МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59 ИМЕНИ ВЕТЕРАНА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПОДПОЛКОВНИКА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА МЫЛЬНИКОВА»
Принято решением педагогического совета МБОУ «СОШ № 59 им.Г.М.Мыльникова» Протокол № 1 от 30 августа 2024 | Утверждено приказом № 126-ОД от «30» августа 2024 года Директор МБОУ ««СОШ № 59 им. Г.М.Мыльникова» __________ Н.Н.Белова |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«тайны русского языка»
для 5-го класса
Разработана
учителем русского языка и литературы
высшей категории
Червяковой Е.А..
Курск - 2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.
Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
научность, связь теории и практики;
принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Планируемые результаты внеурочной деятельности .
Личностные:
уважение ценностей семьи, общества;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться словарями, справочниками;
умение осуществлять анализ и синтез;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Место данного курса в базисном учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 40 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Итоговой работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «з
проведения занятий
лекции; ачет» или «незачет».
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Содержание программы
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
На какие группы делится словарный состав русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие
Промежуточная аттестация.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия. | Кол-во часов. | Плановые сроки прохождения. |
План. | Факт. |
1 | Организационное занятие | 1 | | |
2-3 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 2 | | |
4-5 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 2 | | |
6. | Какова роль интонации в устной речи | 1 | | |
7 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | | |
8 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | | |
9 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 1 | | |
10 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | | |
11 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 | | |
12 | Сказочные превращения. | 1 | | |
13 | Зачем нужно знать алфавит | 1 | | |
14 | В чём секрет правописания морфем | 1 | | |
15 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | | |
16 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | | |
17 | Бенефис знаний. | 1 | | |
18 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | | |
19 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | | |
20 | О чём рассказывают фразеологизмы | 1 | | |
21 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | | |
22 | Лабораторная работа. | 1 | | |
23 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | | |
24 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | | |
25 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | | |
26-27 | Какими бывают предложения. | 1 | | |
28-29 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | | |
30-31 | Правила речевого этикета. | 2 | | |
32-33 | Формулы речевого этикета. | 2 | | |
34 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |