СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» (спортивно-оздоровительное направление) для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» (спортивно-оздоровительное направление) для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» (спортивно-оздоровительное направление) для 4 класса»



Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования,

утверждённой приказом от 01.09.2021 №19



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»

Направление «спортивно-оздоровительное»

для 4 класса



Уровень образования: начальное общее образование




Составители программы:

Паукова Наталия Григорьевна учитель начальных классов I квалификационной категории








д.Седмиховка






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» (спортивно-оздоровительное направление) для 4 класса разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ,

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;

-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области

-Учебного плана МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области

-Положения о рабочей программе МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области;

- Примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.);

-Примерной рабочей программы. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе (М. : Просвещение, 2019).




ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру


ЗАДАЧИ КУРСА подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.



Объём часов, отпущенных на занятия

В учебном плане на изучение курса «Шахматы в школе» в 4 классе отводится из внеурочной деятельности 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).


ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

– формирование основ российской, гражданской идентичности;

– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

– наличие чувства прекрасного;

– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

– умение управлять своими эмоциями;

– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

– оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации;

– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

- владеть основными шахматными понятиями;

- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

- уметь реализовывать материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях.


Содержание курса внеурочной деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, система проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.


Формы организации занятий внеурочной деятельности.

Традиционные, комбинированные и практические занятия; соревнования, шахматные праздники.



Основные виды учебной деятельности:


Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России

Базовые понятия шахматной игры

Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.


 



























Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

планируемая

фактическая

1


История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

1

01.09


2


История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

1

06.09


3


Основные принципы  игры в дебюте

1

08.09


4


Основные принципы  игры в дебюте

1

13.09


5


Перевес в развитии фигур

1

15.09


6


Перевес в развитии фигур

1

20.09


7


Атака на короля

1

22.09


8


Атака на короля

1

27.09


9


Перевес в пространстве

1

29.09


10


Перевес в пространстве

1

04.10


11


Оценка позиций

1

06.10


12


Оценка позиций

1

11.10


13


Оценка позиций

1

13.10


14


План игры

1

18.10


15


План игры

1

20.10


16


Выбор хода

1

01.11


17


Выбор хода

1

03.11


18


Выбор хода

1

08.11


19


Шахматный турнир

1

10.11


20


Шахматный турнир

1

15.11


21


Открытые дебюты

1

17.11


22


Открытые дебюты

1

22.11


23


Полуоткрытые дебюты

1

24.11


24


Полуоткрытые дебюты

1

29.11


25


Закрытые дебюты

1

01.12


26


Закрытые дебюты

1

06.12


27


Гамбиты

1

08.12


28


Гамбиты

1

13.12


29


Гамбиты

1

15.12


30


Тактический прием «мельница»

1

20.12


31


Тактический прием «мельница»

1

22.12


32


Тактический прием «перекрытие»

1

27.12


33


Тактический прием «перекрытие»

1

29.12


34


Тактический прием «рентген»

1

17.01


35


Тактический прием «рентген»

1

19.01


36


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

24.01


37


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

26.01


38


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

31.01


39


Анализ шахматной партии: выбери ход

1

02.02


40


Анализ шахматной партии: выбери ход

1

07.02


41


Анализ шахматной партии: выбери ход

1

09.02


42


Шахматный турнир

1

14.02


43


Шахматный турнир

1

16.02


44


Шахматный турнир

1

21.02


45


Шахматный турнир

1

28.02


46


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

02.03


47


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

07.03


48


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

09.03


49


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

14.03


50


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

16.03


51


Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

1

28.03


52


Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

1

30.03


53


Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

1

04.04


54


Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

1

06.04


55


Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

1

11.04


56


Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

1

13.04


57


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

18.04


58


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

20.04


59


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

25.04


60


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

27.04


61


Роль шахмат в жизни человека.

1

02.05


62


Как стать сильным шахматистом

1

04.05


63


Шахматный турнир

1

11.05


64


Шахматный турнир

1

16.05


65


Шахматный турнир

1

18.05


66


Шахматный турнир

1

23.05


67


Шахматный праздник

1

25.05


68


Шахматный праздник

1

30.05















Материально-техническое обеспечение

  1. Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами

  2. Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

  3. Шахматные часы

  4. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2019

  5. Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2018

  6. Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2020

  7. Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2020

  8. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.

  9. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  10. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.

  11. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

  12. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.

  13. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000.

  14. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

  15. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

























11