Пояснительная записка.
Языкознание играет огромную роль в системе школьного образования и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный курс крайне необходим для учащихся. Данный курс основан на функциональном подходе к изучению темы – это системно – интригующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка, демонстрирует связь языка с логикой, философией, жизнью. Она ориентирована не только на знакомство и изучение теоретических знаний, каждая тема обязательно включает в себя два блока.
Употребление данных знаний в речи.
Умение их использовать в жизни.
Такому структурированию помогает применение интерактивных технологий: деловая игра, игра по типу «Счастливый случай», «Как стать отличником» по модели игры «Как стать миллионером». Такое комплексное представление языкового материала со временем приведёт к более осмысленному обучению языка.
Поиск учениками близких по смыслу языковых единиц полезен и увлекателен: они сами могут обнаружить такие связи слов, словосочетаний, форм и конструкций, которых раньше не замечали.
Такая системность ориентирована на коммуникацию, на правила речевой игры, правила выбора языковых средств, что служит стимулом к изучению языка.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Основные цели данного курса:
Формирование, воспитание коммуникативной личности.
Создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.
Формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Освоить минимум основ языкознания.
2. Видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновение и т. д.)
3. Знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма.
4. Знать основные функции языка.
5. Усвоить процессы словообразования.
6. Видеть связи нашего языка с языками мира.
Методы обучения.
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый, исследовательский;
3. Словесно-наглядный, практический;
4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны
знать
~ правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; $1~ условия, от которых зависит написание;
~ норму, действующую при данных условиях;
~ последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
~ приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
~ правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
~ правильно писать сложные слова,
~ правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
~ правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
~ правильно писать не с разными частями речи.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Виды самостоятельных работ | | | | | |
| | | Выступление учащихся по теме | Составление словарного диктанта по теме | Составление словарной статьи заполнением заполнением кроссворда | Тест | Аналитические упражнения | Стилистические упражнения |
1. | Введение. Учение с увлечением. Основа языкознания | 1 | | | | | | |
2. | Правописание гласных в корне слова | 3 | 1 | | 1 | | 1 | |
3. | Правописание приставок | 2 | | 2 | | | | |
4. | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | 3 | 1 | | 1 | 1 | 1 | |
5. | Не с глаголами и существительными | 2 | | 1 | | | | 1 |
6. | Гласные в суффиксах существительных | 2 | | | | 1 | 1 | |
7. | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 1 | | 1 | | 1 | | |
8. | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию | 1 | | | 1 | | 1 | 1 |
9. | Игра «Кто хочет стать отличником» | 1 | | | | | | |
10. | Зачётный урок | 1 | | | | | | |
11 | Итого | 17 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 |
Календарно – тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Виды самостоятельных работ | | | | | | |
| | | Выступление учащихся по теме | Составление словарного диктанта птеме | Составление словарной статьи | Тест | Аналитические упражнения | Стилистические упражнения | Фактическая дата проведения |
1. | Введение. Учение с увлечением. Основа языкознания | 1 | | | | | | | |
2. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 1 | | | | | | |
3. | Правописание чередующихся гласных о – а в корне слова | 1 | | | 1 | | | | |
4. | Правописание чередующихся гласных е - и в корне слова | 1 | | | | | 1 | | |
5. | Правописание приставок. Буквы з и с на конце приставок | 1 | | 1 | | | | | |
6. | Правописание приставок. Гласные в приставках пре- и при- | 1 | | 1 | | | | | |
7. | Гласные в безударных окончаниях существительных | 1 | | | 1 | | 1 | | |
8. | Гласные в безударных окончаниях прилагательных | 1 | 1 | | | | | | |
9. | Гласные в безударных окончаниях глаголов | 1 | | | | 1 | | | |
10. | Не с существительными | 1 | | | | | | 1 | |
11 | Не с глаголами | 1 | | 1 | | | | | |
12 | Гласные в суффиксах существительных -ек- и –ик-. Буквы ч и щ в суффиксе –чик- и –щик- | 1 | | | | | 1 | | |
13 | Гласные о - е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | | | | 1 | | | |
14 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 1 | | 1 | | 1 | | | |
15 | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию | 1 | | | 1 | | 1 | 1 | |
16 | Игра «Кто хочет стать отличником» | 1 | | | | | | | |
17 | Зачётный урок | 1 | | | | | | | |
| Итого | 17 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | |
Литература:
1. Беляева О. В., О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. Москва «Вако», 2007 год.
2. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм преподавания дисциплины. Культурология. – Волгоград, 2004 г.
3.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999 г.
4. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003 г.
6. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.: Вербум, 2001 г.
7. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
8. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
9. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
10. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.