Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО учителей на заседании Директор МБОУ
математики и информатики педагогического Пригорской СШ
Протокол № 1 « 27 » августа 2019г. совета Протокол №1 В.П.
Руководитель ШМО _______/Е.Н. Веремьева «30» августа 2019г. Понизовцев /
Приказ от 31.08.2019г.
№113/5
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
совета Протокол № 1 « 28»
августа 2019г. Председатель МС
_________/Е.Н. Веремьева/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/О.В. Пантелеева/
30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору
«Решение текстовых задач»
8 класс
Учитель Печерских Анна Николаевна
с. Пригорское,
2019/2020 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год
Факультатив «Избранные вопросы математики» изучается в 8 классе на уровне основного общего образования за счет часов на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений в образовательном учреждении (факультативы) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.
Рабочая программа «Решение текстовых задач» для 8 класса рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год).
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
решения практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
В результате ученик научится:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Ученик получит возможность научиться:
расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
повысить интерес к математике, как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
выработать умения решать занимательные задачи;
развить умения точно выражать свои мысли
II. Содержание учебного предмета
№п/п | Тема курса | Количество часов |
1 | Текстовые задачи и техника их решения | 1 |
2 | Задачи на движение | 10 |
3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 4 |
4 | Задачи повышенной трудности | 2 |
| ИТОГО | 17 |
Раздел I. Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды задач и их примеры.
Раздел II. Задачи на движение (10 часов)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
Раздел III. Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 часа)
Понятие объемной (массовой) концентрации, объемной (массовой) процентной концентрации. Решение задач, связанных с понятием «концентрация», «процентная концентрация».
Раздел IV. Задачи повышенной трудности (2 часа)
Текстовые задачи из ОГЭ.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ
_________/О.В. Пантелеева/ Пригорской СШ
30.08.2019г. _________/В.П. Понизовцев/
Приказ от 31.08.2019г. № 113/5
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
основного общего образования
курса по выбору «Решение текстовых задач» для 8 класса
Учитель: Печерских А.Н.
2019/2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование
курса по выбору
«Решение текстовых задач» в 8 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 17 часов.
По 0,5 часа в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ п/п | Тема | Дата проведения урока |
план | план |
Текстовые задачи и техника их решения (1 ч) |
1 | Текстовая задача. Виды и их примеры. | | |
Задачи на движение (10 ч) |
2 | Движение тел по течению и против течения. | | |
3 | Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. | | |
4 | Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. | | |
5 | Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. | | |
6 | Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. | | |
7 | Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. | | |
8 | Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. | | |
9 | Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели. | | |
10 | Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели. | | |
11 | Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели. | | |
Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 ч) |
12 | Решение задач на сплав, смеси, растворы | | |
13 | Решение задач на сплав, смеси, растворы | | |
14 | Решение задач на сплав, смеси, растворы | | |
15 | Решение задач на сплав, смеси, растворы | | |
Задачи повышенной трудности (2 ч) |
16 | Текстовые задачи из ОГЭ | | |
17 | Текстовые задачи из ОГЭ | | |
Литература
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов- на –Дону: Легион-М, 2011.
Для учителя:
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2017.
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/ http://uztest.ru/ http://www.ege.edu.ru/
http://www.mioo.ru/ogl.php
http://1september.ru/
Для ученика:
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2007 г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.