Пояснительная записка
к рабочей программе курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)
Рабочая программа разработана учителем технологии Подлесных Александром Петровичем.
Рабочая программа курса по выбору составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования и адаптирована применительно к специфике структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» с использованием Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151902.04 «Токарь–универсал», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 821 от 02.08.2013 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 29543 от 20.08.2013 г.).
Цели обучения:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
освоение технологических знаний, умений, навыков по профильному направлению « Металлообработка» (токарное дело).
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Задачи обучения:
развитие познавательного интереса обучающихся к профессии «Токарь», приобретение знаний, умений, навыков по токарной обработке машиностроительных материалов;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся формируемые в процессе изучения курса по выбору
по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)
Обучающиеся должны знать ( понимать):
правила оказания первой медицинской помощи, пожарную и электрическую безопасность;
санитарные требования к гигиене труда и производственной санитарии;
правила безопасности труда при выполнении токарных работ;
устройство токарного станка и управление им;
устройство, назначение измерительных и режущих инструментов;
технологию выполнения основных токарных операций;
чтение рабочих чертежей и эскизов;
машиностроительные материалы;
технологию изготовления токарных изделий;
Обучающиеся должны уметь(владеть способами деятельности):
оказывать первую медицинскую помощь ;
соблюдать правила безопасности труда;
организовать рабочее место;
пользоваться измерительным инструментом и контролировать качество выполненных работ;
читать чертежи и эскизы простых деталей;
выполнять несложную работу на токарном станке;
правильно выбирать резцы для обработки поверхностей;
обрабатывать наружные цилиндрические и торцовые поверхности;
экономно расходовать материал, электроэнергию;
бережно обращаться с инструментом;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Место рабочей программы в образовательном процессе
Содержание программы курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело) предоставляет молодым людям
возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и
является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие
людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Программа курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело) рассчитана на 68 часов, занятия (уроки) проводятся 1
раз в неделю по 2 часа Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и
навыками. 20 часов – теоретическое обучение и 48 часов – практические занятия. Все практическое обучение направлено на освоение
различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые
результаты обучения, планируемые результаты.
При проведении уроков используются следующие методы: проблемно-поисковые, исследовательские, практические, игровые,
словесные, метод проектов, методы контроля и самоконтроля.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, парной, групповой форм работы.
На основании приказа Министерства образования и науки №________ от___________ и на основании плана работы образовательного
учреждения проводится воспитательная деятельность, направленная на воспитание и социализацию обучающихся в соответствии с основными
направлениями воспитательной компоненты:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное и духовное воспитание;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
социокультурное и медиакультурное воспитание;
культуротворческое и эстетическое воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
формирование коммуникативной культуры;
экологическое воспитание.
Структура рабочей программы курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)
Учебно- тематический план
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
| Курс по профильному направлению «Металлообработка» | 68 |
| Теоретическое обучение | 20 | |
1 | Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. | 2 | |
2 | Основы гигиены труда и производственной санитарии. | 1 | |
3 | Основные сведения об обработке металлов резанием. | 5 | |
4 | Выполнение токарных операций. | 6 | |
5 | Машиностроительные материалы. | 4 | |
6 | Подготовка к итоговой аттестации | 2 | |
| Практическое обучение | | 48 |
1 | Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. | | 1 |
2 | Обучение управлению токарным станком. | | 1 |
3 | Приобретение навыков по измерению деталей измерительными инструментами. | | 1 |
4 | Обучение безопасным приемам работы на токарном станке. | | 3 |
5 | Освоение основных приемов работы при токарной обработке. | | 26 |
6 | Изготовление токарных изделий. | | 16 |
| | | |
Содержание курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)
Теоретическое обучение – 20 часов
Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской
помощи. – 2 ч.
Общие сведения о структурном подразделении «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих участках базового предприятия. Основные правила и инструкции по безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, их выполнение и соблюдение. Причины пожаров и меры их предупреждения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.
Основы гигиены труда и производственной санитарии -1 ч.
Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Санитарные требования к производственным помещениям и рабочим местам.
3. Основные сведения об обработке металлов резанием. – 5 ч.
Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка. Общее устройство токарно-винторезного станка: основные узлы, механизмы и детали, их назначение. Главные и вспомогательные движения. Понятие о процессе резания на токарном станке. Чтение рабочих чертежей и эскизов. Режимы резания при токарной обработке. Токарные резцы, их устройство и классификация.
4. Выполнение токарных операций. - 6 ч.
Цилиндрические поверхности и методы их обработки. Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов. Отрезание заготовок и протачивание канавок. Сверление и рассверливание отверстий. Общие сведения о резьбе. Нарезание наружной и внутренней резьбы.
5. Машиностроительные материалы. – 4 ч.
Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны и стали, их маркировка и применение. Цветные металлы и твёрдые сплавы их классификация, маркировка и применение. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.
6. Подготовка к итоговой аттестации. - 2ч.
Практическое обучение – 48 часов
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. - 1ч.
Рабочее место токаря.
Обучение управлению токарным станком. – 1 ч.
Управление токарным станком, настройка его на заданную частоту вращения шпинделя, на заданную длину и глубину резания. Смена режущего инструмента путем поворота резцедержателя.
Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительным инструментом. – 1 ч.
Назначение контрольно – измерительных инструментов (линейка, штангенциркуль, микрометр, шаблоны, угломер). Способы
измерения. Измерение образцов деталей.
Обучение безопасным приемам работы на токарном станке. – 3 ч.
Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки. Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне.
Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. – 26 ч.
Приёмы обработки цилиндрических поверхностей. Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей заготовки с ручной и механической подачей резца. Черновое и чистовое обтачивание цилиндрических поверхностей заготовок в центрах. Основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей и уступов. Обработка ступенчатых валиков. Подрезание торцов с ручной и механической подачей резца. Отрезание заготовок и протачивание канавок. Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя. Вытачивание наружных канавок.
Изготовление токарных изделий. – 16 ч.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Оценки обучающимся выставляются обычно в конце занятия, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций и индивидуально-возрастных особенностей. При этом обучающиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал.
Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Проверка и оценка практической работы обучающихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных
операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены
большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
8 класс (68 часов ) Курсы по выбору (токарное дело)
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока. Раздел | Количество часов | Тип | Вводимые понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата урока |
Т | П | всего | План | Факт |
1 | Тема: Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность. Тема: Электробезопасность, оказание первой доврачебной помощи. | 1 1 | | 2 | Вводный | Пожарная безопасность, огнетушители, Напряжение, сила тока, заземление | Меры безопасности при пожаре. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их соблюдение и выполнение. | | | |
2 | Тема: Основы гигиены труда и производственной санитарии Тема: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности Зачёт | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный Контроля и проверки | Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Рабочее место токаря | Ознакомление обучающихся с санитарными требованиями к производственным помещениям и рабочим местам труда. | | | |
Основные сведения об обработке металлов резанием 5 |
3 | Тема: Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка. Тема: Обучение управлению токарно-винторезным станком. | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Токарно - винто-резный станок, лоботокарный, револьверный, карусельный | Управление токарно-винторезным станком, настройка его на заданную частоту вращения шпинделя, на заданную длину и глубину резания. Отработать смену режущего инструмента путём поворота резцедержателя. | | | |
4 | Тема: Устройство токарно-винторезного станка. Основные узлы, механизмы и детали, их назначения. Тема: Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительными инструментами, их назначение и правила пользования. | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный | Передняя бабка и задняя бабка станка, шпиндель, патрон, станина, суппорт, резцедержатель, | Отработать способы измерения деталей измерительными инструментами (линейка, штангенциркуль микрометр, шаблоны, угломеры) | | | |
5 | Тема: Понятие о процессе резания на токарном станке. Главные и вспомогательные движения. Чтение чертежей и эскизов. Тема: Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки. | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный | Вращательное движение заготовки и поступательное движение резца. Чертёж, эскиз | Отработать положения обучающегося у станка при различных видах обработки. Научиться читать чертёж | | | |
6 | Тема: Режимы резания при токарной обработке. Тема: Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне. | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный | Скорость вращения заготовки, подача, глубина резания. | Выбор режимов резания. | | | |
7 | Тема: Токарные резцы, их устройство и классификация Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | Обобще-ние и системати-зация знаний Контроля и проверки | Цельные, составные, твёрдые сплавы, механическое крепление. | Классифицировать резцы по токарным операциям обработки материалов. | | | |
Выполнение токарных операций 5 |
8 | Тема: Цилиндрические поверхности и методы их обработки. Тема: Приёмы обработки цилиндрических поверхностей | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Наружная и внутренняя цилиндрическая поверхность. | Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности. | | | |
9 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке | | 2 | 2 | Практикум | Виды брака, конусообразность седлообразность, бочкообразность | Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей с ручной и механической подачей резца. | | | |
