СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса Современная литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса Современная литература

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Современная литература»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Современная русская литература:писатель и время»социально-педагогической направленности.

Срок реализации -1год.

Цели программа:приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, развитие их способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы и на этой основе формирование эстетических вкусов и потребностей, воспитание любви к чтению.

Задачи:

- познакомить школьников с творчеством самых известных писателей России на современном этапе,

- познакомитьс основными закономерностями развития литературы наших дней, с ее особенностями, традициями,

- помочь учащимся разобраться в особенностях современной литературы, в обилии имен, что положительное, вечное, а что временное, наносное,

- обратить внимание учащихся на разное, совершенно порою полярное восприятие современных событий тем или иным писателем.


Краткая характеристика контингента учащихся: количество обучающихся – 15 чел., из них: 6 мальчиков, 9 девочек. Возраст 15 - 16 лет.

Уровень подготовки детей: высокий – 1 чел., средний – 10 чел.

Бондарева-Шевцова Алеся, Гумен Илья, Глобинец Михаил, Камакина Дарья, Кваскова Ольгапроявляют способности к гуманитарным видам деятельности, являются участниками Муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе, художественной культуре, Муниципальных и Всероссийских литературных конкурсов, их работы отличаются оригинальностью мышления, высоким уровнем эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы.


Условия организации учебно-воспитательного процесса.

Продолжительность обучения по программе – 1 год. (144 часа в год, 4 часа в неделю). Режим занятий: 2 раза по 2 час в неделю.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы - 15-16 лет, принимаются все желающие. Наполняемость группы — 15 человек.

Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете) и внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, на выставки, посещение мероприятий в Юношеской библиотеке, посещение театральных спектаклей.


Форма проведения занятий - групповая.

Главные организационные формы - работа в малых группах и метод «медленного чтения», при котором красота литературного текста не теряется, а наоборот, раскрывается при неспешном чтении литературного произведения.

Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды устных и письменных работ:

  • усложненные изложения;

  • сочинения-рассуждения;

  • эссе;

  • критические статьи;

  • рецензии;

  • страницы из дневника.

Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и опровергать оппонентов.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, историко-литературный, теоретико-литературный, семитический и деятельностный принцип.


Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения данной программы учащиеся должны

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути современных русских писателей;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.



Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части С в ГИА как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений.

Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной направленности.


Формы контроля освоения образовательной программы:

  • входной: собеседование, тестирование;

  • текущий: опрос, анализ произведений, наблюдение над языком произведений, тестирование, сочинения-рассуждения, рецензии, критические статьи, эссе;

  • промежуточная аттестация– усложненное изложение;

  • формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы – сочинение- рассуждение, конференция.





Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Проблема зла в современной литературе. Постмодернизм. Сетература. Вечные ценности в современной литературе.

6

5

1

3

Виктор Олегович Пелевин.

Духовный лидер современного молодого поколения. Постмодернизм и В. Пелевин.

8

6

2

4

Борис Петрович Екимов. Тема современной деревни в произведениях Б. Екимова: духовная деградация личности, разрушение нравственных канонов. «Памяти лета» (рассказ «Фетисыч»); повести «Пиночет», «Отцовский двор покинул я»; публицистический очерк «В снегах».

10

8

2

5

Юрий Вельяминович Козлов. Романы «Геополитический роман», «Разменная монета» - современная Россия, проблемы молодежи, военных, семейные взаимоотношения. Роман «Одиночество вещей». Роман «Колодец пророков»

14

12

2

6

Иванов Николай Федорович. Тема Кавказа. Чеченская война на страницах произведений.

20

18

2

7

Александр Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

10

8

2

8

Сергей Давлатов. Венедикт Ерофеев«Москва - Петушки».

10

8

2

9

Философская проза: Вяч. Пьецух ,Фазиль Искандер.

10

8

2

10

Женская проза: Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская.

10

8

2

11

Людмила Улицкая. Человек в современном мире.

14

12

2

12

Виктория Токарева. Рассказы, повести.

18

16

2

13

Галина Щербакова. Повесть «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Love - стория», «Митина любовь».

4

4


14

Нина Садур - писатель-авангардист.

