Пояснительная записка
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами освоения учебной программы являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции).
Предметными результатами освоения учебной программы являются:
наличие основ информационной и алгоритмической культуры;
наличие представления о понятиях «алгоритм», «модель»;
сформированность основ алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Предназначен для 7-х классов и нацелен на:
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование метапредметных образовательных результатов, в том числе умения работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационнологического характера;
создать условия для овладения основными универсальны ми умениями информационного характера;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Содержание курса занятий кружка «Занимательная информатика»:
Решение логических задач в графическом редакторе.
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение миниисследований в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе сложного графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графических примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания сложного графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических объектов.
Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; создание графических изображений в графическом редакторе.
Табличный способ решения логических задач.
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимнооднозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выделение классов объектов, объектов и их свойств; установление отношений между объектами; выбор структуры таблицы (таблиц); установление взаимнооднозначных соответствий между объектами; интерпретация результатов, зафиксированных в таблицах.
Практическая деятельность: создание таблиц на бумаге; создание таблиц в текстовом процессоре и в редакторе презентаций; настройка анимации в презентации.
Решение алгоритмических этюдов.
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке, анимированное решение в редакторе презентаций и др. Алгоритм как план действий.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; составление последовательности действий для решения задачи.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений - анимаций в редакторе презентаций; работа в виртуальных лабораториях.
Параллельные алгоритмы.
Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас. Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.
Аналитическая деятельность: поиск примеров последовательных и параллельных алгоритмов в окружающем мире; выявление общего и отличия в последовательных и параллельных алгоритмах; разработка параллельных алгоритмов для решения задач.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций (возможна работа по созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch).
Выявление закономерностей.
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; формулирование и проверка гипотез.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лаборатории.
Решение логических задач путём рассуждений.
Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; рассуждения по индукции; дедуктивные рассуждения; поста новка вопросов.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в редакторе презентаций.
Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой.
Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выяснение соотношений между множествами; рассмотрение вариантов и определение количества вариантов решения задачи.
Практическая деятельность: изображение кругов Эйлера, построение дерева вариантов на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
Разработка выигрышных стратегий.
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выработка стратегии игры.
Практическая деятельность: построение дерева игры на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций; оформление таблицы с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Факт. |
Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе | 5 | | |
1 | ТБ при работе на компьютере. Графический редактор Paint. Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель). Решение головоломок в графическом редакторе Paint | 1 | | |
2 | Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов | 1 | | |
3 | Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой | 1 | | |
4 | Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование. Работа над орнаментами | 1 | | |
5 | Планирование последовательности действий. Проведение миниисследований в графическом редакторе Paint | 1 | | |
Раздел 2. Табличный способ решения логических задач | 4 | | |
6 | Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимнооднозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО) | 1 | | |
7 | Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО | 1 | | |
8 | Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО | 1 | | |
9 | Оформление решений в редакторе презентаций | 1 | | |
Раздел 3. Решение алгоритмических этюдов | 6 | | |
10 | Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях | 1 | | |
11 | Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях. | 1 | | |
12 | Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | 1 | | |
13 | Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | 1 | | |
14 | Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | 1 | | |
15 | Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций | 1 | | |
Раздел 4. Параллельные алгоритмы | 3 | | |
16 | Совместная работа и параллельные алгоритмы. | 1 | | |
17 | Параллельные алгоритмы вокруг нас. | 1 | | |
18 | Директор Строительства. Конвейерная обработка данных | 1 | | |
Раздел 5. Выявление закономерностей | 3 | | |
19 | Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. | 1 | | |
20 | Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. | 1 | | |
21 | Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории | 1 | | |
Раздел 6. Решение логических задач путём рассуждений | 3 | | |
22 | Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. | 1 | | |
23 | Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). | 1 | | |
24 | Элементарные вопросы, или Метод половинного деления | 1 | | |
Раздел 7. Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой | 3 | | |
25 | Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. | 1 | | |
26 | Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. | 1 | | |
27 | Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint | 1 | | |
Раздел 8. Разработка выигрышных стратегий | 3 | | |
28 | Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. | 1 | | |
29 | Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. | 1 | | |
30 | Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии | 1 | | |
Раздел 9. Итоговый проект | 2 | | |
31 | Подготовка итогового проекта. Обобщение. | 1 | | |
32 | Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ | 1 | | |
Раздел 10. Резерв учебного времени | 2 | | |
33 | Резерв | 1 | | |
34 | Резерв | 1 | | |