10 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Вылет заготовки, центр, проходной (прямой, отогнутый и упорный) резец. | Черновое и чистовое обтачивание цилиндрических поверхностей заготовок в центрах | | | |
11 | Тема: Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов Тема: Приобретение приёмов и навыков по обработке плоских торцовых поверхностей и уступов | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Торец, уступ | Освоить основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей и уступов | | . | |
12 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Валик, ступень | Обработка ступенчатых валиков. Методы контроля длины и диаметров ступеней. | | | |
13 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Подрезной (торцовый), проходной отогнутый резец | Подрезание торцов с ручной и механической подачей резца. Конструкция резцов для обработки торцов и уступов. | | | |
14 | Тема: Отрезание заготовок и протачивание канавок. Тема: Приобретение умений и навыков по отрезанию заготовок и протачиванию канавок. | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Конструкции резцов. Виды брака, методы устранения | Освоить основные приёмы отрезания заготовок и протачивания канавок | | | |
15 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Шпиндель, патрон | Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя. | | | |
16 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Отрезной резец, галтельный резец | Вытачивание наружных канавок. | | | |
17 | Тема: Сверление и рассверливание отверстий. Свёрла и их устройство Тема: Приобретение умений и навыков при сверлении и рассверливании отверстий. | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Сверло, центровочное сверло | Освоить основные приёмы сверления на токарном станке. Виды брака и меры его предупреждения. | | | |
18 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Развёртка, зенкер, расточной резец | Рассверливание сплошных отверстий, получение ступенчатых отверстий. | | | |
19 | Тема: Общие сведения о резьбе. Тема: Приобретение умений и навыков при нарезании резьбы. | 1 | 1 | 2 | Изучение нового материала | Резьба, шаг резьбы, метрическая, дюймовая, трубная. | Освоить основные приёмы нарезания резьбы на токарном станке. | | | |
20 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Плашка, метчик, резьбовой резец | Освоить основные приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы. | | | |
21 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | Стержень | Выбор диаметров стержней и отверстий при нарезании резьбы. Виды брака и меры его предупреждения. | | | |
22 | Зачёт. Тема: Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны и стали, их свойства, маркировка и применение. | 1 1 | | 2 | Изучение нового материала | Металлы, неметаллы, железо, углерод, сплав, маркировка, чугун, углеродистые и легированные стали. | Свойства материалов: физические, химические, механические и технологические. Применение чугунов и сталей. | | | |
23 | Тема: Цветные металлы и твёрдые сплавы. Их свойства, маркировка и применение. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный | Бронза, латунь, алюминий, дюралюминий | Применение цветных металлов и твёрдых сплавов. Обработка заготовок из чугуна. | | | |
24 | Тема: Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | 1 | 1 | 2 | Комбини-рованный | Отжиг, закалка, отпуск | Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Обработка заготовок из сталей. | | | |
25 | Контрольная работа Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | 1 | 1 | 2 | Контроля и проверки | | Обработка заготовок из цветных металлов. | | | |
26 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. . | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
27 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. . | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
28 | Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
29 | . Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
30 | . Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
31 | . Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
32 | . Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
33 | . Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. | | 2 | 2 | Практикум | | Изготовление токарных изделий. | | | |
34 | Тема: Подготовка к итоговой аттестации Контрольная работа | 1 1 | | 2 | Повторе-ние Контроля и проверки | | | | | |
| Всего : | 20 | 48 | 68 | | | | | | |
Ресурсное обеспечение программы
Список литературы
базовый учебник:
«Технология». Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) под редакцией
В. Д. Симоненко - Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
основная литература:
Программы для средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы» под редакцией
Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко - Москва, «Просвещение», 2008г.
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие «Технология» Индустриальные технологии»
Тищенко А.Т.. Издание второе, доработанное. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010г.
2. Вереина Л.И. Справочник токаря. Москва 2010 г
3. Алексеев В.С., Токарные работы. Москва, Альфа-М, Инфра-М, 2009 г
Чернов Н.Н., Токарь, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2009 г
Технические и электронные средства обучения
наглядные средства (плакаты, таблицы и коллекции по разделам):
– «Устройство токарно-винторезного станка»;
– «Токарные резцы»;
– «Контрольно-измерительные инструменты»;
– «Машиностроительные материалы»;
– «Токарные операции».
информационно-коммуникационные средства:
- Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.
- Интернет- ресурсы по основным разделам технологии.
- Видеофильмы по основным разделам и темам программы, по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.
контрольно-измерительные материалы:
- Тесты для проверки знаний по темам.