СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору «ФУНКЦИЯ: ПРОСТО, СЛОЖНО, ИНТЕРЕСНО»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика курса

Предлагаемый курс посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору «ФУНКЦИЯ: ПРОСТО, СЛОЖНО, ИНТЕРЕСНО»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № »

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА


РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № »

Протокол №

от августа г.


СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № »

Протокол №

от г.

Зам. директора по НМР

_________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от

Ддиректор

МБОУ «СОШ »

____________


РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей математики и информатики

МБОУ «СОШ № »

Протокол №

от «………..г.

Руководитель ШМО

________




Рабочая программа

курса по выбору

«ФУНКЦИЯ: ПРОСТО, СЛОЖНО, ИНТЕРЕСНО»

для обучающихся 8 классов

на…… учебный год


Образовательная область: «Математика »

















г. Братск,


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа курса по выбору «Функция: просто, сложно, интересно» для учащихся 8 класса разработана на основе авторской (адаптационной) программы курса по выбору «Функция: просто, сложно, интересно» для обучающихся 8-9 классов, учителя математики МБОУ «СОШ № » . рекомендованной экспертно-методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска, приказ МАУ «ЦРО» г. Братска от № …; в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № » на учебный год.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой:в содержание и распределение часов в данной рабочей программе изменения не вносились.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста(второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы)обусловлены:

— бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Результаты обучения данного класса за учебный год следующие: успеваемость…. Качество…… Уровень мотивации……. В основном преобладают учение ….. (средний балл – уровень), ситуативный интерес (средний балл – уровень). Мотивы «интерес к учебе» (средний балл …) и «познавательный интерес» (средний балл ….)находятся на ……..уровне.

Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

- в предметном содержании осуществлять постепенный переход к работе с системой понятий, от отображающей к управляющей модели, постановку системы задач («карта» движения в предмете), проектирование «своих» учебников.

- в формах учебного сотрудничества создать интерактивные формы обмена мнениями с использованием электронных инструментов, проектные формы учебной деятельности, учебные и социальные проекты, развивать учебную самостоятельность как умение строить свою ИОТ, работу с текстами.

- в системе оценивания осуществить переход к зачетной форме оценивания знаний и умений, переход от оценочных шкал к нормативному оцениванию. Работа с «портфолио», построение индивидуальных образовательных траекторий.

Цель курса :

Обобщение и углубление знаний учащихся о функции, способах ее преобразования, систематизация функций по методам построения их графиков.

Задачи курса :

- прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями их графиками;

- представить систематизацию функций не по видам, а по методам построения их графиков;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:

  • практической направленности;

  • учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

  • прочности и наглядности;

  • охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, ориентации на формирование здорового образа жизни.


Общая характеристика курса

Предлагаемый курс посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Существуют различные способы задания функций: аналитический, табличный, словесный, графический. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих приборов. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решить сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако, на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.

Целесообразность введения данного курса в учебный план состоит в том, что он направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике. Курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.

Логический анализ содержания темы «Функция: просто, сложно, интересно» позволил выделить группу задач, которые и составили основу изучаемого курса.

В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведеньями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.

  • способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.

  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  • создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)

  • Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)

  • Учебная исследовательская деятельность (УИД)

  • Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)

  • Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу:

  1. Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.

  3. Создать пространство для проявления инициативных действий.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.


Описание места курса в учебном плане

Курс по выбору «Функция: просто, сложно, интересно» относится к системе предпрофильной подготовки обучающихся 8-9-х классов, реализуется через компонент образовательного учреждения учебного плана второй ступени обучения.

Основными задачами реализации содержания компонента образовательного учреждения учебного плана являются:

  • реализация заказа и спроса на образовательные услуги ОУ;

  • создание условий для свободного общего развития личности;

  • расширение и углубление знаний обучающихся по разным предметным областям;

  • организацию предпрофильной подготовки обучающихся 8-9 классов;

  • способствование выбору и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, профильного направления;

  • реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

  • содействие самореализации личности ребёнка и педагога.

Курс по выбору «Функция: просто, сложно, интересно» может выполнять функции элективного и специального.

Сроки реализации:

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 8 классов и рассчитана на 8,5 часов в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № » на ……учебный год.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество часов

1.

Понятия функции и графика

  • способы задания функции;

  • графики элементарных функций

2

1

1

2.

Преобразование графиков

  • перенос вдоль оси ординат;

  • перенос вдоль оси абсцисс;

  • сжатие (растяжение) вдоль оси ординат;

  • сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс

2

0,5

0,5

0,5

0,5

3.

Действия над функциями

  • сумма (разность) функций;

  • произведение и частное двух функций;

  • функции, содержащие знак модуля

2

0,5

0,5

1

4.

Построение графиков суперпозиций простейших функций

  • суперпозиция функций;

  • обратная функция

1,5


1

0,5

5.

