СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору по географии для 9 класса «Карта и география»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Карта и география"предназначена для учащихся 9-х классов и расчитана на 17 часов.(2-е полугодие, режим - во внеурочное время).Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации,расширяюшую сведения по географии и знакомит учащихся со способами деятельности,необходимыми для успешного освоения программы и способствующие самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору по географии для 9 класса «Карта и география»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»









Рассмотрено школьным

методическим объединением учителей биологии, химии, географии, истории и обществознания.

Протокол № 4

от «29 » мая 2018 г.

Утверждено

приказом №99 от « 31 »

августа 2018 г.












Рабочая программа курса по выбору

по географии для 9 класса

«Карта и география»

срок реализации: 2018 – 2019 уч. г.

.




Шишкова О. В.

учитель географии











г.Черногорск, 2018 г


Пояснительная записка

В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением. Изучить любую территорию помогает карта. Карта – это «второй язык географии». Методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят широкое применение во многих естественных и общественных науках, таких как геология, история, социология, экономика.

Вопросы по картографии включены в основную программу изучения географии в основной школе в недостаточном объеме. Материал является достаточно сложным для учащихся, но в тоже время и очень интересным. Программа курса «Карта и география» позволяет расширить знания учащихся об истории создания карт, методах их составления и использования. В основе курса положены знания по картографии, позволяющие учащимся восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу.

Программа курса «Карта и география» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. (2-полугодие, режим – во внеурочное время).

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, расширяющую сведения по географии, и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы и способствующие самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирован на современные образовательные технологии, соответствие учебной нагрузке учащихся нормативам, создание условий для дифференциации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.Программа ориентирована на работу с одаренными детьми, поэтому текст, программы один для всех.Программа одобрена ШМО, утверждена на педагогическом совете. При составлении программы учитывался интерес ребенка, мотивация учения, ибо оно становится личностно – значимым и приводит учащегося к успеху. После изучения каждой темы, проводится контроль знаний и умений.

Цели курса:

- формирование географического мышление через изучение карты как второго языка географии;

- создания условий для дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- воспитание культуры труда при работе с географическими картами.

Задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по географии как науки, которая является ориентиром для многих профессий;

- формирование умения осуществлять различные виды деятельности, развивать творческий потенциал учащихся, умение самостоятельно добывать знания, решать проблемные вопросы;

- способствовать развитию самоконтроля и самооценки с помощью различных форм контроля.

- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Функции курса по выбору:

Курсориентирован на формирование активного географического мышления; развитие свободно и творчески мыслящей личности и способствуетсозданию положительной мотивации обучения. Курс окажет помощь для подготовки к экзамену и при поступлении в туристический колледж.

Методы и формы обучения

Занятия проводятся в форме теоретических лекций, практических занятий, самостоятельных и творческих работ.Занятия способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Дают возможность реализовать свой познавательный интерес к предмету. Форма занятий индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • видеофильмы, таблицы, схемы, географические карты.

Формы контроля:

Промежуточный контроль - работа учащихся с картой, участие в коллективной творческой деятельности.

Итоговое занятие – выполнение творческого проекта. Критерием оценки является участие детей.

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.


Ожидаемые результаты.

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:

- познакомятся с новыми понятиями: картографическая генерализация, ортодромия и др.;

- освоят приемы работы с картой;

- овладеют умениями анализировать карты, составлять задания по карте.

- овладеют ключевыми компетенциями, (включающей, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности).


Учащиеся должны знать:

- правила работы с источниками информации;

- географические определения (топографическая карта, план местности и т д).

- географические понятия .


Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться по карте;

- измерять расстояния, площадь объектов,

- строить профиль местности.



Содержание курса.

Тема №1. Введение. Значение карты в современном обществе. История создания карт. Использования карт в различных видах деятельности современного человека.(Лекция).

Тема №2. Топографическая карта. Особенности карты. Сходство и отличие от плана местности, географической карты. Разграфка карты, номенклатура. Многолистовые топографические карты.

Тема №3.Картографические проекции. История создания картографических проекций. Проекция Гаусса. Виды картографических проекций. Искажения, связанные с разными видами проекций.

Тема №4-6. Практические работы по топографической карте:

-измерение расстояний, измерение площадей, определение координат;

- чтение рельефа, заложение склона;

- построение профиля.

Тема № 7.Виды искажений на географических картах. Искажения длин, площадей, углов и форм.

Тема №8-9.Системы условных знаков. Масштабные и внемасштабные условные обозначения. Картографические способы изображения.

Тема № 10.Практическая работапо картам атласа.

Тема № 11.Картографическая генерализация. Виды генерализации.

Тема №12-14.Приемы самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Ортодромия.

Тема №15. «Круглый стол» - обсуждаем проблему

Тема № 16. Игра «Клуб юных знатоков географической карты»

Тема №17. Итоговое занятие. Выполнение творческого проекта.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Форма проведения

Образовательный продукт

Дата проведения

1

Введение


лекция

Знакомство с новыми понятиями.


2

Топографическая карта


конспект

Освоение приёмов работы с картой.


3

Картографические проекции


презентация

Умение анализировать

Карты.


4-6

Практические работы по т\к

Самостоятельная работа

Умения составлять задания по карте


7

Виды искажений на г\к


Сообщение

Освоение приёмов работы с картой.


8,9

Система условных знаков



Картографические способы изображения


Презентация

Умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.



10

Практическая работа по

картам атласа.


Самостоятельная работа

Умения составлять задания по карте


11

Картографическая генерализация


Сообщение

Освоение приёмов работы с картой, овладение новыми понятиями



12-14

Приемы самостоятельной работы с картой

Презентация

Знать и понимать основные приёмы работы с картой



15

«Круглый стол» обсуждаем проблему.

Беседа

Овладение ключевыми

компетенциями


16

Игра «Клуб юных знатоков г\к»


Игра

Освоение приёмов работы с картой


17

Итоговое занятие


Проект

Овладение элементами логической, методологической,

общеучебной деятельностью.






Приложение. Темы творческих работ.

1. Построить комплексный профиль, используя карты атласа.

2.Дать комплексное описание территории по физическим и экономическим картам атласа.

3.Составить описание местности по топографической карте.

4.По выбору учащегося.



Критерии эффективности реализации программы.

1.Степень новизны для учащихся (материал не содержится в базовых программах).

2.Мотивирующий потенциал (содержание вызывает интерес у учащихся)

3.Развивающий потенциал программы (содержание программы способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников)

4.Полнота и завершенность содержания программы в соответствии с поставленными целями.

5. Системность изложения материала

6.Методы обучения (активные)

7. Инвариантность содержания (содержание одно для всех, а задания для разных учащихся разные)

7. Структура программы (разделы программы)









Формирование ключевых компетенций учащихся

Компетенции

Критерии уровня сформированности компетенции

Методы оценивания

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Учебно - познавательная

-уровень развития познавательной активности

-уровень сформированности интеллектуальных умений

Наблюдение

Тестирование

Участие в работе курса

Положительная динамика

Оргдеятельностная

- уровень сформированности УУН

-способность к самоанализу

наблюдение

Деятельностный характер

Положительная динамика

Креативная

-способность к творчеству

наблюдение

Участие в работе курса

Творческая работа

Коммуникативная

-способность к социализации

наблюдение

Работа в группах

100% адаптация





























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!