4

4


15

Вячеслав Дегтев. Рассказы о чеченской войне: «Джяляб», «Железные зубы» - страшная правда. Из новой прозы: рассказы «Русская душа», «Жалейка», «Пигмалион», «Запах счастья», «Приговоренный», «Бомж», «Облака над Аустерлицем»

2

2

1

16

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

144

120

24


Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, ее структурой. Вводный инструктаж. Техника безопасности.

2.Проблема зла в современной литературе. Николай Коляда, Вл. Сорокин, Венедикт Ерофеев - авторитеты современного сквернословия, низкого и корявого бытия. Постмодернизм. Сетература. Романы Юрия Полякова и М. Бутова. Виктор Пелевин -духовный лидер нового поколения. Доброе и вечное в произведениях В. Астафьева, В. Распутина, Л. Бородина, Вяч. Дегтева, О. Павлова, Ю. Самарина и других. Вечные ценности в современной литературе

3.Виктор Олегович Пелевин. Духовный лидер современного молодого поколения. Постмодернизм и В. Пелевин. Сборник рассказов «Синий фонарь». Роман «Чапаев и пустота».«Желтая стрела» - роман-антиутопия.Рассказы: «Хрустальный мир», «Вести из Непала», «Онтология детства», «Происхождение видов», «Синий фонарь», «Мардонги», «Ухряб», «Иван Кублаханов», «Спи», «Тарзанка» и др.

4. Борис Петрович Екимов. «Памяти лета» (рассказ «Фетисыч»); повести «Пиночет», «Отцовский двор спокинул я»; публицистический очерк «В снегах».

5. Юрий Вельяминович Козлов. Романы «Пустыня отрочества», «Имущество движимое и недвижимое», «Ледниковый период», «Условие», «Одиночество вещей», «Геополитический роман», «Разменная монета». Роман «Одиночество вещей».

6. Иванов Николай Федорович. Книги «Черные береты», «Гроза над Гиндукушем», «Наружка», «Маросейка-12», «Женский пляж», «Вход в плен бесплатный», «Спецназ, который не вернется».

7. Возвращенная литература (обзор).

Зарубежная русская литература: В. Аксенов, В. Войнович, С. Довлатов, С. Соколов, Эд. Лимонов, Юз. Олешковский, И. Бродский, А. Гладилин, Г. Владимов, Ю. Карабчиевский, В.П. Некрасов и др.

8. Александр Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

11. Сергей Давлатов. Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки».

12. Философская проза: Вяч. Пьецух«Новая московская философия», «Городской романс», «Шкаф», «Мужик, собака и страшный суд».

13.Фазиль Искандер. «Поэт».

14.Женская проза: Татьяна Толстая.Рассказы «Лимпопо», «Петере». Книга «Любишь - не любишь».

15.Людмила Петрушевская: рассказ «Новыеробинзоны»; «Изолированный бокс».

16.Людмила Улицкая. Рассказы«Зверь», «Веселые похороны», «Путешествие в седьмую сторону света», «Сонечка»

17.Виктория Токарева. Рассказ «Инструктор плавания», повесть «Я есть. Он есть. Ты есть»,рассказы «Старая собака», «Ничего особенного», «Хэппи-энд», «Лавина».

18.Галина Щербакова.Повесть «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Love- стория».

19.Нина Садур. Книга «Чудесные знаки».

20.Вячеслав Дегтев. Рассказы «Джяляб», «Железные зубы».

21.Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного.




Календарно-тематическое планирование


Дата занятия

Кол-во часов

Раздел,

тема

. занятия

Время на изучение

Теория

Практика

3.09

2

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы, ее структурой. Вводный инструктаж. Техника безопасности.

2

-

5.09

2

Проблема зла в современной литературе.

Общий анализ произведений, рассматривающих проблему зла.

2


10.09

2

Постмодернизм. Сетература.

Тематика произведений постмодернизма. Понятие сетературы.

2


12.09

2

Вечные ценности в современной литературе.

В.Астафьев, В.Распутин и др.современне писатели о роли добра, милосердия в жизни человека.

2


17.09

2

Виктор Олегович Пелевин.

Духовныйлидерсовременного молодого поколения.

Анализ творчества писателя.

