СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору по профильному направлению "Металлообработка" (токарное дело) 8 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору по профильному направлению "Металлообработка" (токарное дело) 8 класс»


Пояснительная записка

к рабочей программе курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)

Рабочая программа разработана учителем технологии Подлесных Александром Петровичем.

Рабочая программа курса по выбору составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования и адаптирована применительно к специфике структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» с использованием Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151902.04 «Токарь–универсал», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 821 от 02.08.2013 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 29543 от 20.08.2013 г.).

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и спосо­бах деятельности;

  • освоение технологических знаний, умений, навыков по профильному направлению « Металлообработка» (токарное дело).

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;

  • приобретение опыта разнообразной практической деятель­ности с техническими объектами, опыта познания и само­образования, опыта созидательной, преобразующей, твор­ческой деятельности;

  • формирование готовности и способности к выбору инди­видуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного про­изводства;

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

Задачи обучения:

  • развитие познавательного интереса обучающихся к профессии «Токарь», приобретение знаний, умений, навыков по токарной обработке машиностроительных материалов;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.




Требования к уровню подготовки обучающихся формируемые в процессе изучения курса по выбору

по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)


Обучающиеся должны знать ( понимать):


  • правила оказания первой медицинской помощи, пожарную и электрическую безопасность;

  • санитарные требования к гигиене труда и производственной санитарии;

  • правила безопасности труда при выполнении токарных работ;

  • устройство токарного станка и управление им;

  • устройство, назначение измерительных и режущих инструментов;

  • технологию выполнения основных токарных операций;

  • чтение рабочих чертежей и эскизов;

  • машиностроительные материалы;

  • технологию изготовления токарных изделий;


Обучающиеся должны уметь(владеть способами деятельности):


    • оказывать первую медицинскую помощь ;

    • соблюдать правила безопасности труда;

    • организовать рабочее место;

    • пользоваться измерительным инструментом и контролировать качество выполненных работ;

    • читать чертежи и эскизы простых деталей;

    • выполнять несложную работу на токарном станке;

  • правильно выбирать резцы для обработки поверхностей;

  • обрабатывать наружные цилиндрические и торцовые поверхности;

  • экономно расходовать материал, электроэнергию;

  • бережно обращаться с инструментом;



Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.








Место рабочей программы в образовательном процессе


Содержание программы курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело) предоставляет молодым людям

возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и

является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие

людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Программа курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело) рассчитана на 68 часов, занятия (уроки) проводятся 1

раз в неделю по 2 часа Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и

навыками. 20 часов – теоретическое обучение и 48 часов – практические занятия. Все практическое обучение направлено на освоение

различных технологий обработки мате­риалов, выполнение графических и расчётных операций.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые

результаты обучения, планируемые результаты.

При проведении уроков используются следующие методы: проблемно-поисковые, исследовательские, практические, игровые,

словесные, метод проектов, методы контроля и самоконтроля.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, парной, групповой форм работы.



На основании приказа Министерства образования и науки №________ от___________ и на основании плана работы образовательного

учреждения проводится воспитательная деятельность, направленная на воспитание и социализацию обучающихся в соответствии с основными

направлениями воспитательной компоненты:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • нравственное и духовное воспитание;

  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  • интеллектуальное воспитание;

  • здоровьесберегающее воспитание;

  • социокультурное и медиакультурное воспитание;

  • культуротворческое и эстетическое воспитание;

  • правовое воспитание и культура безопасности;

  • воспитание семейных ценностей;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • экологическое воспитание.





Структура рабочей программы курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)

Учебно- тематический план


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов


Курс по профильному направлению «Металлообработка»

68


Теоретическое обучение

20


1

Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.

2


2

Основы гигиены труда и производственной санитарии.

1


3

Основные сведения об обработке металлов резанием.

5


4

Выполнение токарных операций.

6


5

Машиностроительные материалы.

4


6

Подготовка к итоговой аттестации

2



Практическое обучение


48

1

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.


1

2

Обучение управлению токарным станком.


1

3

Приобретение навыков по измерению деталей измерительными инструментами.


1

4

Обучение безопасным приемам работы на токарном станке.


3

5

Освоение основных приемов работы при токарной обработке.


26

6

Изготовление токарных изделий.


16






























Содержание курса по выбору по профильному направлению «Металлообработка» (токарное дело)

Теоретическое обучение – 20 часов


  1. Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской

помощи. – 2 ч.

Общие сведения о структурном подразделении «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих участках базового предприятия. Основные правила и инструкции по безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, их выполнение и соблюдение. Причины пожаров и меры их предупреждения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.


  1. Основы гигиены труда и производственной санитарии -1 ч.

Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Санитарные требования к производственным помещениям и рабочим местам.


3. Основные сведения об обработке металлов резанием. – 5 ч.

Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка. Общее устройство токарно-винторезного станка: основные узлы, механизмы и детали, их назначение. Главные и вспомогательные движения. Понятие о процессе резания на токарном станке. Чтение рабочих чертежей и эскизов. Режимы резания при токарной обработке. Токарные резцы, их устройство и классификация.


