Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Шевченко Л. Б. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
(УМК «Школа России»)
4 В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж, 4З , 4И классы
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составители:
учителя начальных классов
Ильменейкина Надежда Сергеевна,
Завьялова Мария Андреевна,
Сергеева Людмила Григорьевна,
Смирнова Вита Васильевна,
Твёрдая Валентина Николаевна,
Фефелова Ксения Олеговна,
Щеглова Ирина Ивановна.
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1 | Общие цели и задачи предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на начальной ступени образования. | 3 |
2 | Планируемые результаты изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». | 4 |
3 | Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». | 6 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 8 |
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / А. И. Шемшуриной — М.: Просвещение, 2014 г.
В 4 классе на изучение «Основ религиозных культур и светской этики» («Основы светской этики») отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели и задачи предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения «Основ религиозных культур и светской этики» в школе:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачами изучения «Основ религиозных культур и светской этики» являются:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Личностные:
Выпускник научится:
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
Знаниям основ вероучений религий России.
Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.
Выпускник получит возможность научиться:
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.
Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения.
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.
Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Осознанным нравственным ценностям.
Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Метапредметные:
Выпускник научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Раздел 1.
Этика общения. 1 ч
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил - добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Раздел 2.
Этикет. 4 ч
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
Раздел 3.
Этика человеческих отношений. 4 ч
В развитии добрых чувств - творение души.
Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4.
Этика отношений в коллективе. 5 ч
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс - мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 5.
Простые нравственные истины. 5 ч
Жизнь священна.
Человек рожден для добра.
Милосердие - закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Раздел 6.
Душа обязана трудиться. 5 ч
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Раздел 7.
Посеешь поступок - пожнешь характер. 5 ч
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Раздел 8.
Судьба и Родина едины. 5 ч
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе.
Обобщение пройденного материала.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1 | Этика общения. | 1 |
2 | Этикет. | 4 |
3 | Этика человеческих отношений. | 4 |
4 | Этика отношений в коллективе. | 5 |
5 | Простые нравственные истины. | 5 |
6 | Душа обязана трудиться. | 5 |
7 | Посеешь поступок - пожнёшь характер. | 5 |
8 | Судьба и родина едины. | 5 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ урока п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Введение (2 часа) |
1 | 1 ЧЕТВЕРТЬ ИОТ-016-2017 Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | 06.09 | |
2 | Этика - наука о нравственной жизни человека. | 13.09 | |
Этика общения (4 часа) |
3 | Добрым жить на белом свете веселей. | 20.09 | |
4 | Правила общения для всех. | 27.09 | |
5 | От добрых правил - добрые поступки. | 04.10 | |
6 | Каждый интересен. | 11.10 | |
Этикет (4 часа) |
7 | Премудрости этикета. | 18.10 | |
8 | Красота этикета. | 25.10 | |
9 | 2 ЧЕТВЕРТЬ ИОТ-016-2017 Простые школьные и домашние правила этикета. | 08.11 | |
10 | Чистый ручеёк нашей речи. | 15.11 | |
Этика человеческих отношений (4 часа) |
11 | В развитии добрых чувств - творение души. | 22.11 | |
12 | Природа - волшебные двери к добру и доверию | 29.11 | |
13 | Чувство Родины | 06.12 | |
14 | Жизнь протекает среди людей. | 13.12 | |
Этика отношений в коллективе (4 часа) |
15 | Чтобы быть коллективом. | 20.12 | |
16 | Коллектив начинается с меня. | 27.12 | |
17 | 3 ЧЕТВЕРТЬ ИОТ-016-2017 й класс – мои друзья. | 17.01 | |
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 24.01 | |
Простые нравственные истины (4 часа) |
19 | Жизнь священна. | 31.01 | |
20 | Человек рождён для добра. | 07.02 | |
21 | Милосердие - закон жизни. | 14.02 | |
22 | Жить во благо себе и другим | 21.02 | |
Душа обязана трудиться (4 часа) |
23 | Следовать нравственной установке | 28.02 | |
24 | Достойно жить среди людей | 07.03 | |
25 | Уметь понять и простить | 14.03 | |
26 | Простая этика поступков | 21.03 | |
Посеешь поступок - пожнёшь характер (4 часа) |
27 | Общение и источники преодоления обид. | 04.04 | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения людей. | 11.04 | |
29 | Доброте сопутствует терпенье. | 18.04 | |
30 | Действия с приставкой «со». | 25.04 | |
Судьба и Родина едины (4 часа) |
31 | С чего начинается Родина. | 02.05 | |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | | |
33 | Человек - чело века. | 16.05 | |
34 | Слово, обращённое к себе. | 23.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики».
19