СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность программы определена необходимостью развития у младших школьников своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новгородской области
ГОБОУ ЦППРК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
для обучающихся с задержкой психического развития 1- 4 классов
(5 лет обучения)
Составитель:
Учитель начальных классов Карташова О.В.
Великий Новгород 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников», разработана на основе программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) под редакцией Л.В. Мищенковой и в соответствии с нормативными актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286);
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Федеральная образовательная программа начального общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370).
Формы проведения занятий курса:
беседы;
практические занятия
самостоятельная работа (индивидуальная, коллективная, групповая)
и др.
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 1 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
совершенствование воображения;
2.Задачи геометрического характера.
методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге, работа со спичками, построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера
занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты; математические фокусы;
4. Нестандартные задания логического характера
провоцирующие задачи.
5. Игры А. З. Зака.
игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Содержание 1 дополнительного года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
совершенствование воображения; 2.Задачи геометрического характера.
построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера
занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы;
4. Нестандартные задания логического характера
провоцирующие задачи.
5. Игры А. З. Зака.
игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Содержание 2 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера.
уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
арифметический шифр; математический фокус ; арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы; магические квадраты 3*3;
4.Нестандартные задания логического характера
анаграмма; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием. 5.Игры Зака З. А. ("Муха", "Просветы")
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм"; разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
задачи на переливание;
4. Нестандартные задания логического характера
провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки; задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
Игры А. З. Зака.
игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон").
Содержание 4 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
составление и моделирование многогранников; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые;
построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо"."Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
задачи на переливание и на взвешивание; математический фокус ; математические ребусы; арифметические лабиринты с воротами; магические фигуры; цифровая головоломка "судоку" ; кросснамберы.
4. Нестандартные задания логического характера
провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки; задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
Игры А. З. Зака.
игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон").
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
проведение внеклассных занятий,
работы обучающихся в группах, парах,
индивидуальная работа,
работа с привлечением родителей;
самооценка и самоконтроль;
взаимооценка и взаимоконтроль.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко- торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам. - Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль. Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи - шутки, числовые головоломки. К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
решать нестандартные задачи по математике.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:
уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
находить несколько способов решения задач.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности
проговаривать последовательность действий
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
учиться отличать верно выполненное задание от неверного
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других
читать и пересказывать текст
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Раздел | Тема | Основные виды деятельности уч-ся (на уровне учебных действий) | Кол-во часов |
1 | Развитие внимания, слуховой памяти, смысловой и зрительной памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии | Итак, мы начинаем… | Что ждет будущих учеников в школе | 3 |
2 | Чему учат в школе? | Зачем нужно учиться | ||
3 | Про звонок и про урок | Значение школьного звонка и урока | ||
4 | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии | Семицветная дуга | Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» | 2 |
5 | Рисуем бусы | Порядок расположения цветов в Российском флаге | ||
6 | Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии | Развиваем фонематический слух | Что такое фонематический слух. Рифма. | 1 |
7 | Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, конструкторских способностей, рефлексии | Поговорим о временах года | Отличительные особенности четырех времен года | 3 |
8 | Осень. Зима. | Отличительные особенности осени и зимы как времени года | ||
9 | Весна. Лето | Отличительные особенности весны и лета как времени года | ||
10 | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии | Слушаем сказку | Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Русская народная сказка «Лиса и волк» | 1 |
11 | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии | Дни недели | История возникновения названий и порядок следования дней недели | 1 |
12 | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, рефлексии | Развиваем мелкую моторику | Упражнения для укрепления мелкой моторики рук | 1 |
13 | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса | Размеры предмета | Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине | 1 |
14 | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | Геометрические фигуры | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Виды углов. | 1 |
15 | Развитие внимания, мышления, воображения, ориентации в пространстве, смысловой памяти, рефлексии | И снова сказка | Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 |
16 | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии | Еще о геометрических фигурах | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Предметы, имеющие геометрическую форму | 1 |
17 | Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлексии | Развиваем воображение и фантазию | Чем отличается воображение от фантазии | 1 |
18 | Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии | Трудные задания от Василисы Премудрой | Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок | 1 |
19 | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии | Развиваем речь | Антонимы – слова «наоборот» | 1 |
20 | Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии | Качества характера | Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера | 1 |
21 | Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, смысловой памяти, рефлексии | Домашние животные | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека | 1 |
22 | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, слуховой памяти, рефлексии | Дикие животные | Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе и страусе | 1 |
23 | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, рефлексии | Предмет в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | 2 |
24 | Снова о предмете в пространстве | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения | ||
25 | Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентация в пространстве, воображения, рефлексии | Сказочное ассорти | Что такое «ассорти». Разнообразие сказок и сказочных героев. | 1 |
26 | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии | Внешний вид ученика | Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены | 1 |
27 | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии | Эстафета занимательных заданий | Задания на различие существенных и несущественных признаков предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных, развитие зрительной памяти | 1 |
28 | Развитие внимания, логического и образного мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, мелкой моторики рук, воображения, рефлексии | Трамвайчик «Первоклашка» | Качества личности, необходимые ученику |
|
29 | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения, фантазии, памяти, рефлексии | Тестируем и тренируем внимание | Тест на определение объёма внимания и его концентрации | 4 |
30 | Тестируем и тренируем мышление | Тесты на определение умения различать существенные несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных | ||
31 | Тестируем и тренируем память | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти | ||
32 | Продолжаем тестировать и тренировать мышление | Тесты на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умением |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 дополнительный класс
№ | Раздел | Тема | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных и познавательных действий) | Кол- во часов |
1 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Первый раз в первый класс | Понять значение обучения. Запомнить правила поведения в школе. Научиться пользоваться офицерской линейкой. Участвовать в обсуждении вопросов, рисовать рисунки. | 3 |
2 | Работа над ошибками | Участвовать в играх, диалогах, рисовать по клеточкам. Составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге | ||
3 | Задания трёх поросят | Запомнить содержание сказки «Три поросёнка», выполнять задания трёх поросят, рисовать по клеточкам | ||
4 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, Классификация и поиск закономерностей) | Здравствуй, осень! | Участвовать в обсуждении вопросов по теме «Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы», рисовать по клеточкам, участвовать в играх | 1 |
5 | Совершенствование воображения | Играем в «ромашку» | Участвовать в играх «Ромашка», «Воображалка», «Поиск закономерности» | 1 |
6 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» | Прослушивание русской сказки «Волк и семеро козлят» Участие в обсуждении добрых и злых поступков, добра и зла в отношениях. Научиться пользоваться головоломкой «танграмм» | 1 |
7 | Развитие логического | Рисуем | Рисовать, выполнять задания | 1 |
| мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | яблоньку | на продолжение закономерности |
|
8 | Задачи геометрического характера. | Геометрически й магазин | Учиться работать офицерской линейкой: рисовать Геометрические фигуры, составлять рисунки, выкладывать из спичек фигуры | 2 |
9 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | Участвовать в обсуждении сказки, в играх «Лишний предмет» и «Найди ошибки», работать с «танграммом», разыгрывать ситуации |
| |
10 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Хлеб-батюшка | Участвовать в исследовании вопроса, беседовать, отгадывать загадки, рисовать по клеточкам | 3 |
11 | Шкатулка с сюрпризом | Активно участвовать в играх | ||
12 | На грибной поляне | Отгадывать загадки, рисовать по клеточкам, играть в игру «Кто быстрее?» | ||
13 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | В гостях у Знайки | Участвовать в беседе и играх «Запомни. Повтори», «Я не поэт, я только учусь…», «Слова на заданную тему». Сочинять сказки | 1 |
14 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Читаем письма | Участвовать в игре «Найди перстень Алладина», рисовать по клеточкам «Нарисуй горшочек с мёдом» | 1 |
15 | Совершенствование воображения | Наряжаем ёлочку | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх, наряжать ёлочку, изготовленными своими руками игрушками | 1 |
16 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск | «Прикольные задания» | Учиться выполнять задания с подвохом, играть в игры «Узнай героя», «Ну и ну!», «Мы - художники», работать с офицерской линейкой | 2 |
17 | закономерностей) | И снова «прикольные задания» | Активно участвовать в играх «Небылицы», «Мы – художники», рисовать по клеточкам |
|
18 | Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, смысловой памяти, рефлексии | Домашние животные | Поддерживать беседу, рисовать по клеточкам животных, играть в игру «Глаз – фотограф», писать графический диктант «Животные», работать с офицерской линейкой. Под руководством учителя разработать мини- проекты о животных | 1111 |
19 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Цепочка занимательных заданий | Находить закономерности, играть в игры «Что такое? Кто такой?», «Глаз – фотограф», «Я не поэт, я только учусь» | 3 |
20 | О звёздах | Участвовать в КТД (изготавливать модели планет солнечной системы), участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть | ||
21 | Дорогою добра | Участвовать в создании коллективного коллажа «Наши добрые дела», разгадывать ребусы, играть в игры «Потопаем- похлопаем», «Мой портрет в лучах солнца» | ||
22 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Быть здоровым | Игры «А ну-ка отыщи!», «Отгадай загадки – отыщи отгадки», «Расшифруй пословицу», «Разгадайте кроссворд» | 3 |
23 | Незнайкин экзамен | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | ||
24 | Коллекция головоломок от Незнайки | Разгадывать головоломки, играть в логические игры «Рассуждаем логически», «Бывает ли?», рисовать коротышек из Солнечного города. | ||
25 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Активно участвовать в диалоге, обсуждении книги. Играть в игры, рисовать по клеточкам, работать с офицерской линейкой | 1 |
26 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Знаменитые малыши. Дюймовочка | Вспомнить героев сказок – коротышек, рисовать их. Разгадывать ребусы, играть в игры «Не из той компании», «Мы художники», «Послушай и ответь» | 3 |
27 | Букет для Русалочки | Играть в игры «Расшифруй названия морских животных». «Запомни пары слов», «Что изменилось?» | ||
28 | Спичечное ассорти | Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант | ||
29 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Словесные забавы | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | 3 |
30 | «Говорящие» головоломки | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | ||
31 | Ловим рыбку | Рисуем по клеточкам «Рыбка», играть в игру «Найди рыбку для аквариума», «Выбери пословицу» | ||
32 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Загадалки | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним, работать с офицерской линейкой | 1 |
33 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Пернатые друзья | Писать графический диктант «Павлин», разгадывать загадки о птицах | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
| Раздел | Тема | Основные виды деятельности уч- ся (на уровне учебных действий) | Кол- во часов |
1 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Снова в школу | Вспомнить значение обучения и правила поведения в школе. Участвовать в обсуждении вопросов, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, решать весёлые задачи, иллюстрировать стихотворение | 1 |
2 | Совершенствование | Как из рога | Играть в игры «Три попытки», | 1 |
| воображения | изобилия | определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы |
|
3 | Задачи геометрического характера. | Кое-что о школе | Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом | 1 |
4 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Овощи с грядки | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует | 1 |
5 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Курам на смех | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру | 2 |
6 | Сказочный листопад | Разгадывать зашифрованные названия в картинках сказок, выполнять задания поискового характера, узнавать сказочный предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом | ||
7 | Совершенствование воображения | Развиваем воображение и фантазию | Слушать и анализировать текст услышанного рассказа, находить ошибки в цитатах из стихотворений; придумывать свои примеры, подтверждающие мысль, что великаном быть хорошо; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании стихотворения «Хорошо быть великаном» | 3 |
8 | Морские обитатели | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению | ||
9 | Бьём баклуши | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять |
|
|
| предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки- небылицы |
|
10 | Задачи геометрического характера. | Зоологическое ассорти | Находить лишнее животное в группе, разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, связанные с животными, выкладывать из танграмма белку | 1 |
11 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Клуб юных живописцев | Разгадывать ребусы, определять рисунки по жанрам, рисовать карандашом | 2 |
12 | Цветочная угадайка | Продолжать закономерность в рисунке, расшифровывать названия цветов, инсценировать весёлые диалоги, набирать слова- названия цветов из длинного слова, рисовать по клеткам | ||
13 | Задачи геометрического характера. | Открываем долгий ящик | Отгадывать загадки разного вида, играть со словами, продолжать закономерность, устанавливать последовательность, работать с танграмом и офицерской линейкой, составлять текст из перепутанных предложений | 1 |
14 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Звёздный дождь | Участвовать в КТД (изготавливать модели планет солнечной системы), участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть со словами, определять название сказок, устанавливать и продолжать закономерность | 5 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх, наряжать ёлочку изготовленными своими руками игрушками. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды | ||
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевую е игру «Разброс мнений». Анализировать ситуации давать им оценку | ||
17 | Засучив рукава | Определять место звука в слове, |
|
|
| продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму |
|
18 | Сундучок занимательных заданий | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям | ||
19 | Задачи геометрического характера. | Симметрия | Работать офицерской линейкой: рисовать геометрические фигуры, составлять рисунки, выкладывать из спичек фигуры, проводить оси симметрии в фигурах, рисовать по клеточкам, находить симметричные фигуры. Рисовать симметричные и несимметричные фигуры | 2 |
20 | Герои сказок в ребусах и загадках | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка, | ||
21 | Совершенствование воображения | Учимся быть честными | Инсценировать рассказ В. Осеевой «Что легче?» Разыгрывать ситуации, фрагменты при помощи мимики и жестов и анализировать ситуации, читать криптограмму, комментировать «Вредные советы» Г. Остера. | 1 |
22 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | «Учитесь властвовать собой» | Разгадывать головоломки, играть в логические игры.анализировать ситуации и чувства человека, учиться делать комплименты друг другу | 2 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | Читать криптограмму, участвовать в тренингах по сдерживанию негативных эмоций; рисовать рисунки, изображающие с положительные эмоции | ||
24 | Задачи геометрического характера. | Любопытные факты из жизни животных | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом | 1 |
25 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Распределять животных по видам, рисовать по клеточкам симметричную половину божьей коровки, рассказывать о животных | 2 |
26 | Пятое колесо в телеге | Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет. | ||
27 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Здравствуй, сказка! | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму | 4 |
28 | О водных судах | Активно участвовать в диалоге, обсуждении книги. Играть в игры, рисовать по клеточкам водные суда и раскрашивать рисунки, работать с офицерской линейкой. Разгадывать шифровки по теме занятия, | ||
29 | Китайская грамота | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант | ||
30 | По тропинкам математики | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать | ||
31 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Сказки А. С. Пушкина | Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._ | 2 |
32 | На загадочной волне. Загадочки- загадки для умственной зарядки | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, |
|
|
| отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки- акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд |
|
33 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Самолётик Нескучалкин. На даче | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» | 1 |
34 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Согласись или поспорь со мной | Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд. Раскрашивать картинки по заданию | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
| Раздел | Тема | Основные виды деятельности уч-ся (на уровне учебных действий) | Кол- во часов |
1 | Развитие | Слово | Участвовать в диалоге, | 2 |
| концентрации | «Родина». Большая | разгадывать кроссворд, |
|
| внимания; | Родина и малая | отвечать на вопросы |
|
| тренировка | родина, | викторины, иллюстрировать |
|
| внимания; | Государственная | стихотворение |
|
| тренировка слуховой | власть и символы. |
|
|
| памяти; тренировка | Понятие |
|
|
| зрительной памяти | «чрезвычайная |
|
|
|
| ситуация» |
|
|
2 |
| В кругу | Играть в игры «Три попытки», |
|
|
| семьи. Понятие | определять предметы по их |
|
|
| «фразеологизма». | описанию, расшифровывать |
|
|
| Фразеологизмы о | выражения, рисовать с |
|
|
| семье. Дать понятие | помощью офицерской |
|
|
| «страх», «паника». | линейки, разгадывать ребусы. |
|
|
|
| Различать опасность, |
|
|
|
| контролировать себя. |
|
3 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Продолжаем разговор о семье. Криптограмм ма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки. Объекты города, представляющие опасность, правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте. | Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте | 1 |
4 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные). Правила поведения при обнаружении возгорания в лесу. | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует. Уметь правильно вести себя во время пожара , не паниковать | 3 |
5 | Дело было в Лукоморье. Фразеол огизм «курам на смех». Как развивать артистические способности. Причины возникновения травм. | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией | ||
6 | В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ. Как оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах | Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах | ||
7 | Совершенствование воображения | Старичок- боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни | Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, | 1 |
|
| человека. Цитаты из стихотворений. Понятия «солнечный удар», «удар молнии» и др. | возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на солнце, во время грозы. |
|
8 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Продолжаем осматривать владения Старичка- боровичка. Что такое «фауна»? Вредное влияние никотина на организм. | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. Безопасно и интересно проводить свое свободное время | 3 |
9 | Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке». Правила поведения около водоема, на льду | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки- небылицы. Знать и применять правила безопасного поведения на льду, | ||
10 | Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать? Безопасное поведение в бассейне и стили плавания. | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. Учиться плавать с тренером в бассейне | ||
11 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры. Водные виды спорта. | Активно участвовать в литературных играх Учиться плавать с тренером в бассейне | 1 |
12 | Занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические | Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни» использованием цифровой лаборатории. | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории | 2 |
13 | О воде. Организация | Проводить исследования с |
| фокусы | исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории. Простейшие приемы оказания помощи при утоплении | использованием цифровой лаборатории. Контролировать себя на воде |
|
14 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры. | Активно участвовать в интеллектуальных играх | 1 |
15 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры. Опасные ситуации на дороге, ПДД. | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. Соблюдать ПДД. | 3 |
16 | Арт-студия. Ролевые игры. Виды транспортных средств | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. Соблюдать ПДД. | ||
17 | Зима в загадках. Игры и задания на смекалку. Безопасность при любой погоде | Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. Соблюдать ПДД. | ||
18 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти. Причины детского дорожно- транспортного травматизма | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. Соблюдать ПДД. | 1 |
19 | Занимательный | Что мы знаем о | Проводить исследования с | 1 |
| квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы | деревьях. Организов ать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории | использованием цифровой лаборатории |
|
20 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Поговорка-цветочек, пословица- ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка, | 2 |
21 | «Репка» на новый лад. Ролевые игры | Инсценировать сказку «Репка» на новый лад | ||
22 | Занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы | Любопытные факты из жизни животных. Организо вать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием циф ровой лаборатории | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории Разгадывать головоломки, играть в логические игры. Правильно вести себя при встрече с бездомными собаками | 1 |
23 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» |
| 2 |
24 | Спешим в школу искусств. Мини- проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. Уметь применять правила обеспечения сохранности личных вещей на практике | ||
25 | Совершенствование воображения | Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы». Правильное поведение при встрече с незнакомыми | Готовить мини проекты «Куклы». Правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми | 1 |
|
| людьми |
|
|
26 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге» | Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет. | 1 |
27 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Лента занимательных заданий. Заниматель ные задания и игры по сказкам Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму. Соблюдать ПДД | 1 |
28 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини- проектов по русскому языку. Чрезвычайны е ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) | Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку. Знать как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Приводить примеры чрезвычайных происшествий природного и антропогенного происхождения | 2 |
29 | В царстве Лешего. Подготовит ь темы и памятки для создания мини- проектов по русскому языку. Безопасное поведение при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. Соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами | ||
30 | Задачи геометрического характера. | Геометрический калейдоскоп. Вопрос ы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную | 1 |
|
| частей 2-х квадратов. Как правильно переходить дорогу (экскурсия) | половину вазы, раскрашивать. Соблюдать ПДД |
|
31 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок | Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._ | 3 |
32 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки- отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки- акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд | ||
33 | В поисках цветка папоротника. Интелл ектуальные и логические игры | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» | ||
34 | Совершенствование воображения | На войне как на войне. | Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между | 1 |
|
|
| предметами, разгадывать кроссворд. Раскрашивать картинки по заданию. Соблюдать ПДД на загородной дороге |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
| Раздел | Тема | Основные виды деятельности уч-ся (на уровне учебных действий) | Кол- во часо в |
1 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Государственные символы Обобщение знаний о государственных символах страны. | Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение | 4 |
2 | Моя семья Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы. Различать опасность, контролировать себя. | ||
3 | Мой портрет в лучах солнца | Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте | ||
4 | Интеллектуальный клуб мыслитель «Природа и безопасность». Лесные пожары. | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует. Уметь правильно вести себя во время пожара , не паниковать | ||
5 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Вода в нашей жизни | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией | 2 |
6 | Матушка-землица | Разгадывать зашифрованные названия в картинках, |
|
|
| выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. |
|
7 | Совершенствование воображения | Юные кулинары | Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на кухне. | 2 |
8 | Куда летят крылатые слова | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. Безопасно и интересно проводить свое свободное время | ||
9 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Фильм, фильм, фильм…. | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям- фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. | 4 |
10 | Путешествие в мир Пушкинских сказок. | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. | ||
11 | И снова нас ждет мир пушкинских сказок | Активно участвовать в литературных играх | ||
12 | Путешествуем в зиму | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом | ||
13 | Задачи геометрического характера. | Пернатые друзья | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые | 1 |
|
|
| словосочетания, работать с танграмом |
|
14 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Олимпийские игры древности | Активно участвовать в интеллектуальных играх | 3 |
15 | Олимпийские игры современности | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. | ||
16 | Я расскажу тебе о цирке | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. |
| |
17 | Задачи геометрического характера. | Калейдоскоп головоломок | Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. | 1 |
18 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | Музыкальная шкатулка | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. | 1 |
19 | Занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы | Что мы знаем о памяти | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории | 1 |
20 | Задачи геометрического характера. | Приди масленица, с радостью!.. | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка, | 1 |
21 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; | Золушка | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать | 1 |
| тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти |
| графический диктант. |
|
22 | Занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы | Клуб любителей русского языка | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории Разгадывать головоломки, играть в логические игры. | 1 |
23 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти | Да здравствует абракадабра | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. | 1 |
24 | Задачи геометрического характера. |
Собранье пестрых дел | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. | 3 |
25 | Поговорим друзья о книге | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. | ||
26 | Эх, яблочко!.. | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. | ||
27 | Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) | Шутка – минутка, заряжает на час | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму. | 1 |
28 | Развитие концентрации | О времени и о часах | Играть в игры на развитие внимания, памяти, | 4 |
| внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти |
| нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. |
|
29 | Еще раз о времени и о часах | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать. | ||
30 | Праздник Ивана Купалы | Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. | ||
31 | Клуб любителей головоломок | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. | ||
32 | Задачи геометрического характера. | Как делают бумагу | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд | 1 |
33 | Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи | История плюшевого мишки | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» | 1 |
34 | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; | Букет увлекательных задач | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать | 1 |
| тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти |
| графический диктант. |
|