Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Цаганаманская средняя общеобразовательная школа №2»
п. Цаган Аман Юстинского района Республики Калмыкия
РАССМОТРЕНО на МО Протокол № 1 «27» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________/Романова С.В./ «27» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «ЦАСОШ №2» ________/Бадмаева В.Н./ приказ № 162 «30» августа 2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Основы буддийской культуры»
Базовый уровень, 4 класс
2021-2022 учебный год
Учитель высшей квалификационной категории
МКОУ «Цаганаманская СОШ №2»
Таунов Юрий Андреевич
2021 год
«Основы буддийской культуры»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область: «духовно - нравственное воспитание».
Предмет: «Обществознание»
Класс: 4
Учитель Таунов Ю. А.
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов год; 1 час в неделю.
Особенности класса: общеобразовательный.
Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Данная рабочая программа предмета ОРКСЭ составлена в соответствии с требованием ФЗ РФ «Об образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры», по системе «Школа России», утвержденной МО РФ.
Обоснование актуальности программы.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с ведением в школьную программу информации об основах религиозных культур, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций бурятского народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами буддийской культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Характеристика и место учебного курса в учебном плане:
Курс «Основы буддийской культуры» является одним из модулей учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. По месту и по содержанию в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Особенности реализации национально- регионального компонента
Данный курс несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций калмыцкого народа, духовных устремлений и ценностей, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника. Данная программа реализуется в течение 1 года обучения в начальной школе. Курс рассчитан на 35 ч в 4 кл. На предмет «Основы буддийской культуры» базисным учебным планом начального общего образования отводится по 1ч в неделю.
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение: наглядные пособия, дидактический материал.
Учебно – методический комплект.
1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. Москва. Просвещение 2011г.
2. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4 кл учебник для общеобразовательных учреждений Москва. Просвещение 2018г.
3. Емельянова Т.В. Поурочные разработки к учебнику В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» метод. пособие
4. Электронное приложение к учебнику В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» Москва. Просвещение 2010г.
5. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей Москва. Просвещение 2010г.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся:
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как текущий и тематический, итоговый контроль, самоконтроль, контроль учителя и словесная оценка, взаимоконтроль.
Для проверки результатов учебной деятельности учащихся могут быть использованы следующие виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый, которые осуществляются в устной, письменной, практических формах и в их сочетании. В начале и в конце каждого занятия предусматриваются вопросы для проверки знаний.Особенность курса заключается в том, что оценки в классный журнал не выставляются.
Планируемые результаты:
• ознакомление учащихся с основами мировых культур и светской этики;
• сформирование первоначальных представлений о традиционных религий, их роли в культуре, истории современной России;
• развитие представлений младших школьников о значении нравственной ценности личности;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре; сформированность ценностных мировоззренческих основ;
• развитие способностей младших школьников к этнической культуре.
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального государства
• сформирование укрепления духовного здоровья учащихся;
• сформирование интереса к своему внутреннему миру;
• сформирование российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, объединяющих представителей разных вероисповеданий и народностей;
• сформирование развития бережного и ответственного отношения к памятникам культуры;
• развитие навыков смыслового чтения и навыков качественного чтения у школьников;
• расширение кругозора школьников, обогащение их представлений о мире, человеке, истории, формирование общекультурной эрудиции.
Метапредметные результаты:
-Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета ««Основы буддийской культуры», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание курса
« Основы буддийской культуры»
1.Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют - 1ч.
2. Культура и религия. Буддизм. Что такое культура. Что такое религия.Какие есть мировые религии. Что такое буддизм -1ч
3.Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама. О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поиски пути избавления от страданий-1ч.
4. Будда и его Учение. О том, как Сиддхартха Гаутама искал истину. О том, как Сиддхартха стал Буддой. О Четырех Благородных Истинах. Дерево Бодхи. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь-1ч.
5. Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга «Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака» .О кратком содержании трех частей «Трипитаки» -1ч.
6. Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и «Ганджур»-1ч
7. Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальная природа.
От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы. -1ч.
8. Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы.
Перерождение. Причина. Следствие-1ч.
9. Добро и зло. О Десяти благих деяниях. О десяти неблагих деяниях-1ч.
10. Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии и доброте.
