МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /____________ А.М. Токмакова подпись Протокол №______ от « __» ____________2018 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам Религиозной Культуры и Светской Этики
модуль «Светская этика»
для 4 «д» класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель программы:
Фалилеева Т.П.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2018 г.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа «Основы светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (авторы Данилюк А. Я. Издательство «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Обучающиеся изучают модуль «Основы светской этики» по выбору родителей.
Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика»
Личностные результаты
1.Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование семейных ценностей.
3.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
4.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
5.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6.Развитие навыков сотрудничества.
Предметные результаты
1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
2.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3.Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России.
4. Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре.
5.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
6.Осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
2.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
3.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
4.Умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
-приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
-получить опыт самостоятельного общественного действия.
III. Содержание тем учебного предмета
Россия – наша Родина
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.
Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Мораль и культура
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Особенности морали
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Добро и зло
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия
Добродетель и порок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.
Свобода и моральный выбор человека
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Свобода и ответственность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
Моральный долг
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.
Справедливость
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
Альтруизм и эгоизм
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
Дружба
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.
Что значит быть моральным
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная
Нравственный поступок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Золотое правило нравственности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Честь и достоинство
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .
Совесть
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка
Джентльмен и леди
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Образцы нравственности в культуре Отечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Этикет
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.
Семейные праздники
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
Любовь и уважение к Отечеству
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Система оценки результатов обучения по предмету
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация
Выполнение практических работ в форме: - устный опрос;
-письменная работа (творческая работа: эссе, реферат)
Итоговая аттестация
IV. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата | Кол-во часов | Из них | Домашние задание |
теоретические | практические |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
-
| Россия – наша страна | 3.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказать о героях России |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (28 часов) |
-
| Что такое светская этика? | 10.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
-
| Мораль и культура | 17.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи |
-
| Особенности морали. | 24.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа |
-
| Добро и зло. | 1.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Записать 5 пословиц о добре |
-
| Добродетель и порок | 8.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Найти в тексте слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
-
| Добродетель и порок | 15.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий |
-
| Добро и зло. | 22.10. | | 0,5 | 0,5 | Записать 5 бурятских пословиц о добре |
-
| Что значит «быть нравственным» в наше время | 29.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Что значит «быть нравственным» в наше время – письменное размышление |
-
| Свобода и моральный выбор человека | 12.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий для учащихся |
-
| Свобода и ответственность | 19.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выписать из текста, что входит в отношения ответственности |
-
| Моральный долг | 26.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составить рассказ, в котором есть слово долг |
-
| Справедливость | 3.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказать сказку со справедливым финалом |
-
| Альтруизм и эгоизм | 10.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Прочитать статью |
-
| Дружба | 17.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Мой друг» |
-
| Что значит быть моральным | 24.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Объяснить, что значит быть моральным. |
-
| Трудовая мораль. | 14.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Пословицы о труде |
-
| Смысл жизни и счастье. | 21.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сочинение «Счастье в доме» |
-
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 28.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Перечень правил в семье |
-
| Нравственный поступок. | 4.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Перечислить сказки о добре и зле» |
-
| Золотое правило нравственности. | 11.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Запомнить правила нравственности |
-
| Стыд, вина и извинение. | 18.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Случаи из жизни, когда было стыдно за себя |
-
| Честь и достоинство. | 25.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Права и обязанности школьника |
-
| Совесть. | 4.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Прочитать рассказ Н.Корнауховой «Совесть» |
-
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 11.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Герои нашего времени |
-
| Джентльмен и леди. | 18.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Правила поведения в общественных местах |
-
| Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Образец для подражания |
-
| Что такое этикет. | 8.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Этикетная сторона костюма» |
-
| Презентация проектов. | 15.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России |
-
| Семейные праздники. | 22.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Праздник в моей семье» |
-
| Государственные праздники. | 29.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Государственные праздники РБ» |
-
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 6.05. | 1 | 0,5 | 0,5 | О поступках людей |
-
| Любовь и уважение к Отечеству. | 13.05. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект «Моя малая Родина" |
-
| Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» | 20.05 | 1 | 0,5 | 0,5 | |