СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ», предметная область «ОРКСЭ» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов  начального  общего  образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,  на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по авторской программе Шемшурина А.И. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (УМК «Школа России»), -  М.: Просвещение, 2017.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»

АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули"

«Рассмотрено» на заседании МО

Учителей начальных классов

Руководитель МО

_______/Н.М.Соколова/

Протокол № ___ от

«____»____________2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Э.П.Данчинова


«____»____________2019 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________В.С.Турунхаева

Приказ № ______

«___»_______ 2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: Основы светской этики


Название программа: «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики»


Срок реализации: 2019-2020 уч.год.


Кол-во часов в неделю: 1 час


Кол-во часов в год: 34 часа


Класс: 4


Составитель: Сонголова Оюна Бальжинимаевна


Категория: первая














г.Улан-Удэ, 2019г.

Введение


Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ», предметная область «ОРКСЭ» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по авторской программе Шемшурина А.И. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (УМК «Школа России»), - М.: Просвещение, 2017.

Документы, на основании которых составлена рабочая программа:

  • - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего;

  • Примерные программы ФГОС НОО;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ».


Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе направлено на достижение следующей цели—формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 11—12лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;

  • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

  • Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:

  • развитие у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;

  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • развитие у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;

  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, меапредметные и предметные результаты:

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

знает основные понятия светской этики;

- узнает значение этики в жизни человека;

- узнает образцы нравственности в культурах разных народов;

- узнает духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;

- строить толерантные отношения в обществе;

- применять полученные знания в социуме;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- первоначальным представлениям о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознанию ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Формами текущего и итогового контроля являются тестовые формы контроля, контрольного диктанта, итогового теста, который включает вопросы (задания), проверочные работы

Данная программа реализуется в течение 2017-2020 учебного года и предусматривает 35 часов в год, 1 часов в неделю.

Структура программы содержит следующие разделы: введение, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, приложения к программе: календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы.

Регионально-национальный компонент реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность., как дополнительная информация по «ОРКСЭ».

Реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Часы национально-регионального компонента включено в основные темы учебных занятий.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков начальной школы.

















































Содержание изучаемого курса

Введение в курс

Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы.Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения

Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил – добрые слова и поступки.Правила общения для всех.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет

Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений

В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины

Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться

Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер

Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Человек, назначение человека.Подведение итогов. Презентация творческих работ.


















































Тематическое планирование

 


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение в курс

1ч.

Этика общения

Этикет

Этика человеческих отношений

Этика отношений в коллективе

Простые нравственные истины

Душа обязана трудиться

Посеешь поступок – пожнёшь характер

Судьба и Родина едины

Простые нравственные истины

11

Душа обязана трудиться

12

Посеешь поступок – пожнёшь характер

13

Судьба и Родина едины

14

Чтоя нового узнал в 3 классе?





































Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дом. задание

Этика-наука о нравственной жизни человека



Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

С.4-8 Д/з с 8

Этика общения- 4часа


Добрым жить на белом свете веселей


1

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений

С 10-15 Д/з с15

Правила общения для всех



1

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

С 16-19 Д/з с 19

От добрых правил-добрые слова и поступки


1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

С 20-23 Д/з с 23

Каждый интересен


1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 24-27 Д/з с 28

Этикет- 4 часа


Премудрости этикета


1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 30-33 Д/з с 33

Красота этикета


1

Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.

С 34-37 Д/з с 37

Простые школьные и домашние правила этикета


1

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 38-41 Д/з с 41

Чистый ручеек нашей речи


1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессеколлективного труда; Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

С 42-45 Д/з с 46

Этика человеческих отношений-4 часа

В развитии добрых чувств-творение души


1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

С 48-50 Д/з с51

Природа- волшебные двери к добру и доверию


1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

С 52-55 Д/з с 55

Чувство Родины


1

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

С 56-59 Д/з с 59

Жизнь протекает среди людей


1

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 60-61 Д/з с 62

Этика отношений в коллективе-4 часа

Чтобы быть коллективом


1

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог

С 64-67 Д/з с 67

Коллектив начинается с меня


1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 68-69 Д/з с 69

Мой класс-мои друзья


1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 70-73 Д/з с 74

Ежели душевны вы и к этике не глухи…


1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.); Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

С 76-79 Д/з с 80

Простые нравственные истины- 4 часа

Жизнь священна


1

Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

С 82-84 Д/з с 85

Человек рожден для добра


1

Развитие этических чувств и норм; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

С 86-89 Д/з с 89

Милосердие-закон жизни


1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

С 90-93 Д/з с 93

Жить во благо себе и другим


1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

С 94-97 Д/з с 98

Душа обязана трудиться- 4 часа

Следовать нравственной установке


1

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях

С 100-102 Д/з с103

Достойно жить среди людей


1

С 104-108 Д/з с109

Уметь понять и простить


1

С110-114 Д/з с115

Простая этика поступков


1

С 116-119 Д/з с120

Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа

Общение и источники преодоления обид


1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей; Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека, сопереживание, соучастие.

