СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Родной язык (русский)", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы по курсу "Родной язык (русский)" на 17 часов в год в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Родной язык (русский)", 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

Протокол № от ___________

Руководитель ШМО

___________Матвеева Н.Н.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


_________Чадина Н.А.


«___»__________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ от _______ № _____


___________Мишукова Е.Н.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «Родной язык (русский)»
ФГОС

Класс: 9 «А»

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2019 /2020 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 17 ч/год; 1 ч/неделю



Программа составлена на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2017г.); авторской рабочей программой по русскому родному языку под редакцией Р.И. Альбетковой (М.: «Дрофа», 2009)







Рабочую программу составила

Краснова Анна Андреевна,

учитель русского языка и литературы.







2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родной язык (русский)».

Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: 

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 17 часов.

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведѐнное ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, как вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Речь и речевое общение. Выпускник научится:


  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Выпускник научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и комментировать речь в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

    • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

    • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

    • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

    • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Письмо

Выпускник научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.

Текст .

Выпускник научится:

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Общие сведения о языке

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России.

место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

    • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

    • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.


Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология Выпускник научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части

речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис Выпускник научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 9 класс

Раздел 1. Язык и культура.

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного

языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств

современного культурного человека. Русский язык – язык русской

художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище

материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы

и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,

народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом

значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы,

народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина –

девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица,

рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса

Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских

народных и литературных сказках, народных песнях, былинах,

художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских

народных и литературных сказок (битый небитого везѐт; по щучьему

велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать;

при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой

Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных

ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как

воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей

национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского

алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими

языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в

устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щѐки, вытягивать шею,

всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное

средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения

задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами

субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и

произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,

голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные,

их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет

как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие

традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением.

Связь определѐнных наименований с некоторыми качествами,

эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной,

избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о

болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для

эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости –

в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения

по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но

воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена

популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена,

входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого

определѐнную стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их

названий.


Раздел 2. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и

допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные

варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах

прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть,

рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная —

було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж’]ѐм и

под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний

(микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского

литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность

выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету

или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имѐн существительных,

прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚

разговорный и просторечный) употребления имѐн существительных,

прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино –

кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз,

импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий

— короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить –

сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых

имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями,

коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать,

музей-квартира);род имен собственных (географических названий);род

аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имѐн

существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с

окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,

войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы

(литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы

(приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные);

соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и

профессиональные особенности формы именительного падежа

множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря,

цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы

речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История

этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления

в качестве обращений собственных имѐн, названий людей по степени

родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и

полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека,

отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в

официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы

обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и

богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),

способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные

формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.

Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.

Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с

уменьшительными суффиксами и т.д.).

Тематическое планирование

9 класс (1 час в неделю/17 часов в год)

№ пп

Тема

Кол-во

часов

В том числе


Контрольные работы


Тест

Творческая работа (анализ текста)

Обучающее Изложение

Язык и культура

7




Культура речи

7

1



Речевая деятельность. Текст.

3



1

1


Всего

17




















Приложение № 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.



Тема.




Кол-во часов

Дата


по плану

по факту


Раздел 1. Язык и культура.




1

Роль родного языка в жизни человека.

1



Сентябрь


2

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок.

1


3

Краткая история русской письменности.

1


4

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи. Отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) в сравнении с языком жестов других народов.

1


5

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

1


6

Р/Р. Изложение с использованием слов со специфическим оценочно-характеризующим значением.

1

Октябрь



7

Работа над ошибками изложения. Русские имена, исконные и заимствованные. Происхождение названий общеизвестных старинных русских городов.

1



Раздел 2. Культура речи.



8

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (куда ударять будем?).

1


9

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1


10

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Ноябрь


11

Р/Р. Контрольный тест по установлению соответствия между предложениями и использованными в них средствами выразительности.

1


12

Работа над ошибками контрольного теста.

1


13

Речевой этикет.

1



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.


Декабрь


14

Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи.

1


15

Р/Р. Комплексный анализ текста.

1


16

Работа над ошибками комплексного анализа текста.

1


17

Итог. Что узнали на уроках русского родного языка.

1





































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Демонстрационное оборудование:


  1. Видеофильмы, соответствующие тематике.


Технические средства обучения:

  1. Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.

  2. Телевизор.

Методическая литература для учителя

1.Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности –М., Дрофа 2009.

2. А.И. Горшков. Русская словесность. М., Дрофа 2000.

3.Филипп Алексеев. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. М. «Издательство АСТ» 2018.

4.А.Г. Нарушевич. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов на Дону: Легион 2017.

5.С.В. Сергушева. Комплексный анализ текста. Санкт-Петербург «Литера» 2005.



Литература для учащихся

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. Н.В. Егорова. Москва. ВАКО. 2012 г.

Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. И.О.Родина. Ростов –на- Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.

Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. В.А. Прядко. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Е.А. Арбатова. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. И. Анненкова. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

Доклады и сообщения по русскому языку. Т.Г. Каширина. Москва.Эксмо. 2010 г.

Правила русского языка в таблицах и схемах Е.А. Арбатова. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.

Варианты и ответы централизованного тестирования русский язык. Москва. Центр тестирования. 2010 г.

Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь. 1990 г.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 1999


Интернет – ресурсы

1) http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку

2) http://www.standart.edu,ru – Новый стандарт общего образования

3) http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4) http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!