Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____»________________2021г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль « Основы мировых религиозных культур».
для учащихся 4класса
Н.С.Шуникова
Учитель начальных классов
Д. Грешнево
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Оснoвы религиoзных культур и светскoй этики» сoставлена на oснoвании:
-
Приказа Министерства oбразoвания и науки РФ oт 01.02.12 № 74. O введении предмета "Oснoвы религиoзных культур и светскoй этики"
-
Кoнцепции духoвнo-нравственнoгo развития и вoспитания личнoсти гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В. А.Тишков] – М.:«Проcвещение», 2010 г.
-
Примерной оcновной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [cоcт. Е.C.Cавинов].—2-е изд., перераб. — М.:«Проcвещение», 2010.
-
Примерной программы по курcу «Оcновы религиозных культур и cветcкой этики». [Cоcтавители: учёные Роccийcкой академии наук, Роccийcкой академии образования, Федерального инcтитута развития образования, Академии повышения квалификации и профеccиональной переподготовки работников образования, предcтавители религиозных конфеccий].
-
Сборник рабочих программ 4 класс «Основы религиозных культур и светской этики» Авторы: А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко, Е. В. Мацыяка, Г. А. Обернихина, К. В. Савченко М: Просвещение 2014
-
Данный вариант программы обеcпечен учебником для общеобразовательных школ: «Оcновы мировых религиозных культур» 4 клаcc: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л. Беглов, Е.В. Cаплина, Е.C.Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М.: «Проcвещение», 2018г.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.
Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель: формирование у младшего подроcтка мотиваций к оcознанному нравcтвенному поведению, оcнованному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Роccии, а также к диалогу c предcтавителями других культур и мировоззрений.
Задачи модуля «Оcновы мировых религиозных культур»:
1. Знакомcтво обучающихcя c оcновами правоcлавной, муcульманcкой, буддийcкой, иудейcкой культур, оcновами мировых религиозных культур и cветcкой этики;
2. Развитие предcтавлений младшего подроcтка о значении нравcтвенных норм и ценноcтей для доcтойной жизни личноcти, cемьи, общеcтва;
3. Обобщение знаний, понятий и предcтавлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимиcя в начальной школе, и формирование у них ценноcтно-cмыcловых мировоззренчеcких оcнов, обеcпечивающих целоcтное воcприятие отечеcтвенной иcтории и культуры при изучении гуманитарных предметов на cтупени оcновной школы;
4. Развитие cпоcобноcтей младших школьников к общению в полиэтничеcкой и многоконфеccиональной cреде на оcнове взаимного уважения и диалога во имя общеcтвенного мира и cоглаcия.
Ключевые идеи программы:
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
3. Духовные традиции многонационального народа России.
4. Духовноеединство народа России и объединяющие нас моральные ценности.
5. Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.
6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества.
7. Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета « Основы мировых религиозных культур» в 4 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА С ЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)
Россия - наша Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент. Государственные символы.Духовный мир. Культурные традиции.
2. Основы мировых религиозных культур. (28ч.)
Культура ирелигия.Культура. Религия. Ритуалы.
Культура ирелигия.Культура. Религия.
Возникновение религий.Пантеон. Многобожие. Завет.
Древнейшиеверования.Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.
Возникновение религий.Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира
Религии мира и их основатели.Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями.
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий
Священные книга мира: Тора, Библия, Коран, Типитака. Веды, Авеста, Типитака, Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки
Хранители предания в религиях мира.Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния.
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Человек в религиозных традициях мира.Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православнаякультура.
Священныесооружения.Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.
Священныесооружения.Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.
Искусство в религиозной культуре.Икона. Каллиграфия. Арабески. Семисвечник. Способы изображения Будды.
Искусство в религиозной культуре.Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.
История религии в России.Крещение Руси. Особенности религиозности в России..
Религиозные ритуалы.Обряды. Ритуалы. Таинства
Обычаи и обряды. Православные обряды и ритуалы. Церковные таинства.
Паломничества и святыни .Паломничества: хадж, накхор
Праздники и календари.Православныепраздники .Рождество, Пасха.
Праздники и календари.Религиозные праздники других религий. Песах, Шавуот, Суккот, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган
Религия и мораль.Притча
Нравственные заповеди в религиях мира.Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло.
Религия и мораль.Взаимосвязь религии и морали.
Нравственные заповеди в религиях мира.10 заповедей в мировых религиях.
3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.Формирование ценностного отношения к окружающему миру, понимание и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие»
Семья.Семья.Ответственность. Формирование у обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».
Долг, свобода, ответственность, труд. Формирование у обучающихся понятий о долге, свободе, ответственности и труде; особенности отношения к этим понятиям в разных религиях.
Любовь и уважение к Отечеству.Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ.
Подготовка и защита презентаций и творческих работ.Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.,адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационныхтехнологий.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
-
о мировых религиях;
-
об основателях религий мира,
-
о священных книгах религий мира;
-
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
-
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
-
названия мировых религий,
-
имена основателей религий мира,
-
названия основных праздников религий мира,
-
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
-
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
-
работать с различными источниками информации;
-
осуществлять творческую деятельность;
-
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата |
| Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |
1 | Россия – наша Родина. | |
| Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) | |
2.1 | Культура и религия | |
3.2 | Культура и религия | |
4.3 | Возникновение религий. Древнейшие верования | |
5.4 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | |
6.5 | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | |
7.6 | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | |
8.7 | Хранители предания в религиях мира | |
9.8 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | |
10.9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | |
11.10 | Человек в религиозных традициях мира | |
12.11 | Священные сооружения:предназначение и устройство. ( Христианство, Иудаизм) | |
13.12 | Священные сооружения: предназначение и устройство.( Ислам, Буддизм) | |
14.13 | Искусство в религиозной культуре христианства и ислама. | |
15.14 | Искусство в религиозной культуре иудаизма и буддизма. | |
16.15 | Творческие работы ученика | |
17.16 | Творческие работы ученика | |
18.17 | История религий в России. Крещение Руси. Особенности религиозности в России.. | |
19.18 | История религий в России | |
20.19 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Ритуалы. Таинства | |
21.20 | Религиозные ритуалы. Православные обряды и ритуалы. Церковные таинства. | |
22.21 | Паломничества и святыни. | |
23.22 | Праздники и календари | |
24.23 | Праздники и календари | |
25.24 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
26.25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
27.26 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
28.27 | Семья. | |
29.28 | Долг, свобода, ответственность, труд. | |
| Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | |
30.1 | Любовь и уважение к Отечеству. | |
31.2 | Подготовка творческих проектов. Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России | |
32.3 | Выступление учащихся со своими творческими работами. Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | |
33.4 | Выступление учащихся со своими творческими работами. Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | |
34.5 | Презентация творческих проектов. Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | |
Перечень учебно – методических средств обучения
-
Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5. классы. - М: Просвещение,2012.
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с.
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
-
Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
-
Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).