Общеобразовательное учреждение
«Неверовская школа»
Рекомендовано к использованию Утверждаю
Методическим объединением приказ №____ от______
Протокол № Директор школы
От 30 августа 2019 г. Кучма Е.А.______________
Рабочая программа предмета
по «Основам религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
на 2019-2020 учебный год
4 класс
Составила: Барановская Н.Г.
учитель начальных классов
с. Неверовка
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом классе.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 4классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
№ п/п | Дата | Тема урока | Материалы | Примечания |
план | факт |
Россия – страна, объединившая народы. |
1 | | | Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь. | с.7 – 16 | |
2 | | | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | с.17 - 23 | |
3 | | | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. | с.24 – 28 | |
4 | | | Как всё начиналось. Народы Сибири. | с.29 – 39 | |
5 | | | Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются. | с.40 – 48 | |
Многообразие культур народов России. |
6 | | | Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук. | с.50 – 59 | |
7 | | | Приглашаем к праздничному столу. | с.60 – 66 | |
8 | | | Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. | с.67 – 78 | |
9 | | | Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу. | с.78 – 87 | |
10 | | | Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Этот весёлый праздник Новый год. | с.88 – 92 | |
11 | | | Рождество. Пасха. Курбан-байрам. | с.93 – 96 | |
12 | | | День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак. | с.97 – 103 | |
Что объединяет разные народы. |
13 | | | Как возникли правила. Будь милосерден и добр | с.105 – 119 | |
14 | | | Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым. | с.119 - 131 | |
15 | | | Не завидуй. Не предавай. | с.132 – 138 | |
16 | | | Будь терпим, умей прощать. | с.139 – 144 | |
17 | | | Будь честным | с.144 - 151 | |
(2 полугодие – 17 уроков)
18 | | | Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной. | с.4 - 16 | |
Человек и его Родина. |
19 | | | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство. | с.17 - 24 | |
20 | | | Семья – первая любовь человека. | с.25 - 34 | |
21 | | | Труд на благо Родины. | с.35 - 42 | |
22 | | | Защита Родины – долг гражданина! | с.43-58 | |
23 | | | Праздничные дни России. | с. 51-58 | |
Человек и природа. |
24 | | | Любовь к природе – что это значит? | с.59-70 | |
О добродетелях и пороках. |
25 | | | Делать добро! | с. 71-83 | |
26 | | | О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости. | с.83-96 | |
27 | | | Участвуем в проектной деятельности. | с.97 | |
28 | | | О жадности и зависти. Быть терпимыми… | с.97-108 | |
29 | | | Участвуем в проектной деятельности. | с.108 | |
30 | | | Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья! | с.109-114 | |
Поговорим об этикете. |
31 | | | Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет. | с.115-131 | |
32 | | | Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет. | с.132-140 | |
33 | | | Участвуем в проектной деятельности. | | |
34 | | | Итоговая зачётная работа. | | |