СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Основы буддийской культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа модуля "Основы буддийской культуры"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Основы буддийской культуры"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Цаганаманская средняя общеобразовательная школа №2»

п. Цаган Аман Юстинского района Республики Калмыкия



РАССМОТРЕНО

на МО

Протокол № 1

«27» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________/Романова С.В./

«27» августа 2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «ЦАСОШ №2»

________/Бадмаева В.Н./

приказ № 162 «30» августа 2021 г.





Рабочая программа учебного предмета

«Основы буддийской культуры»

Базовый уровень, 4 класс

2021-2022 учебный год









Учитель высшей квалификационной категории

МКОУ «Цаганаманская СОШ №2»

Таунов Юрий Андреевич







2021 год



«Основы буддийской культуры»

4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Образовательная область: «духовно - нравственное воспитание».

Предмет: «Обществознание»

Класс: 4

Учитель Таунов Ю. А.

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов год; 1 час в неделю.

Особенности класса: общеобразовательный.

Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год.



Данная рабочая программа предмета ОРКСЭ составлена в соответствии с требованием ФЗ РФ «Об образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры», по системе «Школа России», утвержденной МО РФ.

Обоснование актуальности программы.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с ведением в школьную программу информации об основах религиозных культур, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций бурятского народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами буддийской культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;


2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Характеристика и место учебного курса в учебном плане:

Курс «Основы буддийской культуры» является одним из модулей учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. По месту и по содержанию в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Особенности реализации национально- регионального компонента

Данный курс несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций калмыцкого народа, духовных устремлений и ценностей, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника. Данная программа реализуется в течение 1 года обучения в начальной школе. Курс рассчитан на 35 ч в 4 кл. На предмет «Основы буддийской культуры» базисным учебным планом начального общего образования отводится по 1ч в неделю.

Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение: наглядные пособия, дидактический материал.

Учебно – методический комплект.

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. Москва. Просвещение 2011г.

2. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4 кл учебник для общеобразовательных учреждений Москва. Просвещение 2018г.

3. Емельянова Т.В. Поурочные разработки к учебнику В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» метод. пособие

4. Электронное приложение к учебнику В.Л.Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» Москва. Просвещение 2010г.

5. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей Москва. Просвещение 2010г.



Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся:

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как текущий и тематический, итоговый контроль, самоконтроль, контроль учителя и словесная оценка, взаимоконтроль.

Для проверки результатов учебной деятельности учащихся могут быть использованы следующие виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый, которые осуществляются в устной, письменной, практических формах и в их сочетании. В начале и в конце каждого занятия предусматриваются вопросы для проверки знаний.Особенность курса заключается в том, что оценки в классный журнал не выставляются.

Планируемые результаты:

• ознакомление учащихся с основами мировых культур и светской этики;

• сформирование первоначальных представлений о традиционных религий, их роли в культуре, истории современной России;

• развитие представлений младших школьников о значении нравственной ценности личности;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре; сформированность ценностных мировоззренческих основ;

• развитие способностей младших школьников к этнической культуре.

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального государства

• сформирование укрепления духовного здоровья учащихся;

• сформирование интереса к своему внутреннему миру;

• сформирование российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, объединяющих представителей разных вероисповеданий и народностей;

• сформирование развития бережного и ответственного отношения к памятникам культуры;

• развитие навыков смыслового чтения и навыков качественного чтения у школьников;

• расширение кругозора школьников, обогащение их представлений о мире, человеке, истории, формирование общекультурной эрудиции.

Метапредметные результаты:

-Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета ««Основы буддийской культуры», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-Осознание ценности человеческой жизни.

















Содержание курса

« Основы буддийской культуры»

1.Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют - 1ч.

2. Культура и религия. Буддизм. Что такое культура. Что такое религия.Какие есть мировые религии. Что такое буддизм -1ч

3.Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама. О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поиски пути избавления от страданий-1ч.

4. Будда и его Учение. О том, как Сиддхартха Гаутама искал истину. О том, как Сиддхартха стал Буддой. О Четырех Благородных Истинах. Дерево Бодхи. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь-1ч.

5. Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга «Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака» .О кратком содержании трех частей «Трипитаки» -1ч.

6. Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и «Ганджур»-1ч

7. Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальная природа.

От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы. -1ч.

8. Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы.

Перерождение. Причина. Следствие-1ч.

9. Добро и зло. О Десяти благих деяниях. О десяти неблагих деяниях-1ч.

10. Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии и доброте.

Об «ахимсе» - принципе непричинения вреда всему живому-1ч.

11.Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека с буддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание. Дже Цонкапа -1ч.

12. Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийской точки зрения… Любовь. Милосердие. Сострадание. Далай Лама-1ч.

13. Отношение к природе. О том, что Земля – это наш общий дом. Об отношении к природе в буддизме-1ч.

14. Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России.-1ч.

15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи в буддийской культуре, об обязанностях родителей и детей-1ч.

16. Творческая работа учащихся-1ч.

17.Обобщающий урок-1ч.

18. Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об истории появления буддизма в России, его современном состоянии-1ч.

19.Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке и нравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути-1ч.

20.Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шести парамитах».

О добродетелях с точки зрения буддизма-1ч.

21. Буддийское Учение о добродетелях-1ч.

22. Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятных символах, их значения-1ч.

23. Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме. Что такое мантра. Что такое подношение-1ч.

24. Буддийские святыни. -1ч.

25. Священные буддийские сооружения . О видах и типах священных буддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийских сооружений. Ступ-1ч.

26. Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме -1ч.

27. Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря.Солнечный календарь. Лунный календарь -1ч.

28. Праздники в буддийской культуре. О значении праздников в буддийской культуре.Об основных буддийских праздниках -1ч.

29. Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийская икона.

О древнем религиозном ритуале «Цам».О буддийских музыкальных инструментах . «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам-1ч.

30. Любовь и уважение к Отечеству. Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности.Ч то делает нас – разных людей – одним народом. Великая сила нравственности. Патриотизм. Народ-1ч.

31. Творческая работа учащихся-1ч.

32. Творческая работа учащихся-1ч.

33. Контрольная работа-1ч.

34. Обобщающий урок.– 1ч

35. Резерв.





























Календарно-тематическое планирование

курса «Основы буддийской культуры»


Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание

сроки

план

факт

1

Россия – наша Родина.

1

с 4 - 5



2

Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.

1

с 6 - 7



3

Будда и его учение

1

с 8 - 9



4

Будда и его учение.

1

с 10 - 11



5

Буддийский священный канон «Трипитака».

1

с 12 - 13



6

Буддийский священный канон «Трипитака».

1

с 14 - 15



7

Буддийская картина мира.

1

с 16 - 17



8

Буддийская картина мира.

1

с 18 - 19



9

Добро и зло

1

с 20 - 23



10

Принцип ненасилия.

1

с 24 - 25



11

Любовь к человеку и ценность жизни.

1

с 26 - 27



12

Сострадание и милосердие.

1

с 28 – 29



13

Отношение к природе. (Выставка фотографий или рисунков растений, животных, людей, которые заботятся о растениях и животных)

1

с 30 - 31



14

Буддийские учители.

1

с 32 - 33



15

Семья в буддийской культуре и её ценности.

1

с 34 - 35



16

Творческие работы учащихся

1

с 36



17

Обобщающий урок

1

с 37



18

Буддизм в России.

1

с 38 - 39



19

Путь духовного совершенствования.

1

с 40 - 43



20

Буддийское учение о добродетелях

1

с 44 - 45



21

Буддийское учение о добродетелях.

1

с 46 - 47



22

Буддийские символы

1

с 48 - 51



23

Буддийские ритуалы и обряды.

1

с 52 - 55



24

Буддийские святыни.

1

с 56 - 59



25

Буддийские священные сооружения.

1

с 60 - 63



26

Буддийский храм.

1

с 64 - 67



27

Буддийский календарь

1

с 68 - 69



28

Буддийские праздники.

1

с 70 - 73



29

Искусство в буддийской культуре.

1

с 74 – 77



30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

с 78 - 79



31

Творческая работа учащихся. Сообщения учащихся по выбранной теме.

1




32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1




33

Обобщающий урок

1




34

Итоговое занятие

1




35

Резерв

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!