4. Выполнение токарных операций. - 6 ч.

Цилиндрические поверхности и методы их обработки. Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов. Отрезание заготовок и протачивание канавок. Сверление и рассверливание отверстий. Общие сведения о резьбе. Нарезание наружной и внутренней резьбы.


5. Машиностроительные материалы. – 4 ч.

Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны и стали, их маркировка и применение. Цветные металлы и твёрдые сплавы их классификация, маркировка и применение. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.


6. Подготовка к итоговой аттестации. - 2ч.













Практическое обучение – 48 часов



  1. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. - 1ч.

Рабочее место токаря.


  1. Обучение управлению токарным станком. – 1 ч.

Управление токарным станком, настройка его на заданную частоту вращения шпинделя, на заданную длину и глубину резания. Смена режущего инструмента путем поворота резцедержателя.

  1. Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительным инструментом. – 1 ч.

Назначение контрольно – измерительных инструментов (линейка, штангенциркуль, микрометр, шаблоны, угломер). Способы

измерения. Измерение образцов деталей.


  1. Обучение безопасным приемам работы на токарном станке. – 3 ч.

Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки. Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне.


  1. Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. – 26 ч.

Приёмы обработки цилиндрических поверхностей. Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей заготовки с ручной и механической подачей резца. Черновое и чистовое обтачивание цилиндрических поверхностей заготовок в центрах. Основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей и уступов. Обработка ступенчатых валиков. Подрезание торцов с ручной и механической подачей резца. Отрезание заготовок и протачивание канавок. Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя. Вытачивание наружных канавок.


  1. Изготовление токарных изделий. – 16 ч.


















Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Оценки обучающимся выставляются обычно в конце занятия, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций и индивидуально-возрастных особенностей. При этом обучающиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал.

Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу



Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • полностью освоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если обучающийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить знания своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.





Проверка и оценка практической работы обучающихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных

операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции

выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены

большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.



Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.


















8 класс (68 часов ) Курсы по выбору (токарное дело)

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока.

Раздел

Количество часов

Тип

Вводимые понятия

Практическая часть

Домашнее задание

Дата урока

Т

П

всего

План

Факт

1

Тема: Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность.


Тема: Электробезопасность, оказание первой доврачебной помощи.

1



1






2

Вводный

Пожарная безопасность, огнетушители,

Напряжение, сила тока, заземление





Меры безопасности при пожаре. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Основные правила и инструкции по безопасности труда, их соблюдение и выполнение.




2

Тема: Основы гигиены труда и производственной санитарии

Тема: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности

Зачёт

1





1

2

Комбини-рованный

Контроля и проверки

Общие понятия о санитарии и гигиене труда.

Рабочее место токаря

Ознакомление обучающихся с санитарными требованиями к производственным помещениям и рабочим местам труда.






Основные сведения об обработке металлов резанием 5

3

Тема: Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка.


Тема: Обучение управлению токарно-винторезным станком.

1





1

2

Изучение нового материала

Токарно - винто-резный станок, лоботокарный, револьверный, карусельный

Управление токарно-винторезным станком, настройка его на заданную частоту вращения шпинделя, на заданную длину и глубину резания.

Отработать смену режущего инструмента путём поворота резцедержателя.




4

Тема: Устройство токарно-винторезного станка. Основные узлы, механизмы и детали, их назначения.


Тема: Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительными инструментами, их назначение и правила пользования.


1



1

2

Комбини-рованный

Передняя бабка и задняя бабка станка, шпиндель, патрон, станина, суппорт, резцедержатель,

Отработать способы измерения деталей измерительными инструментами (линейка, штангенциркуль микрометр,

шаблоны, угломеры)





5

Тема: Понятие о процессе резания на токарном станке. Главные и вспомогательные движения. Чтение чертежей и эскизов.


Тема: Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки.

1





1

2

Комбини-рованный

Вращательное движение заготовки и поступательное движение резца. Чертёж, эскиз


Отработать положения обучающегося у станка при различных видах обработки. Научиться читать чертёж





6

Тема: Режимы резания при токарной обработке.


Тема: Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне.

1





1

2

Комбини-рованный

Скорость вращения заготовки, подача, глубина резания.

Выбор режимов резания.





7

Тема: Токарные резцы, их устройство и классификация


Контрольная работа

1










1

2

Обобще-ние и системати-зация знаний

Контроля и проверки

Цельные, составные, твёрдые сплавы, механическое крепление.

Классифицировать резцы по токарным операциям обработки материалов.




Выполнение токарных операций 5

8

Тема: Цилиндрические поверхности и методы их обработки.


Тема: Приёмы обработки цилиндрических поверхностей



1





1

2

Изучение нового материала

Наружная и внутренняя цилиндрическая поверхность.


Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности.




9

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке


2




2

Практикум

Виды брака, конусообразность седлообразность, бочкообразность

Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей с ручной и механической подачей резца.