Об «ахимсе» - принципе непричинения вреда всему живому-1ч.
11.Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека с буддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание. Дже Цонкапа -1ч.
12. Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийской точки зрения… Любовь. Милосердие. Сострадание. Далай Лама-1ч.
13. Отношение к природе. О том, что Земля – это наш общий дом. Об отношении к природе в буддизме-1ч.
14. Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России.-1ч.
15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи в буддийской культуре, об обязанностях родителей и детей-1ч.
16. Творческая работа учащихся-1ч.
17.Обобщающий урок-1ч.
18. Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об истории появления буддизма в России, его современном состоянии-1ч.
19.Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке и нравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути-1ч.
20.Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шести парамитах».
О добродетелях с точки зрения буддизма-1ч.
21. Буддийское Учение о добродетелях-1ч.
22. Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятных символах, их значения-1ч.
23. Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме. Что такое мантра. Что такое подношение-1ч.
24. Буддийские святыни. -1ч.
25. Священные буддийские сооружения . О видах и типах священных буддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийских сооружений. Ступ-1ч.
26. Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме -1ч.
27. Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря.Солнечный календарь. Лунный календарь -1ч.
28. Праздники в буддийской культуре. О значении праздников в буддийской культуре.Об основных буддийских праздниках -1ч.
29. Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийская икона.
О древнем религиозном ритуале «Цам».О буддийских музыкальных инструментах . «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам-1ч.
30. Любовь и уважение к Отечеству. Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности.Ч то делает нас – разных людей – одним народом. Великая сила нравственности. Патриотизм. Народ-1ч.
31. Творческая работа учащихся-1ч.
32. Творческая работа учащихся-1ч.
33. Контрольная работа-1ч.
34. Обобщающий урок.– 1ч
35. Резерв.
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы буддийской культуры»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | сроки |
план | факт |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | с 4 - 5 | | |
2 | Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. | 1 | с 6 - 7 | | |
3 | Будда и его учение | 1 | с 8 - 9 | | |
4 | Будда и его учение. | 1 | с 10 - 11 | | |
5 | Буддийский священный канон «Трипитака». | 1 | с 12 - 13 | | |
6 | Буддийский священный канон «Трипитака». | 1 | с 14 - 15 | | |
7 | Буддийская картина мира. | 1 | с 16 - 17 | | |
8 | Буддийская картина мира. | 1 | с 18 - 19 | | |
9 | Добро и зло | 1 | с 20 - 23 | | |
10 | Принцип ненасилия. | 1 | с 24 - 25 | | |
11 | Любовь к человеку и ценность жизни. | 1 | с 26 - 27 | | |
12 | Сострадание и милосердие. | 1 | с 28 – 29 | | |
13 | Отношение к природе. (Выставка фотографий или рисунков растений, животных, людей, которые заботятся о растениях и животных) | 1 | с 30 - 31 | | |
14 | Буддийские учители. | 1 | с 32 - 33 | | |
15 | Семья в буддийской культуре и её ценности. | 1 | с 34 - 35 | | |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | с 36 | | |
17 | Обобщающий урок | 1 | с 37 | | |
18 | Буддизм в России. | 1 | с 38 - 39 | | |
19 | Путь духовного совершенствования. | 1 | с 40 - 43 | | |
20 | Буддийское учение о добродетелях | 1 | с 44 - 45 | | |
21 | Буддийское учение о добродетелях. | 1 | с 46 - 47 | | |
22 | Буддийские символы | 1 | с 48 - 51 | | |
23 | Буддийские ритуалы и обряды. | 1 | с 52 - 55 | | |
24 | Буддийские святыни. | 1 | с 56 - 59 | | |
25 | Буддийские священные сооружения. | 1 | с 60 - 63 | | |
26 | Буддийский храм. | 1 | с 64 - 67 | | |
27 | Буддийский календарь | 1 | с 68 - 69 | | |
28 | Буддийские праздники. | 1 | с 70 - 73 | | |
29 | Искусство в буддийской культуре. | 1 | с 74 – 77 | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | с 78 - 79 | | |
31 | Творческая работа учащихся. Сообщения учащихся по выбранной теме. | 1 | | | |
32 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | | | |
33 | Обобщающий урок | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | | |
35 | Резерв | 1 | | | |