СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) для 5-го класса «Тайны русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка»   направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) для 5-го класса «Тайны русского языка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59 ИМЕНИ ВЕТЕРАНА

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ПОДПОЛКОВНИКА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА МЫЛЬНИКОВА»


Принято решением педагогического совета

МБОУ «СОШ № 59 им.Г.М.Мыльникова»

Протокол № 1 от 30 августа 2024

Утверждено приказом № 126-ОД

от «30» августа 2024 года

Директор МБОУ ««СОШ № 59

им. Г.М.Мыльникова»

__________ Н.Н.Белова









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«тайны русского языка»
для 5-
го класса





Разработана

учителем русского языка и литературы

высшей категории
Червяковой Е.А..











Курск - 2024

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Цель программы создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

научность, связь теории и практики;

принцип учёта возрастных особенностей учащихся;

принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

учёт индивидуальных особенностей учащихся;

принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.



Планируемые результаты внеурочной деятельности .

Личностные:

  1. уважение ценностей семьи, общества;

  2. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  3. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  4. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  5. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  6. интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  7. интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;

  8. интерес к изучению языка;

  9. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  2. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  3. способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  1. умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  2. умение пользоваться словарями, справочниками;

  3. умение осуществлять анализ и синтез;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи;

  5. умение строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  1. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  2. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

  3. способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  4. способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  5. способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.


Место данного курса в базисном учебном плане.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 40 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Итоговой работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «з

  • Формы

проведения занятий

лекции; ачет» или «незачет».

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Содержание программы

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной речи

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.


Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями

Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.


Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Зачем нужно знать алфавит

В чём секрет правописания морфем

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.


Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

На какие группы делится словарный состав русского языка

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.


Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие

Промежуточная аттестация.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.


Тематическое планирование



Тема занятия.


Кол-во часов.

Плановые сроки прохождения.

План.

Факт.

1

Организационное занятие

1



2-3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2



4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2



6.

Какова роль интонации в устной речи

1



7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1



8

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1



9

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1



10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1



11

Этимология слов. Работа со словарями

1



12

Сказочные превращения.

1



13

Зачем нужно знать алфавит

1



14

В чём секрет правописания морфем

1



15

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1



16

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1



17

Бенефис знаний.

1



18

На какие группы делится словарный состав русского языка

1



19

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1



20

О чём рассказывают фразеологизмы

1



21

Фразеология в художественных произведениях.

1



22

Лабораторная работа.

1



23

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1



24

В чём секрет глагола и его форм.

1



25

Как отличать грамматические омонимы.

1



26-27

Какими бывают предложения.

1



28-29

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1



30-31

Правила речевого этикета.

2



32-33

Формулы речевого этикета.

2



34

Промежуточная аттестация.

1