СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательная информатика" для учащихся 7 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательная информатика" для учащихся 7 класса»

Пояснительная записка

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами освоения учебной программы являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции).

Предметными результатами освоения учебной программы являются:

  • наличие основ информационной и алгоритмической культуры;

  • наличие представления о понятиях «алгоритм», «модель»;

  • сформированность основ алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы;

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов.


2. Содержание курса внеурочной деятельности

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Предназначен для 7-х классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • формирование метапредметных образовательных результатов, в том числе умения работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно­логического характера;

  • создать условия для овладения основными универсальны­ ми умениями информационного характера;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Содержание курса занятий кружка «Занимательная информатика»:

  1. Решение логических задач в графическом редакторе.

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини­исследований в графическом редакторе Paint.

Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе сложного графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графических примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания сложного графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических объектов.

Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; создание графических изображений в графическом редакторе.

  1. Табличный способ решения логических задач.

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно­однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выделение классов объектов, объектов и их свойств; установление отношений между объектами; выбор структуры таблицы (таблиц); установление взаимно­однозначных соответствий между объектами; интерпретация результатов, зафиксированных в таблицах.

Практическая деятельность: создание таблиц на бумаге; создание таблиц в текстовом процессоре и в редакторе презентаций; настройка анимации в презентации.

  1. Решение алгоритмических этюдов.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке, анимированное решение в редакторе презентаций и др. Алгоритм как план действий.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; составление последовательности действий для решения задачи.

Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений - анимаций в редакторе презентаций; работа в виртуальных лабораториях.

  1. Параллельные алгоритмы.

Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас. Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.

Аналитическая деятельность: поиск примеров последовательных и параллельных алгоритмов в окружающем мире; выявление общего и отличия в последовательных и параллельных алгоритмах; разработка параллельных алгоритмов для решения задач.

Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений­ анимаций в редакторе презентаций (возможна работа по созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch).

  1. Выявление закономерностей.

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; формулирование и проверка гипотез.

Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лаборатории.

  1. Решение логических задач путём рассуждений.

Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; рассуждения по индукции; дедуктивные рассуждения; поста­ новка вопросов.

Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в редакторе презентаций.

  1. Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой.

Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выяснение соотношений между множествами; рассмотрение вариантов и определение количества вариантов решения задачи.

Практическая деятельность: изображение кругов Эйлера, построение дерева вариантов на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций.

  1. Разработка выигрышных стратегий.

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выработка стратегии игры.

Практическая деятельность: построение дерева игры на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций; оформление таблицы с помощью текстового процессора и редактора презентаций.



Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Факт.

Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе

5



1

ТБ при работе на компьютере. Графический редактор Paint. Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель). Решение головоломок в графическом редакторе Paint

1



2

Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов

1



3

Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой

1



4

Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование. Работа над орнаментами

1



5

Планирование последовательности действий. Проведение мини­исследований в графическом редакторе Paint

1



Раздел 2. Табличный способ решения логических задач

4



6

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно­однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО)

1



7

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

1



8

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

1



9

Оформление решений в редакторе презентаций

1



Раздел 3. Решение алгоритмических этюдов

6



10

Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях

1



11

Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1



12

Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1



13

Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1



14

Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1



15

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций

1



Раздел 4. Параллельные алгоритмы

3



16

Совместная работа и параллельные алгоритмы.

1



17

Параллельные алгоритмы вокруг нас.

1



18

Директор Строительства. Конвейерная обработка данных

1



Раздел 5. Выявление закономерностей

3



19

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации.

1



20

Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента.

1



21

Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории

1



Раздел 6. Решение логических задач путём рассуждений

3



22

Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы.

1



23

Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам).

1



24

Элементарные вопросы, или Метод половинного деления

1



Раздел 7. Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой

3



25

Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера.

1



26

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач.

1



27

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint

1



Раздел 8. Разработка выигрышных стратегий

3



28

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры.

1



29

Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы.

1



30

Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии

1



Раздел 9. Итоговый проект

2



31

Подготовка итогового проекта. Обобщение.

1



32

Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ

1



Раздел 10. Резерв учебного времени

2



33

Резерв

1



34

Резерв

1