Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла Протокол № 1 «27» августа 2019г. Руководитель ШМО _________/А.С. Шестернева/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «30» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорская СШ: ________ / В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» 08. 2019 г № 113/5 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «28» августа 2019 г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ / О.В. Пантелеева/ «30» 08.2019 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курса по выбору
«Многоликая планета»
(11 КЛАСС)
с. Пригорское
2019-2020 учебный год
Данная рабочая программа курса по выбору «Многоликая планета» ориентирована на учащихся 11 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г. 01.03.2019 г., 10.07.2019 г);
федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.18 г № 345 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации (МИНПРОСВЕЩЕНИЕ России) от 08 мая 2019 г. № 233 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г № 345
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
Устава МБОУ Пригорской СШ;
основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы) на 2018 – 2020 учебный год;
учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.
Рабочая программа курса по выбору «Многоликая планета» для 11 класса ориентирована на использование УМК, в который входят: (10 - 11 класс – А. П. Кузнецов, Э.В. Ким. География, базовый уровень, изд. Вертикаль, ДРОФА,2018 г.
Курс по выбору «Многоликая планета» - 11 класс входит в предметную область «Общественно-научных предметов.
Курс по выбору изучается в 11 классе на уровне среднего общего образования за счет часов формируемой участниками образовательных отношений (11 класс – по 1 часу в неделю) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2020 учебный год.
Рабочая программа курса по выбору для 11 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
"Географическая картина мира"- требования к предметным результатам освоения курса по выбору должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате изучения курса по выбору «Географическая картина мира» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание
11 класс – 1 ч. в неделю - 33 ч.
Географический облик регионов и стран мира (1 ч.)
Общая характеристика регионов и стран мира. Геополитический образ мира – 1 ч.
Практическая работа 1. «Оценка геополитического положения страны» (тренировочная)
Практическая работа 2. «Сравнительная оценка геополитического положения двух стран» (тренировочная)
Практическая работа 3. «Геополитическое положение страны — категория историческая» (тренировочная)
Зарубежная Европа (9 ч.)
Зарубежная Европа в современном мире – 1 ч.
Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека. Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы» – 1 ч.
Средняя Европа. Многоликая Франция. Средняя Европа Великобритания: от традиций до современностей – 1 ч.
Южная Европа. Италия на мировых рынка – 1 ч.
Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы – 1 ч.
Практическая работа 4 «Транспортные узлы зарубежной Европы» (тренировочная)
Практическая работа 5 «Феномен стареющего населения» (тренировочная)
Практическая работа 6 «Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития на примере двух стран» (оценивающая)
Практическая работа 7 «Сравнительная характеристика отраслей международной специализации двух стран» (оценивающая)
Практическая работа 8 «Географический образ одной из стран Европы (Великобритания, Франция)» (оценивающая)
Практическая работа 9 На контурной карте одного из субрегионов зарубежной Европы нанести 10 объектов (природных, экономических, культурно-географических, исторических и т. д.), которые, с вашей точки зрения, определяют «лицо» субрегиона. Написать краткое эссе (тренировочная)
Итоговый урок по разделу «Зарубежная Европа»- 1 ч.
Зарубежная Азия (10 ч.) Географическое наследие Азии. Природно – ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования – 1 ч.
«Азиатский тип» населения. Зарубежная Азия в современном мир – 1 ч.
Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально – экономическое развитие – 1 ч.
Южная Азия Индия – самая многонациональная страна мира - – 1 ч.
Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг – 1 ч. Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Восточная Азия. Япония «экономическое чудо» – 1 ч.
Восточная Азия. Республика Корея - новая индустриальная страна – 1 ч. Центральная Азия и Закавказье – 1 ч.
Практическая работа 10 «Пространственный рисунок размещения населения. Сравнить рисунок размещения населения зарубежной Азии и зарубежной Европы. Какие факторы его определяют?» (тренировочная)
Практическая работа 11 «Аспектная характеристика одной из стран Азии: «Сингапур — Азия в миниатюре»; «Бруней: природа богатства и бедности»; «Корея — один народ, две страны»; «Японцы — восточный менталитет. Как он формируется, как влияет на экономические особенности страны»; «Китай — мировой лидер» (оцениваемая)
Практическая работа 12. «Географические особенности субрегионов Азии. Работа с контурной картой (тренировочная)
Итоговый урок по разделу «Зарубежная Азия» 1 ч.
Америка (4 ч.) Америка в современном мире. Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки- – 1 ч.
Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США – 1 ч. Индустриализация в Латинской Америке. Бразилия - латиноамериканский гигант – 1 ч.
Мезоамерика – территория на стыке двух Америк – 1 ч.
Практическая работа 13 «Природно-ресурсный потенциал Англо-Америки. Оценка состава, величины и географии размещения важнейших видов природных ресурсов как основы для экономического развития субрегиона. (тренировочная)
Практическая работа 14 «Анализ особенностей экономического развития и пространственного рисунка размещения хозяйства США» (тренировочная)
Практическая работа 15 «Выявление географических особенностей населения Северной Америки» (тренировочная)
Практическая работа 16 «Выявление особенностей отраслевой структуры хозяйства Латинской Америки и отдельных стран» (тренировочная)
Африка (2 ч.) Африка в современном мире. Географическое наследие Африки Географическая специфика Африки – 1 ч.
