СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Python 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на языке Python»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности Python 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на языке Python» для 7 класса составлена на основе Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18.03.2022)

Актуальность курса связана с бурным развитием IT-технологий. Чем раньше учащийся начнет овладевать навыками программирования, тем больший запас знаний и технологий он получит к моменту выбора основного рода деятельности. Даже если в будущем карьерный путь ребенка не будет связан с программированием, умение разбираться в сложных алгоритмических системах и взаимодействовать с новыми технологиями ему пригодится в любой сфере, ведь цифровые технологии используются повсеместно.

Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Курс отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования:

  • цифровая грамотность;

  • теоретические основы информатики;

  • алгоритмы и программирование;

  • информационные технологии.

Целями изучения курса внеурочной деятельности "Программирование на языке Python" являются:

  • формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;

  • обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т . д .;

  • формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

  • формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных

  • технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.

Основные задачи курса внеурочной деятельности "Программирование на языкеPython" - сформировать у обучающихся:

  • понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;

  • владение базовыми нормами информационнй этики и права, основами информационной безопасности;

  • знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;

  • базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;

  • знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

  • умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;

  • умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач;

  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 68учебных часов, по 2 ч в неделю в 7 классе, 53 практических, 15 теоретических часов.

Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины.

По сравнению с примерной программой увеличено количество часов до 2 часов в неделю, добавлено изучение графического модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «программирование на языке Python»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;

  • понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.

Гражданское воспитание:

  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

  • ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;

  • стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков .

Ценность научного познания:

  • наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;

  • интерес к обучению и познанию;

  • любознательность;

  • стремление к самообразованию;

  • овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

  • наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными

  • средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

  • познавательной деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Трудовое воспитание:

  • интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

Экологическое воспитание:

  • наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности

возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах .

Работа с информацией:

  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

  • оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);

  • выбирать формат выступления с учётом задач презентации

  • и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

  • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

  • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации;

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

  • соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;

  • объяснять, что такое информация, информационный процесс;

  • перечислять виды информации;

  • кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;

  • переводить данные из одной единицы измерения информации в другую;

  • характеризовать устройство компьютера;

  • приводить примеры устройств для хранения и передачи информации;

  • разбираться в структуре файловой системы;

  • строить путь к файлу;

  • объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;

  • использовать переменные различных типов при написании программ на Python;

  • использовать оператор присваивания при написании программ на Python;

  • искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

  • дописывать программный код на Python;

  • писать программный код на Python;

  • использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;

  • анализировать блок-схемы и программы на Python;

  • объяснять, что такое логическое выражение;

  • вычислять значение логического выражения;

  • записывать логическое выражение на Python;

  • понимать структуру адресов веб-ресурсов;

  • форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;

  • создавать презентации в Google Презентациях.

  • искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

  • дописывать программный код на Python;

  • писать программный код на Python;

  • писать свои функции на Python;

  • разбивать задачи на подзадачи;

  • анализировать блок-схемы и программы на Python.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»)

10

3

7

2.

Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

24

6

18

3.

Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

12

2

10

4.

Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)

8

2

6

5.

Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

12

2

10


Резерв

2


2


Итого

68

15

53



Содержание курса внеурочной деятельности «программирование на языкеPYTHON»

Тема 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»)

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами.

Тема 2. Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот».

Тема 3. Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром Проект «Максимум и минимум».

Тема 4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)

Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация».

Тема 5. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха.

Резерв 2 часа


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические материалы.

Демонстрационные материалы по теме занятия.

Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии .

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Образовательная платформа.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

тема занятия

всего часов

Дата

План

Факт

Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»)

10



Техника безопасности и правила работы на компьютере.

1



Информация и информационные процессы.

1



Виды информации.

1



Хранение информации.

1



Устройства для работы с информацией.

1



Устройство компьютера.

1



Кодирование информации. Код.

1



Процессы кодирования и декодирования.

1



Единицы измерения информации.

1



Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами.

1



Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

24



11.

Современные языки программирования.

1



12.

Алгоритм. Язык программирования.

1



13.

Программа.

1



14.

Среда разработки IDLE.

1



15.

Интерфейс Sculpt.

1



16.

Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся.

1



17.

Переменные.

1



18.

Правила образования имён переменных.

1



19-20.

Типы данных: целое число, строка. 2

2



21-24.

Функция. Виды функций.

4



25.

Функция: print(), input(), int().

1



26-27.

Ветвление в Python. Оператор if-else.

2



28-29.

Вложенное ветвление.

2



30-31.

Множественное ветвление. Оператор if-elif-else.

2



32-34.

Проект «Чат-бот»

3



Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

12



35.

Логическое выражение.

1



36-37.

Простые и сложные логические выражения.

2



38.

Результат вычисления логического выражения.

1



39.

Условие.

1



40.

Операции сравнения в Python.

1



41-42.

Логические операторы в Python: and, or и not.

2



43-44.

Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python.

2



45.

Цикл с предусловием. Цикл с параметром

1



46.

Проект «Максимум и минимум».

1



Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)

8



47.

Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). 1 ч

1



48.

Назначение браузера. Создание почтового ящика. 1 ч

1



49.

Облачное хранилище. 1 ч

1



50.

Правила безопасности в Интернете. 1 ч

1



51.

Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. 1 ч

1



52.

Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. 1 ч

1



53.

Работа с табличным процессором. 1 ч

1



54.

Создание презентаций. Проект «Презентация». 1 ч

1



Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

12



55-56.

Повторение: функция, виды функций.

2



57-58.

Функции модуля Turtle.

2



59.

Самостоятельное создание функции.

1



60.

Глобальные и локальные переменные.

1



61.

Объект «экран».

1



62-63.

Событие. Работа с событиями.

2



64

Фракталы.

1



65.

Рекурсия.

1



66.

Кривая Коха.

1



Резерв

2



Итого

68