.

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Словарь омонимов.

Умение

Подбирать синонимы, омонимы, антонимы.

Умение работать со словарём.

Подбирают слова близкие по смыслу, придумывают словосочетания,

Предложения.

Работают со словарными статьями.

19. Морфология.

Части речи, их особенности.

Имя существительное

Род, особенности.

Имя прилагательное.

Умение найти имя существительное по известным грамматическим признакам.

Умение определить род имени существительного, признаки одушевлённости и неодушевлённости.

Определяют известные части речи, находят известные грамматические признаки, придумывают свои задания.

20.Вычитыва-ние, толкование ав-

торского текста.


Художественный текст-автор-

читатель-критик.


Позиция автора.

Позиция читателя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение задавать вопросы.

Умение писать отзывы.

Задают вопросы, отвечают на вопросы словами автора (акцентное вычитывание).

21. Жанры народного творчества.

Особенности жанров конкретных произведений.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

22. Жанры народного творчества.

Ритм, рифма.

Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк.

22.

Особенности жанров. Задача

Заполнение и восстановление различного вида пропусков – отдельных слов, строк, групп слов и строк.

Жанр.

Структура жанра.

Основная задача жанра.

Умение определять жанр конкретного произведения.

Умение восстанавли-вать текст.

Определяют жанр произведения через структуру, задачу, особенности речи.

23. Сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Определить какая сказка.

Точка зрения.

Слова-оценки рассказчика.

РП. РГ.

Умение через авторскую оценку, поступки героев и оценки других персонажей определить характер героев.

Читают по ролям.

Сравнивают варианты одной и той же сказки.

24. Стихии и их символика в различных культурах.

Как древние люди относились к стихиям.

Мифы, былины, сказания.

Умение читать, вычитывать, придумывать символы, соотносить их с различными стихиями.

Дети читают, задают вопросы, рисуют символы.

25. «Легенды и мифы Древней Греции».

Как относились древние греки к стихиям?

Боги, герои.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

26. Авторы, переводчики,

художники- иллюстраторы

Зарубежная литература, особенности перевода.

Иллюстрация, рисунок, репродукция.

Умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Вычитывают тексты, составляют таблицы.

27. Живая и неживая природа. Виды веществ.

Способы получения информации об окружающем мире.

Наблюдение,

опыт,

эксперимент.

Умение вести наблюдения, проводить опыты, эксперименты.

Наблюдают, проводят опыты, эксперименты.

28. Погода, народные приметы.

Как раньше предсказы-вали погоду.

Народные приметы, пословицы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

29. Царства живой природы.

Удивительные растения.

Плоды, корнеплоды, ягоды, фрукты.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

30. Царства живой природы.

Отличие групп животных.

Земноводные, пресмыкаю-щиеся, насекомые, птицы, звери,

рыбы.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

31. Среды обитания.

Приспособ-ления к различным средам обитания.

Среда обитания.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сравнивают, анализируют, делают выводы.

32. Экологи-ческие задачи.

Человек. Анатомия и физиология.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.

33. Экологи-ческие задачи.

Здоровый образ жизни.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.

34. Экологи-ческие задачи.

Природные зоны России.

Выделение существенных признаков предметов и явлений природы.

Экологическая задача, способы решения.

Умение решать экологические задачи.

Решают экологичес-кие задачи.



Список литературы.


  1. Бродовская З.В. «Знай и люби свой край»; Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2004 г.

  2. Бродовская З.В. «В стране экологических загадок»; Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2002 г.

  3. Волина В.В. «Учимся играя». – М.: Новая школа, 1994.

  4. Дробышев Ю.А. «Олимпиады по математике», М., «Первое сентября», 2003.

  5. Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи по математике в 1-м классе»; М., «Илекса», 2002.

  6. Молодцова З.В. «В стране экологических загадок». – Новосибирск: НИПКиПРО, 1997.

  7. Молодцова З.В. «Межпредметный подход в экологическом образовании младших школьников». Методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2000.

  8. Орг А.О. «Олимпиады по русскому языку»: книга для учителя – М.: «Просвещение», 2005.

  9. Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

  10. Русланов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников», М., «Просвещение», 1990 г.

  11. Самкова В.А. «Краткий справочник по природоведению для начальной школы с тренировочными заданиями». – М.: Айрис-пресс, 2005.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!