Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» для 1 – 4 классах разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 N 373), примерной программы начального общего образования по музыке и на основе авторской программы - «Музыка» (авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011)
Используемый УМК:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Музыка. Учебник 1-4 классы. Просвещение 2011 .
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 1- 3 классах по 1 часу в неделю, в 4 классе – по 0,5 в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа. (1 класс – 33 ч., 2, 3 классы – 34 ч. , 4 классы – 17 часов в год)
Общая характеристика предмета
Целью курса является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школа России » принцип минимакса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Программа обеспечивает достижение первоклассника личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1-4 м классе является формирование следующих умений:
-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-4 м классе являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−принимать учебную задачу;
-понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей
−осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
− адекватно воспринимать предложения учителя.
−принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
−принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;
−воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения
(относительно исполнения музыки) сверстников, родителей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− находить в музыкальном тексте разные части;
− понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
− читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД:
− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
− контролировать свои действия в коллективной работе
− исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета |
научится | Получит возможность научиться |
Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; |
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; | расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; |
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. |
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; умение работать с учебником по музыке; | участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; умение работать с учебником по музыке; |
Предметные Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии |
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; понимать степень значения роли музыки в жизни человека. выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); различать тембры музыкальных инструментов; | пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; узнавать на слух основную часть произведений; |
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края |
ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; | осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; определять на слух звучание народных инструментов; различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности |
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности |
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения; сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | обогащению индивидуального музыкального опыта; воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; определять названия профессиональных инструментов ,выразительные и изобразительные возможности этих инструментов |
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению |
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, | определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление |
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации |
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | передавать настроение музыки в пении; откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. исполнять, инсценировать песни. передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
Метапредметные Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; |
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. |
самостоятельно выполнять упражнения; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; |
Содержание учебного предмета
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Учебный материал рабочей программы структурирован в соответствии с содержанием примерной и авторской программ, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся у первоклассников и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
Тематика учебного предмета «Музыка» во 2-ом классе организована по четвертям. 1 четверть «Три кита в музыке: песня, танец, марш» – три основные сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Являясь не только тремя наиболее простыми и доступными для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя коренными основами всей музыки вообще, песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.
Опора на «трёх китов» даёт возможность незаметно, без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие области оперы, балета, симфонии, концерта – основы тематического блока 3-ей четверти.
Тематика первой четверти делает более лёгким и естественным включение в музыкальные занятия тем, постепенно расширяющих и углубляющих музыкальную культуру учащихся: речь музыкальная и речь разговорная, интонация в музыке, составляющих основу 4-ой четверти - «Что такое музыкальная речь». Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования.
Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
1 четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» – опора на песню, танец и марш раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Огромные возможности таят в себе уже народные песни и танцы – своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Во много крат умножает эти возможности композиторское творчество прошлого и настоящего, отечественное и зарубежное. Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования.
2 четверть «Интонация» - данная тема вводит в такие понятия как разговорная речь и речь музыкальная, их сходство, обращая внимание на интонационную выразительность исполнения, на понимание, что красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов. На понимание об их различии, изучение которого позволяет ребятам сделать вывод о том, что отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука, даёт повод для начала обучения пению по нотам. Изучение темы дает понимание того, что интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.
3 четверть «Развитие музыки». Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
4 четверть «Построение (формы) музыки» - предполагает изучение главным образом общих принципов построения той или иной формы, основанных на повторе, контрасте или вариационности.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний о музыке в 3-ем классе осуществляется также за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении. Этот опыт происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью становится ведущим видом деятельности, проявляющимся у третьеклассников и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип авторской программы о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству в 3 классе выступает музыка отечественных и зарубежных композиторов-классиков, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
В начальной школе особое значение приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Приоритетное значение в ряду знаний о музыке в 3 классе имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства.
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).
Тематика учебного предмета «Музыка» в 4-ом классе организована по полугодиям. Учебный материал рабочей программы структурирован в соответствии с содержанием авторской программы.
1 полугодие «Музыка моего народа» – родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество. Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой, прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования.
2 полугодие «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» - данная тема формирует понимание, что каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный), язык; раскрывает богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов. Дает представление о том, что музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода: музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.
Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Учебно – методическое и информационное обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1 класс |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD) | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013. |
2 класс |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2010. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013. |
3 класс |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013. |
4 класс |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2012. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2012. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
7