2


19.09

2

Постмодернизм и

В. Пелевин.

Понятие постмодернизма. В.Пелевин как писатель постмодернизма.

2


24.09

2

Переплетение реального и ирреального в романах «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана», «Чапаев и пустота», «Поколение ПИ», «Жизнь насекомых»

Анализ произведений.

2


26.09

2

Аннотация рассказа В.Пелевина.

Правила написания аннотации. Написание аннотации. Анализ работ.


2

1.10

2

Тема современной деревни в произведениях Б. Екимова.

Анализ творчества писателя.

2


3.10

2

Духовная деградация личности, разрушение нравственных канонов в повести «Пиночет» Б.Екимова.


Проблематика повести. Ее художественные особенности.

2


8.10

2

Повесть «Пиночет» - образ председателя колхоза Корытина. Разруха, воровство, обнищание народа.

Характеристика героя. Раскртие тем через образ главного героя.

2


10.10

2

Публицистический очерк Б.Екимова «В снегах»

Понятие очерка. Особенности написания очерка на примере очерка Б.Екимова.

2


15.10

2

Аннотация произведений Б.Екимова

Понятие аннотации, правила его написания. Аннотация произведения Б.Екимова.


2

17.10

2

Юрий Вельяминович Козлов. Романы «Геополитический роман», «Разменная монета» - современная Россия, проблемы молодежи, военных, семейные взаимоотношения.


Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности.

2


22.10

2

Роман «Одиночество вещей» Ю.Козлова. Судьба России, русской деревни, народ и власть, народ и государство. Роман «Колодец пророков» - чеченская война, политические распри, крушение идеалов.

Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности романов.

2


24.10

2

Молодое поколение в романе«Одиночество вещей» Ю.Козлова.

Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности романов.

2


6.11

2

Художественные особенности. Злободневность романа«Одиночество вещей» Ю.Козлова. .

Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности романов.

2


7.11

2

Чеченская война в романе «Колодец пророков» Ю.Козлова

Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности романов.

2


12.11

2

Политические распри, крушение идеалов в романе «Колодец пророков»

Творчество Ю.Козлова. Проблематика, художественные особенности романов.

2


14.11

2

Аннотация романа Ю.Козлова «Одиночество вещей»

Закрепление умений написания аннотации.


2

19.11

2

Иванов Николай Федорович.Жизненный и творческий путь.

Знакомство с творчеством писателя.

2


21.11

2

Роман Н.Иванова«Черные береты».

Анализ романа.

2


27.11

2

Роман Н.Иванова«Гроза над Гиндукушем»

Анализ романа.

2


26.11

2

Роман Н.Иванова«Наружка»

Анализ романа.

2


28.11

2

Роман Н.Иванова«Маросейка-12»

Анализ романа.

2


3.12

2

Роман Н.Иванова«Женский пляж»

Анализ романа.

2


5.12

2

Роман Н.Иванова«Вход в плен бесплатный»

Анализ романа.

2


10.12

2

«Спецназ, который не вернется». Н. Иванов - мастер захватывающей интриги, аналитик. Тема Кавказа.

Анализ романа.

2


12.12

2

Н. Иванов«Спецназ, который не вернется». Показ трагической войны в Чечне.


Анализ романа.

2


17.12

2

Сочинение-рассуждение «Страшная правда о Чеченской войне»

Развитие умений написания сочинения-рассуждения.


2

19.12

2

Возвращенная литература (обзор).

Общий обзор литературы писателей «возвращенной» литературы.

2


24.12

2

Александр Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».История создания романа.Проблематика.


Анализ романа.

2


26.12

2

Образы романа

Анализ романа.

2


9.01

2

Художественные особенности тв-ваА.Войновича

Анализ романа.

2


11.01

2

Критическая статья «А.Войнович и его роман»

Понятие критической статьи, правила написания.


2

14.01

2

Творчество Сергея Давлатова.

Изучение творчества писателя.

2


16.01

2

Творчество В.Ерофеева.

Изучение творчества писателя.

2


21.01.


2

В.Ерофеев «Москва - Петушки». Анализ романа.

Анализ романа.

2


23.01

2

Точки соприкосновения в творчестве С.Давлатова и В.Ерофеева.


Понятие сопоставительного анализа. Развитие умений сопоставительного анализа.

2


28.01

2

Сравнительная характеристика творчества С.Давлатова и В.Ерофеева.


Развитие умений сопоставительного анализа.


2

30.01

2

Философская проза 20 века. Обзор.

Обзор философской литературы

2


4.02

2

Вяч. Пьецух«Новая московская философия».Анализ.

Анализ произведения.

2


6.02

2

Вяч. Пьецух«Городской романс».

Анализ произведения.

2


11.02

2

Фазиль Искандер «Поэт».

Анализ произведения.

2


13.02

2

Критическая статья «Мое восприятие философской прозыВ.Пьецух.

Развитие умений написания критической статьи.


2

18.02

2

12Женская современная проза.


Анализ современной женской прозы.

2


20.02

2

Татьяна Толстая - жанр рассказа. «Лимпопо», «Петере».

Анализ произведения.

2


25.02

2

Жестокость жизни через восприятие женщины. Книга «Любишь - не любишь»

Анализ произведения.

2


27.02

2

Людмила Петрушевская: рассказ «Новые робинзоны» последствия ядерной войны; «Изолированный бокс» - трагедия больного человека. Одиночество, разобщенность героев.

Анализ произведения.

2


4.03

2

Страницы из дневника. Мои размышления о прозе Т.Толстой.

Дневник как жанр литературы.


2

6.03

2

Людмила Улицкая. Человек в современном мире – основная тема творчества.

Анализ творчества писателя.

2


11.03

2

«Зверь» - рассказ об одиночестве

Анализ произведения.

2


13.03

2

«Веселые похороны» -повесть, затрагивающая проблемы евреев - эмигрантов

Анализ произведения.

2


19.03

2

Рассказ «Сонечка» - проблемы одиночества, любви, самопожертвование во имя любимого.

Анализ произведения.

2


20.03

2

Сопоставительный анализ рассказов Т. Толстой «Соня» и «Сонечка» Улицкой»


Развитие умений сопоставительного анализа.

2


1.04

2

Жестокость жизни глазами женщин.

Анализ женской прозы.

2


3.04

2

Рецензия рассказа Л.Улицкой «Соня»

Понятие рецензии. Развитие умений написания рецензии.


2

8.04

2

Виктория Токарева.

Начало творческого пути.

Знакомство с творчеством писателя.

2


10.04

2

Повесть «Я есть. Он есть. Ты есть» Тема милосердия, самопожертвования.

Анализ произведения.

2


15.04

2

Ирочка, Анна - судьба героинь.

Анализ произведения.

2


17.04



2

Повесть «Вместо меня» - уход личности из современного человека.

Анализ произведения.

2


22.04

2

Рассказы «Сказать, не сказать», «Все нормально, все хорошо» - безответная любовь.

Анализ произведения.

2


24.04

2

Особенности рассказов: «Розовые розы», «Система собак», «Между небом и землей».

Анализ произведения.

2


30.04

2

Тематика произведений В.Токаревой

Обобщение тематики произведений В.Токаревой.

2


6.05

2

Своеобразие прозы В.Токаревой.

Выявление особенностей прозы В.Токаревой.

2


7.05

2

Эссе «Загадочный мир любви»

Знакомство с жанром эссе. Правила написания.


2

8.05

2

Г. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось».


Анализ произведения.

2


13.05

2

Г.Щербакова «Дверь в чужую жизнь».

Анализ произведения.

2


15.05

2

Нина Садур - писатель-авангардист.

Знакомство с творчеством писателя.

2


17.05

2

Нина Садур. Книга «Чудесные знаки».

Анализ произведения.

2


20.05

2

Вячеслав Дегтев. Рассказы о чеченской войне: «Джяляб», «Железные зубы».Самостоятельнй анализ.

Анализ произведений В.Дегтева учащимися.


2

22.05

2

Обобщение изученного.

Повторение изученных произведений, обощение изученного материала.