С 122-124 Д/з с125

Ростки нравственного опыта поведения


1

С 126-129 Д/з с129

Доброте сопутствует терпение


1

С 130-133 Д/з с133

Действия с приставкой «со»


1

С 134-137 Д/з с138

Судьба и Родина едины-5 часов

С чего начинается Родина


1

Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

С 140-143 Д/з с143

В тебе рождается патриот и гражданин


1

С 144-149 Д/з с149

Человек-чело века


1

С 150-153 Д/з с153

Слово, обращенное к себе


1

С 154- 157Д/з с157

Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.


1

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.


Приложение 2.

«Основы светской этики»

Вариант 1

  1. Полное название нашей страны:

а) Москва

б) Российская Федерация

в) Россия

  1. Дай толкование слову «отечество»

а) страна наших пап, мам

б) родная страна отцов и предков

в) Россия

3.Материальный мир — это

а) информация из книг, журналов, СМИ

б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают

в) явления природы, которые нас окружают

4. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом.

1. тот, кто ни с кем ничем не делится? а) лживый

2. тот, кто обманывает? б) гордый

3. тот, кто считает себя самым лучшим? в) жадный


5. Закончить предложение.

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними -это……………


6. В человеке может проявляться красота духовная-невидимая, когда он выбирает добро, а не зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота проявляется.

Если человек :

а) - обижает младших,

б) - помогает старшим и больным

в) - просит прощения и прощает других

г) - благодарит людей за оказанное добро

д) - любит бездельничать

е)- ___________________________________

(свой ответ)

7.Соотниси понятие с их объяснением.

1.Этика

а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей.

2.Культура

б)наука ,рассматривающая поступки и отношения между людьми.

3.Мораль

в) образованность.

Дополнительная часть.


8.Какая добродетель находится между двумя пороками?

а) расточительность-…….-скупость,

б) вредность-……..-угодничество,

в) безрассудная отвага-……-трусость,

Слова для справок : дружелюбие ,щедрость, мужество.

9.Приведи примеры традиций принятых в обществе____________

_____________________________________________________________


10. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Основы светской этики»

Вариант 2

  1. Почему нашу страну мы называет отечеством:

а) это наш родной дом

б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю

в) мы здесь учимся


  1. Дай толкование слову «Родина»

а) родная сторона

б) любимая сторона

в) великая страна


3.Духовный мир — это

а) знания и информация из различных источников, которые мы видим

б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми

в) вещи и предметы


4. Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом.

1) тот, кто хвалит сам себя. а) неблагодарный

2) тот, кто не умеет прощать? б) злопамятный

3)тот, кто не ценит чужую помощь? в) хвастливый


5. Закончить предложение.

Противоположность добра – это …………………..


6. Найди лишнее в определении понятия «моральный выбор» - это:

а) выбор между разными способами поведения

б) между нормами, которым следует человек

в) между различными идеалами, к которым он стремится

г) выбор дышать или не дышать

д) выбор между добром и злом


7.Соотниси понятие с их объяснением.


1.Этика

а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей.

2.Культура

б)наука ,рассматривающая поступки и отношения между людьми.

3.Мораль

в) образованность.

Дополнительная часть.

  1. Приведи примеры традиций принятых в вашей семье_____________

____________________________________________________________

9. Восстанови слова детской песенки

…………. крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

…………. в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Потому что настоящий, верный ……..

10. Как вы думаете, быть добрым сложно? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ 1 вариант

    1. Б

    2. Б

    3. Б

    4. 1в, 2а, 3б

    5. Добро

    6. б,в,г

    7. 1б, 2в, 3а

    8. А- щедрость, Б – дружелюбие, В – мужество


Ключ 2 вариант

    1. Б

    2. А

    3. Б

    4. 1в, 2б, 3а

    5. Зло

    6. В

    7. 1б, 2в, 3а

    1. Дружба, друг





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!