10

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


2




2

Практикум

Вылет заготовки, центр, проходной (прямой, отогнутый и упорный) резец.

Черновое и чистовое обтачивание цилиндрических поверхностей заготовок в центрах





11

Тема: Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов


Тема: Приобретение приёмов и навыков по обработке плоских торцовых поверхностей и уступов




1





1

2

Изучение нового материала

Торец, уступ

Освоить основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей и уступов




.


12

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.




2

2

Практикум

Валик, ступень


Обработка ступенчатых валиков. Методы контроля длины и диаметров ступеней.




13

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


2

2

Практикум

Подрезной (торцовый), проходной отогнутый резец

Подрезание торцов с ручной и механической подачей резца. Конструкция резцов для обработки торцов и уступов.




14

Тема: Отрезание заготовок и протачивание канавок.


Тема: Приобретение умений и навыков по отрезанию заготовок и протачиванию канавок.

1



1


2

Изучение нового материала

Конструкции резцов. Виды брака, методы устранения

Освоить основные приёмы отрезания заготовок и протачивания канавок




15

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2


2

Практикум

Шпиндель, патрон

Отрезание заготовок при прямом и обратном вращении шпинделя.





16

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.




2




2

Практикум

Отрезной резец, галтельный резец

Вытачивание наружных канавок.






17

Тема: Сверление и рассверливание отверстий. Свёрла и их устройство


Тема: Приобретение умений и навыков при сверлении и рассверливании отверстий.

1





1

2

Изучение нового материала

Сверло, центровочное сверло

Освоить основные приёмы сверления на токарном станке. Виды брака и меры его предупреждения.




18

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.




2

2

Практикум

Развёртка, зенкер, расточной резец

Рассверливание сплошных отверстий, получение ступенчатых отверстий.




19

Тема: Общие сведения о резьбе.


Тема: Приобретение умений и навыков при нарезании резьбы.

1



1

2

Изучение нового материала

Резьба, шаг резьбы, метрическая, дюймовая, трубная.

Освоить основные приёмы нарезания резьбы на токарном станке.




20


Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.




2

2

Практикум

Плашка, метчик, резьбовой резец

Освоить основные приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы.




21

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2

2

Практикум

Стержень

Выбор диаметров стержней и отверстий при нарезании резьбы. Виды брака и меры его предупреждения.




22

Зачёт.


Тема: Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны и стали, их свойства, маркировка и применение.




1



1



2




Изучение нового материала

Металлы, неметаллы,

железо, углерод, сплав, маркировка, чугун, углеродистые и легированные стали.

Свойства материалов: физические, химические, механические и технологические. Применение чугунов и сталей.




23

Тема: Цветные металлы и твёрдые сплавы.

Их свойства, маркировка и применение.


Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1





1

2

Комбини-рованный

Бронза, латунь, алюминий, дюралюминий

Применение цветных металлов и твёрдых сплавов.

Обработка заготовок из чугуна.




24

Тема: Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1





1

2

Комбини-рованный

Отжиг, закалка, отпуск

Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.

Обработка заготовок из сталей.




25

Контрольная работа

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1



1


2

Контроля и проверки




Обработка заготовок из цветных металлов.





26

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

.


2


2

Практикум



Изготовление токарных изделий.




27

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

.


2

2

Практикум



Изготовление токарных изделий.




28

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2

2

Практикум


Изготовление токарных изделий.




29

. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


2


2

Практикум


Изготовление токарных изделий.




30

. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


2

2

Практикум




Изготовление токарных изделий.




31

. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2


2

Практикум


Изготовление токарных изделий.




32

. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2


2

Практикум


Изготовление токарных изделий.




33

. Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



2


2

Практикум


Изготовление токарных изделий.




34

Тема: Подготовка к итоговой аттестации

Контрольная работа

1

1


2

Повторе-ние Контроля и проверки









Всего :

20

48

68











Ресурсное обеспечение программы

Список литературы

базовый учебник:

«Технология». Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) под редакцией

В. Д. Симоненко - Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

основная литература:

Программы для средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы» под редакцией

Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко - Москва, «Просвещение», 2008г.


Дополнительная литература:

1. Методическое пособие «Технология» Индустриальные технологии»

Тищенко А.Т.. Издание второе, доработанное. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010г.

2. Вереина Л.И. Справочник токаря. Москва 2010 г


3. Алексеев В.С., Токарные работы. Москва, Альфа-М, Инфра-М, 2009 г


  1. Чернов Н.Н., Токарь, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2009 г


Технические и электронные средства обучения


наглядные средства (плакаты, таблицы и коллекции по разделам):

«Устройство токарно-винторезного станка»;

– «Токарные резцы»;

– «Контрольно-измерительные инструменты»;

– «Машиностроительные материалы»;

– «Токарные операции».

информационно-коммуникационные средства:

- Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

- Интернет- ресурсы по основным разделам технологии.

- Видеофильмы по основным разделам и темам программы, по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.

контрольно-измерительные материалы:

- Тесты для проверки знаний по темам.