Итоговое занятие

1


ИТОГО

8,5




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Понятие функции и графика.

На первых двух занятиях учащимся сообщается цель и значение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются их знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. При этом целесообразно использование разнообразного наглядного материала.

Учащиеся должны знать:

  • способы задания функций;

  • понятия области определения и области значения элементарных функций;

  • определения возрастающей, убывающей, монотонной функций;

  • графическое изображение графиков элементарных функций.

Учащиеся должны уметь:

  • строить графики элементарных функций;

  • находить область определения и область значений функции.


Тема 2. Преобразование графиков.

При построении многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Излагаются методы, упрощающие аналитическое выражение функции и облегчающие построение графиков.

Учащиеся должны знать:

  • методы, упрощающие аналитическое выражение функции;

  • правила, упрощающие построение графиков.

Учащиеся должны уметь:

  • строить графики функции смещением вдоль осей координат;

  • сроить эскизы графиков функции


Тема 3. Действия над функциями

Графики суммы (разности), произведения и частного двух функций также можно построить без применения методов математического анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот метод в случае, когда исходные функции являются элементарными. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля.

Учащиеся должны знать:

  • правила построения суммы функций;

  • правила построения произведения и частного функций;

  • правила построения графиков, содержащих знак модуля.

Учащиеся должны уметь:

  • исследовать функции на ограниченность;

  • строить графики суммы и разности функций;

  • строить графики произведения и частного функций;

  • строить графики, содержащие знак модуля.


Тема 4. Построение графиков суперпозиций простейших функций

Рассматриваются приемы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Вводится понятие обратной функции, определяются ее область определения и множество значений. Устанавливается связь графиков прямой и обратной функций.

Учащие должны знать:

  • определение суперпозиции функции;

  • определение обратной функции.

Учащиеся должны уметь:

  • находить область определения суперпозиции функций;

  • находить и строить функцию, обратную данной;

  • доказывать, что данная функция имеет обратную функцию.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностное развитие

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию.


Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности

Познавательная деятельность

Обучающийся научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.


Информационно-коммуникативная деятельность

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • выстраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Рефлексивная деятельность

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляциии в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.



КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ


ИКТ – компетентность обучающихся

Обучающийся научится:

Обращение с устройствами ИКТ

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Создание графических объектов

  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, классификационные и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

  • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, классификационные и др.);

Коммуникация и социальное взаимодействие

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Поиск и организация хранения информации

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

  • строить математические модели.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.


Учебно-исследовательская и проектная компетентности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.


Читательская компетентность,

стратегии смыслового чтенияи работа с текстом


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

  • строить графики функции смещением вдоль осей координат;

  • исследовать функции на ограниченность;

  • строить графики суммы и разности функций;

  • строить графики произведения и частного функций;

  • строить графики, содержащие знак модуля;

  • находить область определения суперпозиции функций;

  • находить и строить функцию, обратную данной;

  • доказывать, что данная функция имеет обратную функцию.

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;

  • умеют самостоятельно работать с математической литературой;

  • знают основные приемы исследования свойств функций и построения их графиков;

  • умеют строить графики элементарных функций, содержащих модуль;

  • умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;

  • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности.

В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения как:

    1. метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

    2. метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.

    3. исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

    4. метод проектного обучения позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:

Основные виды учебной деятельности обучающихся 8 -9 классов

Формы организации учебной деятельности

Совместно-распределенная

учебная деятельность

(С-РУД)

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с текстом учебных пособий (составление разных видов таблиц, и т.д.)эвристические беседы, работа в малых группах, мастерские, семинар, практикумы по решению задач и т.д.).

Совместно-распределенная проектная деятельность

(С-РПД)

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект.

Учебная исследовательская деятельность

(УИД)

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, подбор материала и т.д.

Деятельность управления системными объектами

(группами людей) (ДУСО)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки и т.д.

Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: создание презентаций и т.д..



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Формы контроля

  • текущий:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- выполнения проверочных работ,

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

  • промежуточный:

- контрольные работы;

- тестирование;

  • итоговый:

- итоговая контрольная работа

На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения. Можно использовать комментированные упражнения, когда один из учеников вслух объясняет ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.

Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся предлагаются задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действий и называния ответов.

Организация оценивания учащихся:

  • Учитель проводит диагностику достижений учащихся по результатам выполнения заданий по степени самостоятельности решения задач, по активности участия в работе группе, по представлению полученного результата (свой метод решения задач)

  • Использует систему самооценки и взаимооценки учащихся.

  • Итоговый зачет проводится на самостоятельное определение метода и получение дополнительного результата при решении задач.

Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала. Зачет по выполненной лабораторной работе выставляется по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся в математических конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, российского уровня с публичным представлением результатов исследовательских и проектных работ.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • персональный компьютер для учителя;

2.Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

3. Материалы и инструменты:

  • набор инструментов (угольники, транспортир, линейка, циркуль);

  • набор стереометрических тел

  • иллюстративный справочный материал;

4. Помещение для занятий:

  • кабинет математики

  • кабинет информатики.

5. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика. 6 класс. Часть 1,2. – М.: «Ювента», 2008.

  3. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. Математика. 8 – 9 классы: сборник элективных курсов. - Волгоград: Учитель, 2007.

  4. И.Г. Зубарева. Математика. 6 класс. – Мнемозина, 2008.

  5. А.Л. Семенов, ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. – М.: Экзамен, 2013.

  6. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М., 1978.

  7. Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для учителя. М., 1994

  8. Егерев В.К., Радунский Б.А., Тальскш Д.А. Методика построения графиков функций.М., 1967.

  9. Крейнин Я.Л. Функции, пределы, уравнения и неравенства с параметрами. М., 1995.

  10. Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. - №33. – 2004.


Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика. 6 класс. Часть 1,2. – М.:«Ювента», 2008. Зубарева. Математика. 6 класс. – Мнемозина, 2008.

  2. И.Г. Зубарева. Математика. 6 класс. – Мнемозина, 2008.

  3. А.Л. Семенов, ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. – М.: Экзамен, 2013.

  4. Вирченко Н.Я., Ляшко И.И., Швецов К.И. Графики функций: Справочник. Киев, 1981.

  5. Сивашинский И.Х. Элементарные функции и графики. М., 1965.

  6. Шилов Т.Е. Как строить графики? М.,1982.

  7. Яремчук Ф.П., Рудченко П.А. Алгебра и элементарные функции: Справочник. Киев, 1981.


Интернет – ресурсы

  1. Министерство образованияРФ

http://www.informika.ru/http://www.ed.gov.ru/http://www.edu.ru/

  1. Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:http://teacher.fio.ru

  3. Новые технологии в образовании:http://edu.secna.ru/main/

  4. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные

сроки

Раздел / тема

Количество

часов

Планируемые результаты

Виды

контроля

Предметные

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, компетентности

05.11

1

Способы задания функции

1

Знать: способы задания функций; понятия области определения и области значений функции; определение монотонной функции;

Познавательная и коммуникативная деятельность: найти информацию о способах задания функций.

ИКТ – компетентность:

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.


12.11

2

Графики элементарных функций

1

Знать: методы, упрощающие аналитическое выражение функции

Уметь: строить графики элементарных функций

Рефлексивная деятельность: составить алгоритмы построения графиков элементарных функций


19.11

3

Перенос вдоль оси ординат

0,5

Знать: правила, упрощающие построение графиков.

Уметь: строить графики по алгоритму


Рефлексивная деятельность: планировать работу в группе, составить алгоритм построения графиков.

Коммуникативная деятельность: владеть навыками участия в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение

Практическая

работа


19.11

3

Перенос вдоль оси абсцисс

0,5

Уметь строить графики по алгоритму смещением вдоль осей координат


Рефлексивная деятельность: планировать работу в группе, составить алгоритм построения графиков.

Коммуникативная деятельность: понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение


26.11

4

Сжатие (растяжение) вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс

1

Уметь строить графики по алгоритму

Рефлексивная деятельность: прогнозировать ожидаемый результат


03.12

5

Сумма (разность) функций. Произведение и частное двух функций

1

Знать: правила построения суммы функций, произведения и частного.

Уметь строить графики по алгоритму


Рефлексивная деятельность: прогнозировать ожидаемый результат.

Коммуникативная деятельность: контролировать действия партнера

Работа в парах

10.12

6

Функции, содержащие знак модуля

1

Знать: правила построения графиков, содержащих знак модуля.

Уметь строить графики, содержащие знак модуля; выполнять преобразование графиков


Рефлексивная деятельность: планировать работу в группе, составить алгоритм построения графиков.

Коммуникативная деятельность: владеть навыками участия в диалоге

Практическая

работа в группах

17.12

7

Суперпозиция функций

1

Знать: определение суперпозиции функции.

Уметь: находить область определения суперпозиции функции


Рефлексивная деятельность: прогнозировать ожидаемый результат.

Коммуникативная деятельность: контролировать действия партнера

Учебно-исследовательская и проектная компетентности,

обучающийся научится:

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

Работа в парах

24.12

8

Обратная функция

0,5

Знать: определение обратной функции.

Уметь: находить и строить функцию, обратную данной; доказывать, что данная функция имеет обратную.


Рефлексивная деятельность: прогнозировать ожидаемый результат.

Коммуникативная деятельность: понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.

ИКТ – компетентность:

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Практическая

работа в группах

24.12

8

Заключительное занятие

1

Уметь: строить графики различных функций; выполнять преобразование графиков; читать графики


ИТОГО

8,5