ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 им. В.П. ГЛУШКО
РАССМОТРЕНА | | ПРИНЯТА | | СОГЛАСОВАНА | | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании ШМО учителей математики и информатики Протокол № 1 от 28.08.2024 г. Руководитель ШМО ______ Г.Н,Бегимбаева | | на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2024 г. | | заместитель директора по УВР _______ Н.Ю. Климова | | Приказом № 01-40/141 от 30.08.2024г. |
| | | | . | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Вероятность и статистика»
класс 7а, 8б, 9б
2024/2025 учебный год
Учитель математики
Бегимбаева Гульнара Нурахметовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
| Преставление данных | 7 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Описательная статистика | 8 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Случайная изменчивость | 6 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Введение в теорию графов | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Случайные события | 4 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Обобщение и повторение | 4 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 1 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение курса 7 класса | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
3 | Множества | 5 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
| Математическое описание случайных событий | 5 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
4 | Рассеивание данных | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
5 | Деревья | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
6 | Математические рассуждения | 3 | 1 | 0 | |
7 | Операции над случайными событиями | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
8 | Условия вероятность и независимые события | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
9 | Обобщение, систематизация знаний | 3 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 1 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение курса 8 класса | 4 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
2 | Элементы комбинаторики | 4 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
3 | Геометрическая вероятность | 4 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
4 | Испытания Бернулли | 6 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
5 | Случайная величина | 6 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
6 | Обобщение, контроль | 10 | 1 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Межпредметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изуче-ния | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
| Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации | 1 | Представление данных в таблицах. Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. Практическая работа «Таблицы». Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. Практическая работа «Диаграммы» | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления). Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e |
| Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc |
| Подсчеты и вычисления в таблицах | 1 | | |
| Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 |
| Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c |
| Контрольная работа №1 «Представление данных» | 1 | Темы §1-4 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 |
| Среднее арифметическое числового набора | 1 | Числовые наборы. Среднее арифметическое. Медиана числового набора. Устойчивость медианы. Практическая работа «Средние значения». Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мерацентра), в том числе среднее арифметическое, медиана. Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи. Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ. Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c |
| Медиана числового набора | 1 | | |
| Медиана числового набора | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
| Наибольшее и наименьшее значение. Размах | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
| Контрольная работа №2 «Описатеьная статистика» | 1 | Темы § 5-8 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 |
| Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений | 1 | Случайная изменчивость (примеры). Частота значений в массиве данных. Группировка. Гистограммы. Практическая работа «Случайная изменчивость» | Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма. Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки. Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca |
| Тенденции и случайные отклонения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 |
| Частоты значений в массиве данных | 1 | | |
| Частоты значений в массиве данных | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
| Группировка данных и гистограммы. Выборка. Рост человека | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe |
| Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 |
| Контрольная работа №3 «Случайная изменчивость» | 1 | Темы § 9-13 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e |
| Графы. Вершины и ребра графа. Степень вершины | 1 | Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа. Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах | Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл. Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф. Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах. Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac |
| Пути в графе. Связный граф | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 |
| Задача о Кенигсберских мостах, эйлеровы пути, эйлеровы графы | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe |
| Утверждения и высказывания. Отрицание | 1 | Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Условные высказывания (импликации). Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. | Оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, сложные и простые высказывания, отрицание высказываний, условные высказывания (импликации). | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 |
| Условные утверждения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 |
| Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия | 1 | | |
| Противоположные утверждения. Доказательство от противного | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372 |
| Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий | 1 | Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа «Частота выпадения орла» | Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764 |
| Монета и игральная кость в теории вероятностей. | 1 | | |
| Вероятностная защита и информации от ошибок | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae |
| Итоговая контрольная работа № 4 | 1 | Повторение и обощение курса за 7 класс | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 |
| Итоговое повторение и обобщение | 1 | Представление данных. Описательная статистика. Вероятность случайного события | Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Обсуждать примеры случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 |
| Итоговое повторение и обобщение | 1 | | |
| Итоговое повторение и обобщение | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 |
| Итоговое повторение и обобщение | 1 | | |
| Итоговое повторение и обобщение | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Межпредметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изуче-ния | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
| Повторение по темам "Представление данных", "Описательная статистика" | 1 | Представление данных. Описательная статистика. Случайная изменчивость. Средние числового набора. Случайные события. Вероятности и частоты. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость | Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости. Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e |
| Повторение по разделам "Случайная изменчивость", "введение теорию графов" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc |
| Повторение по разделам "Случайные события и вероятность" | 1 | | |
| Множество, подмножество, примеры множеств | | Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.Графическое представление множеств Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. | Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Использовать свойства: переместительное,сочетательное, распределительное, включения. Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 |
| Операции над множествами. Диаграммы Эйлера | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c |
| Операции над множествами. Диаграммы Эйлера | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 |
| Множества решений неравенств и систем | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c |
| Правило умножения | | | |
| Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события | | Элементарные события. Случайные события. Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» | Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта. Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера. Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
| Благоприятствующие элементарные события | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
| Вероятности событий | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 |
| Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca |
| Контрольная работа №1 по теме «Множества. Математическое описание случайных событий» | 1 | Темы §24—31 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 |
| Рассеивание числовых данных и отклонения | | Отклонения. Дисперсия числового набора. Стандартное отклонение числового набора. Диаграммы рассеивания | Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера | | |
| Дисперсия числового массива. Обозначения и формулы | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
| Стандартное отклонение числового набора | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe |
| Диаграммы рассеивания | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 |
| Деревья. | | Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения | Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. Изучать свойства дерева: существование висячей вершины,единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер. Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e |
| Свойства дерева | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac |
| Дерево случайного эксперимента | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 |
| Логические союзы «и» и «или». | | Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. | Выполнять операции над высказываниями: и, или, не. Строить высказывания, отрицания высказываний, цепочки умозаключений на основе использования правил логики. | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe |
| Отрицание сложных утверждений | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 |
| Контрольная работа №2 по теме «Описательная статистика. Деревья. Математические рассуждения» | | Темы §32—40 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 |
| Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события | | Противоположное событие. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. | Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. | | |
| Объединение и пересечение событий. Несовместные события | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372 |
| Формула сложения вероятностей. | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764 |
| Решение задач при помощи координатной прямой. | | | |
| Условная вероятность и правило умножения вероятностей | | Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события.Представление случайного эксперимента в виде дерева | Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Изучать свойства (определения) независимых событий. Решать задачи на определение и использование независимых событий. Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae |
| Дерево случайного опыта | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 |
| Независимые события | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 |
| Об ошибке Эдгара По | | | |
| Итоговое повторение и обобщение | | Представление данных. Описательная статистика. Графы. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики | Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Решать задачи с применением графов. Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 |
| Итоговая контрольная работа | | | |
| Повторение. Вероятность случайного события | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Межпредметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изуче-ния | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
| Повторение. «Представление данных». «Описательная статистика» | 1 | Представление данных. Описательная статистика. Операции над событиями. Независимость событий | Повторять изученное, и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea |
| Повторение. «Операции над событиями», «Независимые события» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea |
| Повторение. «Элеметы комбинаторики». | 1 | | |
| Повторение. «Элементы теории множеств» | 1 | | |
| Комбинаторное правило умножения. | 1 | Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Практическая работа «Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц» | Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля. Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств. Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона). Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 |
| Перестановки. Факториал | | | |
| Число сочетаний. Треугольник Паскаля | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 |
| Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208 |
| Геометрическая вероятность. Выбор точки из фигуры на плоскости | 1 | Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности | Осваивать понятие геометрической вероятности. Решать задачи на нахождение вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового промежутка | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50 |
| Выбор точки из отрезка | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe |
| Выбор точки из дуги окружности | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10 |
| Контрольная работа №1 по теме «Элементы комбинаторики. Геометрическая вероятность» | 1 | Темы §48—52 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | |
| Успех и неудача. Испытания до первого успеха | 1 | Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Практическая работа «Испытания Бернулли» | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли. Решать задачи на нахождение вероятностей событий в сериииспытаний до первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической прогрессии. Решать задачи на нахождение вероятностей элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли. Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162 |
| Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха | 1 | | |
| Испытания Бернулли. | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2 |
| Число успехов в испытаниях Бернулли. | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680 |
| Вероятности событий в испытаниях Бернулли | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680 |
| Практическая работа "Испытания Бернулли" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de |
| Примеры случайных величин. Распределение вероятностей случайной величины | 1 | Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Применение закона больших чисел | Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей. Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес человека, численность населения, другие изменчивые величины, рассматривающиеся в курсе статистики), модельных случайных величин, связанных со случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со случайным выбором и т. п.). Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора. Решать задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями. Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли. Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах как случайную величину. Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности. Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот. Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей. Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44 |
| Математическое ожидание случайной величины | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6 |
| Дисперсия и случайное отклонение | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86 |
| Математическое ожидание, дисперсия числа успехов и частоты успеха в серии испытаний Бернулли | 1 | | |
| Закон больших чисел и его применение | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4 |
| Контрольная работа №2 по теме «Испытания Бернулли. Случайные величины» | 1 | Темы §53—61 | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652 |
| Повторение. Представление данных. Описательная статистика | 1 | Представление данных. Описательная статистика. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики. Случайные величины и распределения | Повторять изученное и выстраивать систему знаний. Решать задачи на представление и описание данных. Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c |
| Повторение. Вероятность случайного события | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e |
| Повторение. Вероятность случайного события | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116 |
| Повторение. Вероятность случайного события | 1 | | |
| Повторение. Элементы комбинаторики | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a |
| Повторение. Элементы комбинаторики | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c |
| Повторение. Случайные величины и распределения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54 |
| Повторение. Случайные величины и распределения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a |
| Повторение. Случайные величины и распределения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408 |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7—9 классов | Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Москва: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. Москва : Просвещение,2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Академия минпросвещения России https://apkpro.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Сдам ГИА. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Решу ВПР. https://ege.sdamgia.ru/
Учи.ру https://uchi.ru/
Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/
Мультиурок https://multiurok.ru/natalyklim/
Инфоурок https://infourok.ru/user/klimova-natalya-yurevna1