Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом от 01.09.2021 №19
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
Направление «спортивно-оздоровительное»
для 4 класса
Уровень образования: начальное общее образование
Составители программы:
Паукова Наталия Григорьевна учитель начальных классов I квалификационной категории
д.Седмиховка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» (спортивно-оздоровительное направление) для 4 класса разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ,
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
-Учебного плана МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
-Положения о рабочей программе МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области;
- Примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.);
-Примерной рабочей программы. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе (М. : Просвещение, 2019).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру
ЗАДАЧИ КУРСА подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Объём часов, отпущенных на занятия
В учебном плане на изучение курса «Шахматы в школе» в 4 классе отводится из внеурочной деятельности 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, система проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Формы организации занятий внеурочной деятельности.
Традиционные, комбинированные и практические занятия; соревнования, шахматные праздники.
Основные виды учебной деятельности:
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России |
Базовые понятия шахматной игры Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
Соревнования Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник Участие в школьном спортивно – шахматном празднике | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
1 | | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | 1 | 01.09 | |
2 | | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | 1 | 06.09 | |
3 | | Основные принципы игры в дебюте | 1 | 08.09 | |
4 | | Основные принципы игры в дебюте | 1 | 13.09 | |
5 | | Перевес в развитии фигур | 1 | 15.09 | |
6 | | Перевес в развитии фигур | 1 | 20.09 | |
7 | | Атака на короля | 1 | 22.09 | |
8 | | Атака на короля | 1 | 27.09 | |
9 | | Перевес в пространстве | 1 | 29.09 | |
10 | | Перевес в пространстве | 1 | 04.10 | |
11 | | Оценка позиций | 1 | 06.10 | |
12 | | Оценка позиций | 1 | 11.10 | |
13 | | Оценка позиций | 1 | 13.10 | |
14 | | План игры | 1 | 18.10 | |
15 | | План игры | 1 | 20.10 | |
16 | | Выбор хода | 1 | 01.11 | |
17 | | Выбор хода | 1 | 03.11 | |
18 | | Выбор хода | 1 | 08.11 | |
19 | | Шахматный турнир | 1 | 10.11 | |
20 | | Шахматный турнир | 1 | 15.11 | |
21 | | Открытые дебюты | 1 | 17.11 | |
22 | | Открытые дебюты | 1 | 22.11 | |
23 | | Полуоткрытые дебюты | 1 | 24.11 | |
24 | | Полуоткрытые дебюты | 1 | 29.11 | |
25 | | Закрытые дебюты | 1 | 01.12 | |
26 | | Закрытые дебюты | 1 | 06.12 | |
27 | | Гамбиты | 1 | 08.12 | |
28 | | Гамбиты | 1 | 13.12 | |
29 | | Гамбиты | 1 | 15.12 | |
30 | | Тактический прием «мельница» | 1 | 20.12 | |
31 | | Тактический прием «мельница» | 1 | 22.12 | |
32 | | Тактический прием «перекрытие» | 1 | 27.12 | |
33 | | Тактический прием «перекрытие» | 1 | 29.12 | |
34 | | Тактический прием «рентген» | 1 | 17.01 | |
35 | | Тактический прием «рентген» | 1 | 19.01 | |
36 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 24.01 | |
37 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 26.01 | |
38 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 31.01 | |
39 | | Анализ шахматной партии: выбери ход | 1 | 02.02 | |
40 | | Анализ шахматной партии: выбери ход | 1 | 07.02 | |
41 | | Анализ шахматной партии: выбери ход | 1 | 09.02 | |
42 | | Шахматный турнир | 1 | 14.02 | |
43 | | Шахматный турнир | 1 | 16.02 | |
44 | | Шахматный турнир | 1 | 21.02 | |
45 | | Шахматный турнир | 1 | 28.02 | |
46 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | 02.03 | |
47 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | 07.03 | |
48 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | 09.03 | |
49 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | 14.03 | |
50 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | 16.03 | |
51 | | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | 1 | 28.03 | |
52 | | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | 1 | 30.03 | |
53 | | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | 1 | 04.04 | |
54 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 1 | 06.04 | |
55 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 1 | 11.04 | |
56 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 1 | 13.04 | |
57 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 18.04 | |
58 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 20.04 | |
59 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 25.04 | |
60 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 27.04 | |
61 | | Роль шахмат в жизни человека. | 1 | 02.05 | |
62 | | Как стать сильным шахматистом | 1 | 04.05 | |
63 | | Шахматный турнир | 1 | 11.05 | |
64 | | Шахматный турнир | 1 | 16.05 | |
65 | | Шахматный турнир | 1 | 18.05 | |
66 | | Шахматный турнир | 1 | 23.05 | |
67 | | Шахматный праздник | 1 | 25.05 | |
68 | | Шахматный праздник | 1 | 30.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами
Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур
Шахматные часы
Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2019
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2018
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2020
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2020
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
11