СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Окружающий мир» . 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по «Окружающему миру»  для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру начального общего образования и рабочей программы по  окружающему миру  1-4 класс. Под редакцией Плешакова А.А. - Москва.: «Просвещение», 2019 г.  

Учебник: Окружающий мир. 4 класс. Плешаков А.А. - Москва.: «Просвещение», 2018г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Окружающий мир» . 4 класс»


Рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру начального общего образования и рабочей программы по окружающему миру 1-4 класс. Под редакцией Плешакова А.А. - Москва.: «Просвещение», 2019 г.

Учебник: Окружающий мир. 4 класс. Плешаков А.А. - Москва.: «Просвещение», 2018г.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3.Основная образовательная программа начального общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;

4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5. Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 классы. Предмет «Окружающий мир» реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования в 4 классе — 68 ч.




Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • пчитать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.



2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­рода, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.











3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Земля и человечество


9

2

Природа России


10

3

Родной край-часть большой страны


15

4

Страницы всемирной истории


5

5

Страницы истории России


20

6

Современная Россия


9

Итого


68










Приложение


Календарно-тематическое планирование


п/п

Название раздела и тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

План

Факт


Раздел «Земля и человечество» (9 ч)


1

Мир глазами астронома

1

3.09



2

Планеты Солнечной системы

1

5.09



3

Звёздное небо – Великая книга Природы

1

10.09



4

Мир глазами географа.

1

12.09



5

Мир глазами историка.

1

17.09



6

Когда и где?

1

19.09



7

Мир глазами эколога

1

24.09



8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1

26.09



9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу.

1

1.10



Раздел «Природа России» (10 ч)


10

Равнины и горы России

1

3.10



11

Моря, озера и реки России.

1

8.10



12

Природные зоны России

1

10.10



13

Зона арктических пустынь.

1

15.10



14

Тундра.

1

17.10



15

Леса России

1

22.10



16

Лес и человек.

1

24.10



17

Зона степей

1

5.11



18

Пустыни

1

7.11



19

У Чёрного моря. Проверочная работа по разделу.

1

12.11



Раздел «Родной край – часть большой страны» ( 15 ч)

20

Наш край.

1

14.11



21

Поверхность нашего края

1

19.11



22

Водные богатства нашего края

1

21.11



23

Наши подземные богатства

1

26.11



24

Земля-кормилица

1

28.11



25

Жизнь леса.

1

3.11



26

Жизнь луга.

1

5.11



27

Экскурсия на луг (зоочная). Жизнь луга.

1

10.11



28

Жизнь в пресных водоемах

1

12.11



29

Растениеводство в нашем крае.

1

17.11



30

Экскурсия (зоочная). Растениеводство в нашем крае.

1

19.11



31

Животноводство в нашем крае.

1

24.11



32

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

26.11



33

Экскурсия (зоочная). Животноводство в нашем крае.

1

14.01



34

Презентация проектов (по выбору)

1

17.01



Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)


35

Начало истории человечества

1

21.01



36

Мир древности: далекий и близкий

1

23.01



37

Средние века: время рыцарей и замков

1

28.01



38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

30.01



39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу.

1

4.02



Раздел «Страницы истории России» (20 ч)


40

Жизнь древних славян

1

6.02



41

Во времена Древней Руси

1

11.02



42

Страна городов

1

13.02



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

18.02



44

Трудные времена на Русской земле

1

20.02



45

Русь расправляет крылья

1

25.02



46

Куликовская битва

1

27.02



47

Иван Третий. Мастера печатных дел

1

3.03



48

Иван Третий. Мастера печатных дел

1

5.03



49

Патриоты России

1

10.03



50

Урок-путешествие. Петр Великий

1

12.03



51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

17.03



52

Екатерина Великая

1

19.03



53

Отечественная война 1812 года

1

31.03



54

Страницы истории XIX века

1

2.04



55

Россия вступает в XX век

1

7.04



56

Страна, открывшая путь в космос

1

9.04



57

Страницы истории 20–30-х годов

1

14.04



58

Великая война и Великая Победа

1

16.04



59

Великая война и Великая Победа. Проверочная работа по разделу.

1

21.04



Раздел «Современная Россия» (9ч)


60

Основной закон России и права человека

1

23.04



61

Мы – граждане России

1

28.04



62

Славные символы России.

1

30.04



63

Такие разные праздники.

1

5.05



64

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

7.05



65

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

12.05



66

Путешествие по России (по Волге, по югу России).


1

14.05



67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа.

1

19.05



68

Презентация проектов (по выбору)

1

21.05
























Лист коррекции


Дата

Содержание изменений


Причина

Примечание






























































16