2


Итого

72



120

24


144










ПРОГРАММАСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ



п/п

Вид (наименование работы)

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Аннотация рассказа (по выбору) В.О. Пелевина

Устный альманах

сентябрь

2

Аннотация романов Ю.В. Козлова «Одиночество вещей», «Колодец пророков»


октябрь

3

Критическая статья «Василий Аксенов и его романы, обзор»


ноябрь

4

Критическая статья «Мое восприятие философской прозы Вяч. Пьецух»


январь

5

Рецензия рассказа Л. Улицкой «Сонечка»

Фейерверк презентаций

март

6

Рецензия рассказа Т. Толстой «Соня»


март

7

Эссе «Загадочный мир любви» (по рассказам Виктории Токаревой)


апрель

8

Сочинение-рассуждение «Тема современной деревни в произведениях Б.П. Екимова»



9

Страницы из дневника. Мои размышления о прозе Т. Толстой. Жестокость жизни через восприятие женщины (по книге «Любишь - не

любишь»)



10

Страницы из дневника «Этот страшный мир одинокого, больного человека» (по рассказам Л. Петрушевской)



11

Сочинение-рассуждение «Страшная правда о чеченской войне» (по рассказам В. Дегтева)



12

Реферат «Тема милосердия и сострадания в творчестве В. Токаревой и Т.Толстой»

Конференция


















ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Название мероприятия

Сроки, дата

Место проведения

1

Инструктаж по охране труда, технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения для учащихся

сентябрь

МБОУ СОШ №23

2

Посещение Юношеской библиотеки

сентябрь

Юношеская библиотека

3

Посещение художественного музея

октябрь

Художественный музей

4

Экскурсия в дом-музей А.П.Чеховаг.Ялта

ноябрь


5

Проведение Литературной гостиной

декабрь

МБОУ СОШ №23

6

Посещение театра им.М.Горького

январь


7

Выпуск сборника «Проба пера»

февраль

МБОУ СОШ №23

8

Посещение Юношеской библиотеки

март

Юношеская библиотека

9

Экскурсия в дом-музей М.Волошина (Коктебель)

апрель


10

Творческий отчет членов секции «Литература»

май

МБОУ СОШ №23


Участие в мероприятиях (конкурсы, соревнования, выставки и пр.)


Дата

/сроки

Название мероприятия

Организаторы

Место

проведения

Количество

участников


Объединение




сентябрь

Конкурс творческих работ

Ерохина Н.Н.

МБОУ СОШ №23

12

декабрь

Конкурс эссе «Мир любви»

Ерохина Н.Н.

МБОУ СОШ №23

12

март

Выпуск газеты «Писатели-современники»

Ерохина Н.Н.

МБОУ СОШ №23

12

май

Выставка «Проба пера»

Ерохина Н.Н.

МБОУ СОШ №23

12


Образовательное




октябрь

Неделя «Крымская радуга»

МБОУ СОШ №33

МБОУ СОШ №23

12

декабрь

Новогодние поздравления

МБОУ СОШ №33

МБОУ СОШ №23

12

март

Неделя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33

МБОУ СОШ №23

12


Городской / региональный




сентябрь

Конкурс «Мой голос»

ЦДЮТ

ЦДЮТ

4

октябрь

Региональный этап Всероссийских олимпиад по русскому языку, литературе, художественной культуре

ИМЦ

ИМЦ

5

февраль

Защита МАНовских работ

ЦДЮТ

ЦДЮТ

2

март

Пушкинский конкурс творческих работ

ИМЦ

ИМЦ

5


Международный уровень




ноябрь

Конкурс «Медвежонок»


МБОУ СОШ №23

12

март

Конкурс чтецов «Живая классика»


МБОУ СОШ №23

10


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ


п/п

Формы взаимодействия

Тема

Дата, сроки

1

Родительское

собрание

«Организация учебно-воспитательного процесса».

сентябрь

2

Родительское

собрание

Организация оздоровительной кампании,

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

январь

3

Родительское

собрание

«Итоги учебного года»

май

4

Совместные мероприятия

Экскурсии, посещение музеев

В течение года

5

Анкетирование родителей

«Отношения ребенка к занятиям в литературной студии»

сентябрь

6

Индивидуальные и групповые консультации

«Развитие творческих способностей ребенка средствами литературы и искусства»

В течение года


7

Педагогический всеобуч

«Психолого-педагогические особенности восприятия окружающего мира младшими школьниками»

февраль


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!