Географические субрегионы Африки ЮАР - крупнейшая экономическая держава континента – 1 ч.
Практическая работа 17 «Создание географического образа территории Африки (одного из субрегионов Африки). (тренировочная)
Австралия и Океания (2 ч) Австралия и Океания в современном мире. Географическая специфика Австралии и Океании – 1 ч.
Практическая работа 18 «Анализ структуры и географии внешнеторговых связей Австралии» (тренировочная)
Итоговый урок по разделу «Америка. Африка. Австралия и Океания» - 1 ч.
Россия (1 ч.) Геополитическое положение России. Россия в мировой экономике. Практическая работа 19 «Анализ особенностей развития мирового хозяйства и хозяйства России в начале XXI в.» (тренировочная)
Насущные проблемы человечества (3 ч.) Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития – 1 ч. Проблема демилитаризации и сохранения мира. Глобальная продовольственная проблема – 1 ч.
Практическая работа 20 «Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества» (тренировочная)
Итоговый урок по разделу «Россия и насущные проблемы человечества»1 ч.
Промежуточная аттестация. Тест. - 1 ч.
Практических работ – 20, 4 – оцениваемых, 16 – тренировочных.
Итоговых уроков по разделу – 4
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов, отводимых на изучение раздела, темы | Практические работы | Итоговые уроки по разделу |
| Географический облик регионов и стран мира | 1 | - | - |
| Зарубежная Европа | 5 | 3 | 1 |
| Зарубежная Азия | 8 | 1 | 1 |
| Америка | 4 | - | - |
| Африка | 2 | - | - |
| Австралия | 1 | - | 1 |
| Россия | 1 | - | - |
| Насущные проблемы человечества | 2 | - | 1 |
| Промежуточная аттестация.Тест | 1 | | |
| Итого | 25 | 4 | 4 |
Итого: 33 ч. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ / О.В. Пантелеева/ «30» 08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорская СШ: ________ / В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» 08. 2019 г № 113/5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе
среднего общего образования
Курса по выбору
«Многоликая планета»
11 КЛАСС
учитель: Жукова Ольга Владимировна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 11 класс- 33 часа.
По 1 ч в 11 классе в неделю.
Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: 10 класс:
I четверть ____ часов;
II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов;
IV четверть ____ часов
Практические работы _4___ часов.
№ урока | Содержание (разделы, темы) 11 КЛАСС | Кол-во час | Даты проведения | Домашнее задание |
| |
Географический облик регионов и стран мира 1 ч. |
| Общая характеристика регионов и стран мира. Геополитический образ мира. | 1 | | |
Зарубежная Европа 9 ч. |
| Зарубежная Европа в современном мире. | 1 | | |
| Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека. Германия – «экономический локомотив Европы» | 1 | | |
| Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития на примере двух стран» | 1 | | |
| Средняя Европа. Многоликая Франция. Великобритания: от традиций до современности. | 1 | | |
| Практическая работа 2 «Географический образ одной из стран Европы (Великобритания, Франция)» | 1 | | |
| Южная Европа. Италия на мировых рынках. | 1 | | |
| Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке Европы. | 1 | | |
| Практическая работа 3 «Сравнительная характеристика отраслей международной специализации двух стран» | 1 | | |
| Итоговый урок по разделу «Зарубежная Европа» | 1 | | |
Зарубежная Азия 10 ч. |
| Географическое наследие Азии. Природно – ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. | 1 | | |
| «Азиатский тип» населения. Зарубежная Азия в современном мире. | 1 | | |
| Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально – экономическое развитие. | 1 | | |
| Южная Азия Индия – самая многонациональная страна мира. | 1 | | |
| Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг | 1 | | |
| Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Япония «экономическое чудо». | 1 | | |
| Восточная Азия. Республика Корея - новая индустриальная страна. | 1 | | |
| Центральная Азия и Закавказье. | 1 | | |
| Практическая работа 4 «Аспектная характеристика одной из стран Азии: «Сингапур — Азия в миниатюре»; «Бруней: природа богатства и бедности»; «Корея — один народ, две страны»; «Японцы — восточный менталитет. Как он формируется, как влияет на экономические особенности страны»; «Китай — мировой лидер» | 1 | | |
| Итоговый урок по разделу «Зарубежная Азия» | 1 | | |
Америка 4 ч. |
| Америка в современном мире. Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки. | 1 | | |
| Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. | 1 | | |
| Индустриализация в Латинской Америке. Бразилия - латиноамериканский гигант. | 1 | | |
| Мезоамерика – территория на стыке двух Америк. | 1 | | |
Африка 2 ч. |
| Африка в современном мире. Географическое наследие Африки. | 1 | | |
| Географическая специфика Африки. Географические субрегионы Африки ЮАР - крупнейшая экономическая держава континента. | 1 | | |
Австралия и Океания 2 ч. |
| Австралия и Океания в современном мире. Географическая специфика Австралии и Океании. | 1 | | |
| Итоговый урок по разделу «Америка. Африка. Австралия и Океания» | 1 | | |
Россия 1 ч. |
| Геополитическое положение России. Россия в мировой экономике | 1 | | |
Насущные проблемы человечества 3 ч |
| Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. | 1 | | |
| Проблема демилитаризации и сохранения мира. Глобальная продовольственная проблема. | 1 | | |
| Итоговый урок по разделу «Россия и насущные проблемы человечества» | 1 | | |
| Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | | |