Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Вселенная эмоций»
(начальное общее образование)
(направление: духовно - нравственное)
срок реализации рабочей программы – 1 год (1 класс)
Автор-составитель: Андрюшина Анастасия Дмитриевна,
учитель начальных классов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности «Вселенная эмоций».
Регулятивные УДД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
Учиться высказывать свое предположение (версию);
Учиться работать по предложенному педагогом плану;
Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Коммуникативные УДД:
Учиться выражать свои мысли;
Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя
в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты: Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Готовность к профвыбору, уважение к труду
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
В результате освоения программы, выпускник получит возможность научиться:
Принимать самого себя и других людей;
Развивать чувства переживания и сочувствия;
Умения идти на компромисс;
Навыки саморегуляции;
Умения различать типы темперамента;
Позитивного самоотношения при обогащении черт характера.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вселенная эмоций» рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов: 33.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа.
Первый год обучения – 1 класс
Тема 1. Наши сильные чувства.
Цель: создание условий для обращения детей к собственному миру чувств, осознание важности всех чувств без исключения, обучить способам их безопасного выражения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.
Тема 2. Я – ты - группа.
В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этом возрасте появляется первый опыт близких отношений со сверстниками, который может быть очень разным: от доверия, чувства защищенности до ревности, обиды, одиночества…
Тема 3. Сложные ситуации.
На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Дети могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.
Тема 4. Кто я?
Важной стороной личности подростка в этот период является стремление к самопознанию. В теме много уделяется работе с метафорами образа Я, вооружаем их инструментарием для самопознания своего уникального внутреннего мира. Цель: дать возможность почувствовать особенности своей личности, получить новый эмоциональный опыт обращения к своему внутреннему миру.
Формы организации:
Тренинговая форма;
Работа с текстами с элементами критического мышления;
Рисование;
Ролевые игры;
Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия;
Моделирование образцов поведения;
Рассказывание и разыгрывание типичных ситуаций.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (1 класс) – 33 часа
№ п/п | Тема раздела и занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Наши сильные чувства |
1 | Говорим о своих чувствах | 1 час |
2 | Зачем нам чувства? | 1 час |
3 | Как я выражаю свои чувства? Способы выражения чувств | 1 час |
4 | Планета радости и печали | 1 час |
5 | Планета страха и злости | 1 час |
6 | Тревога | 1 час |
7 | На планете реакций | 1 час |
8 | Интерес и удивление | 1 час |
9 | Доверие и отвращение | 1 час |
10 | Жадность | 1 час |
11 | Уважение | 1 час |
12 | Стыд и вина | 1 час |
13 | Сочувствие и сострадние | 1 час |
14 | Что такое эмпатия? | 1 час |
15 | Закрепление знаний | 1 час |
Тема 2. Я-ты-группа |
16 | Личное пространство | 1 час |
17 | В гостях у Успевайки. Пунктуальность | 1 час |
18 | Здорово быть друзьями | 1 час |
19 | Ты мне больше не друг | 1 час |
20 | Команда. Цели и роли в команде | 1 час |
21 | В гостях у Помогайки | 1 час |
22 | Поддержка | 1 час |
23 | Закрепление знаний | 1 час |
Тема 3. Сложные ситуации |
24 | Конфликт. Что такое конфликт? Причины конфликта | 1 час |
25 | Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества | 1 час |
26 | Я проиграл | 1 час |
27 | Ответственность и принятие решений | 1 час |
28 | Жизненные ситуация | 1 час |
29 | Закрепление знаний | 1 час |
Тема 4. Кто я? |
30 | Кто я? Какой бывает характер? Какой я? | 1 час |
31 | Я глазами других. Уверенность | 1 час |
32 | Моё место в разных мирах: детей подростков, взрослых | 1 час |
33 | Итоговое занятие. Театр | 1 час |