СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 4 класс ОРКСЭ (модуль светская этика)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс»







Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

Разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (№373 от 06.10.2009 г);

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 г

5. Локальный акт МКОУ «Люгинская ООШ»» «Положение о рабочей программе».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,

составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.


Цель учебного курса ОРКСЭ:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Задачи учебного курса ОРКСЭ

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

  2. иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  3. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и

  4. ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  5. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,

  6. полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

  7. ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

  8. восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных

  9. предметов на ступени основной школы;

  10. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и

  11. многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

  12. общественного мира и согласия.



Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,

ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.


Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.


Ключевые идеи программы:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

  2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

  3. Духовные традиции многонационального народа России.

  4. Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

  5. Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

  6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

  7. Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;

  8. Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

  9. Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм

  2. Социальная солидарность

  3. Гражданственность

  4. Семья

  5. Труд и творчество

  6. Наука

  7. Традиционные российские религии

  8. Искусство и литература

  9. Природа

  10. Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в МКОУ «Люгинская ООШ» представлен модулем «Основы светской этики», который выбрали родители учащихся.

На уроках «Основ светской этики» учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое.

При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание модуля дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

модуль «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях

россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно.

Необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.

Модуль»Основы светской этики» считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа.

К концу обучения  по данному курсу школьник должен

1) приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

2) получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3) получить опыт самостоятельного общественного действия..

Содержание курса

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»



К результатам освоения программы модуля «Основы светской этики» следует отнести:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать со¬гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмет.



 Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Тематический план учебного курса

Тема

Кол-во часов

1.Введение в предмет

1

2. Россия – Родина моя

2

3.Этика и этикет

2

4.Вежливость

2

5.Добро и зло

2

6. Дружба и порядочность

2

7. Честность и искренность

2

8. Гордость и гордыня

2

9. Обобщение . Тест

1

10.. Обычаи и обряды русского народа

2

11. Терпение и труд

2

12. Семья

2

13. Семейные традиции

2

14. Сердце матери

2

15. Правила твоей жизни

2

16. Праздники народов России

2

17 Защитники ОТечества

2

18 Обобщение .Подготовка творческих работ

1

19 Защита творческих работ

1

 

Содержание курса


Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура, Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.    

Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ.Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молоды хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Праздники, возникновение праздников

Уважение к матери

Выработать правила жизни

Узнать о праздниках России

Узнать о местных традициях и художниках


Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2014

Энциклопедия Кирилла и Мефодия


Для учителя: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2014

  • Ресурсы школьной библиотеки


Для родителей: Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
















Календарно – тематическое планирование курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 классе



п\п


Тема

урока


Тип урока

Техноло-

гии

Кол-во часов

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности


Дата

план факт


































Содержание урока

(Ученик должен знать)




Личностные УУД








Познавательные УУД








Коммуникатив-ные

УУД






Регулятивные

УУД




















1

Введение в предмет.


здоровье-сберегаю-щая (1 ч)

Понятие светская этика. Что такое культура. Нормы морали. Этика.


Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.








Формирование основ российской гражданской идентичности.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций;


Развитие навыков сотрудничества.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


2





3

Россия – Родина моя.



Россия – Родина моя.Закрепление.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Россия – Россия – Родина моя.Родина моя.Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


Развитие навыков сотрудничества


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


4







5

Этика.







Этикет.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций;


Развитие этических чувств, доброжелатель-

ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

О пределение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


6















7

Вежли-вость.













Вежли-вость. Уважение.




здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Развитие этических чувств, доброжелатель

ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Развитие навыков сотрудничества.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

П остановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


8







9

Добро и зло.





Доброта Забота.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

П онятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл послов иц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.


Развитие этических чувств, доброжелатель

ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

П остановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


10























11

Дружба и порядоч ность.



















Друг.Товарищ.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

Становление гуманистичес-

ких и демократичес-

ких ценностных ориентаций.


Развитие этических чувств, доброжелатель

ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


12



























13

Честность и искрен-ность.























Честность и искрен-ность. Закрепление.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.

Становление гуманистичес-

ких и демократичес-

ких ценностных ориентаций;


Развитие навыков сотрудничест-

ва.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


14



















15


































Честность и искрен-ность. Обобщение.



















Гордыня.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

Становление гуманистичес-

ких и демократичес-

ких ценностных ориентаций;


Развитие навыков сотрудничест-

ва.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


16

Обобще-ние. Тест.

здоровье-сберегаю-щая (1 ч)

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Становление гуманистичес-

ких и демократичес-

ких ценностных ориентаций;


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляе-мых действий.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения.


17



















18

Обычаи и обряды .

















Обычаи и обряды русского народа.

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Особенности бракосочетания в современной России. Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.



Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


Формирование целостного, социально ориентирован-

ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


19





















20




Терпение и труд.



















Учёба – важнейший труд школьника

здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника. Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

Формирование целостного, социально ориентирован-

ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Развитие навыков сотрудничества.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


21



















22

Семья.

















Семья. Родословие.


здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

Формирование семейных ценностей.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


23











24

Семейные традиции.







Семейные традиции. Закрепление.


здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.

Формирование семейных ценностей.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


25













26

Сердце матери.











Роль матери в семье.


здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

Формирование семейных ценностей.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


27











28

Правила жизни.









Правила твоей жизни.


здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.

Формирование семейных ценностей.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


29















30

Праздники народов России.











Христианские праздники.




здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


31













32

Защитники Отечества.













Страницы боевой славы Родины.


здоровье-сберегаю-щая (2 ч)

23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


33

Обобще-ние. Подготовка творческих работ.

здоровье-сберегаю-щая (1 ч)

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Становление гуманистичес-

ких и демократичес-

ких ценностных ориентаций;


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляе-мых действий.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения.


34

Защита творческих работ.

здоровье-сберегаю-щая (1 ч)

Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


Становление гуманистичес-ких и демократичес-ких ценностных ориентаций.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

Умение убеждать и уступать.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какоё-либо предмет или вопрос.

Умение слушать собеседника.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Определение последовательности целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!