Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».
Разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (№373 от 06.10.2009 г);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 г
5. Локальный акт МКОУ «Люгинская ООШ»» «Положение о рабочей программе».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
-
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
-
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
-
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
-
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
-
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
-
предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
-
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
-
общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,
ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Ключевые идеи программы:
-
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
-
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
-
Духовные традиции многонационального народа России.
-
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
-
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
-
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
-
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
-
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
-
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
-
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
-
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
-
Патриотизм
-
Социальная солидарность
-
Гражданственность
-
Семья
-
Труд и творчество
-
Наука
-
Традиционные российские религии
-
Искусство и литература
-
Природа
-
Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в МКОУ «Люгинская ООШ» представлен модулем «Основы светской этики», который выбрали родители учащихся.
На уроках «Основ светской этики» учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое.
При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание модуля дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
модуль «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях
россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно.
Необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.
Модуль»Основы светской этики» считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
1) приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
2) получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
3) получить опыт самостоятельного общественного действия..
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Особенности курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.
В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»
К результатам освоения программы модуля «Основы светской этики» следует отнести:
Личностные результаты:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-
формирование семейных ценностей;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
-
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
-
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
-
становление внутренней установки личности поступать со¬гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмет.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Тематический план учебного курса
Тема | Кол-во часов |
1.Введение в предмет | 1 |
2. Россия – Родина моя | 2 |
3.Этика и этикет | 2 |
4.Вежливость | 2 |
5.Добро и зло | 2 |
6. Дружба и порядочность | 2 |
7. Честность и искренность | 2 |
8. Гордость и гордыня | 2 |
9. Обобщение . Тест | 1 |
10.. Обычаи и обряды русского народа | 2 |
11. Терпение и труд | 2 |
12. Семья | 2 |
13. Семейные традиции | 2 |
14. Сердце матери | 2 |
15. Правила твоей жизни | 2 |
16. Праздники народов России | 2 |
17 Защитники ОТечества | 2 |
18 Обобщение .Подготовка творческих работ | 1 |
19 Защита творческих работ | 1 |
Содержание курса
|
Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура, Истоки вежливых слов. Значение вежливости. |
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. |
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. |
Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. |
Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ.Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. |
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. |
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. |
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молоды хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. |
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника. |
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. |
Праздники, возникновение праздников |
Уважение к матери |
Выработать правила жизни |
Узнать о праздниках России |
Узнать о местных традициях и художниках |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2014
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Для учителя: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2014
Для родителей: Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
Календарно – тематическое планирование курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 классе
№ п\п | Тема урока | Тип урока Техноло- гии Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата |
план факт |
| | | Содержание урока (Ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив-ные УУД | Регулятивные УУД | |
|
1 | Введение в предмет. | здоровье-сберегаю-щая (1 ч) | Понятие светская этика. Что такое культура. Нормы морали. Этика. Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций; Развитие навыков сотрудничества. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
2 3 | Россия – Родина моя. Россия – Родина моя.Закрепление. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Россия – Россия – Родина моя.Родина моя.Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Развитие навыков сотрудничества | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
4 5 | Этика. Этикет. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций; Развитие этических чувств, доброжелатель- ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
6 7 | Вежли-вость. Вежли-вость. Уважение. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. Развитие этических чувств, доброжелатель ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | П остановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
8 9 | Добро и зло. Доброта Забота. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | П онятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл послов иц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие этических чувств, доброжелатель ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | П остановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
10 11 | Дружба и порядоч ность. Друг.Товарищ. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. | Становление гуманистичес- ких и демократичес- ких ценностных ориентаций. Развитие этических чувств, доброжелатель ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
12 13 | Честность и искрен-ность. Честность и искрен-ность. Закрепление. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом. | Становление гуманистичес- ких и демократичес- ких ценностных ориентаций; Развитие навыков сотрудничест- ва. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
14 15 | Честность и искрен-ность. Обобщение. Гордыня. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. | Становление гуманистичес- ких и демократичес- ких ценностных ориентаций; Развитие навыков сотрудничест- ва. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
16 | Обобще-ние. Тест. | здоровье-сберегаю-щая (1 ч) | Обобщение и закрепление пройденного материала. | Становление гуманистичес- ких и демократичес- ких ценностных ориентаций; | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляе-мых действий. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. | |
17 18 | Обычаи и обряды . Обычаи и обряды русского народа. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Особенности бракосочетания в современной России. Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование целостного, социально ориентирован- ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
19 20 | Терпение и труд. Учёба – важнейший труд школьника | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника. Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | Формирование целостного, социально ориентирован- ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
21 22 | Семья. Семья. Родословие. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | Формирование семейных ценностей. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
23 24 | Семейные традиции. Семейные традиции. Закрепление. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение. | Формирование семейных ценностей. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
25 26 | Сердце матери. Роль матери в семье. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану | Формирование семейных ценностей. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
27 28 | Правила жизни. Правила твоей жизни. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок. | Формирование семейных ценностей. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
29 30 | Праздники народов России. Христианские праздники. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
31 32 | Защитники Отечества. Страницы боевой славы Родины. | здоровье-сберегаю-щая (2 ч) | 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |
33 | Обобще-ние. Подготовка творческих работ. | здоровье-сберегаю-щая (1 ч) | Обобщение и закрепление пройденного материала. | Становление гуманистичес- ких и демократичес- ких ценностных ориентаций; | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляе-мых действий. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. | |
34 | Защита творческих работ. | здоровье-сберегаю-щая (1 ч) | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Умение убеждать и уступать. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос. Умение слушать собеседника. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Определение последовательности целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | |