СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профилактике дезадаптации обучающихся с ЗПР 4 класса. Данная рабочая программа составлена в духовно-нравственном направлении. Тематическое планирование соответствует цели и задачам рабочей программы.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
РАССМОТРЕНА: На заседании ШМО Протокол № ___ От «__» _______ 2019 г. | СОГЛАСОВАНА: Зам. Директора по УВР
«__» _______ 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА: Директор ОУ Приказ № ___ От «__» _______ 2019 г. |
Составитель:
Гондалева Ольга Юрьевна,
обучающаяся 46 А группы,
специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
Каменск-Уральский
2019 год
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по профилактике дезадаптации обучающихся четвертого класса с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..36
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности по профилактике дезадаптации обучающихся четвертого класса с задержкой психического развития. 44
Тематическое планирование 68
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по профилактике дезадаптации обучающихся с задержкой психического развития четвертого класса
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Из этого следует, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ необходимо использовать деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития
На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией. Это социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, и конечно широкие возможности профилактики дезадаптацю открываются во внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г №273 –ФЗ
2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ МинтрудаРоссии от 18 октября 2013 г. № 544;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года №1598)
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15))
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"( Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26)
6.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (от 14 декабря 2015г. №09-3564)
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
8.Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».
Курс внеурочной деятельности реализуется в 4 классе, возраст детей 10-11 лет. Срок реализации - 1 учебный год, 1 час в неделю, всего в год 35 часов.
Программа предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что город, в котором они живут, прекрасен своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю. Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале - конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Цель программы:
Профилактика дезадаптации обучающихся с ЗПР посредством расширения образовательного пространства и создания условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.
Задачи программы:
воспитывать у обучающихся уважительное отношение к историко-культурным традициям малой Родины;
развивать навыки учебно-исследовательской работы, наблюдательность, умения анализировать;
пробуждать интерес обучающихся к изучению различных уголков своего края;
содействовать формированию у обучающихся культуры общения, гуманных межличностных отношений, умений обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
формировать у обучающихся умение согласовывать личные интересы с интересами других, брать на себя ответственность за сохранение здоровья;
способствовать коррекции и профилактике отклонений в поведении;
организовать благоприятные условия для успешной адаптации.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, архитектурой, творческими людьми, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; самоопределение в деятельности; смыслообразование; уважительное отношение к сверстникам и учителю.
Метапредметные результаты: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); Желание общаться с искусством, изучать объекты культуры, участвовать в обсуждении содержания и средств выражения объектов культуры; Активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников. Сформированность наблюдательности и умения анализировать; умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умения обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Оценка результативности программы курса внеурочной деятельности по профилактике дезадаптации обучающихся четвертого класса с задержкой психического развития.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Учувствует в общественно полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектакля, концертам, выставкам, музыке | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнёрство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнёров, достижения обучающихся |
Тема 1. Поговорим о толерантности. Кто я? Какой я? – 1 час. Просмотр видеоролика о толерантности, дальнейшее обсуждение содержания ролика.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом; сформированность эстетических потребностей, самоопределение в деятельности, смыслообразование, уважительное отношение к сверстникам и учителю.
Метапредметные: проявляют мотивацию и умения организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников, демонстрируют наблюдательность и умения анализировать; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа.
Тема 2. Тест «Познай себя». Мир моих интересов. 1 час. Написание теста, участие в тренинге.
Планируемые результаты:
• Личностные: уважительное отношение к интересам окружающих; уважительное отношение к учителю и сверстникам; самоопределение в деятельности.
• Метапредметные: уважительное отношение к интересам окружающих; использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), сформированность наблюдательности и умения анализировать; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа, тренинг.
Тема 3. Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Законы семьи. Рассказы о традициях семьи - 1 час. Обсуждение законов и традиций семьи с участием родителей.
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности, смыслообразование, уважительное отношение к учителю, родителям и сверстникам.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; сформированность эстетических потребностей; соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа, встреча с родителями, разбор и проигрывание ситуаций.
Тема 4. Моя семья. Наша домашняя коллекция. 1 час. Беседа о домашней коллекции семьи, работа в группах, оформление выставки.
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за семейное достояние; уважительное отношение к членам семьи и их труду; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; желание изучать объекты семейного наследия; уважительное отношение к членам семьи. Активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа, оформление выставки.
Тема 5. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. 1 час. Обсуждение известных игр, которые обучающиеся используют в игре с младшими братьями (сестрами). Проигрывание данных игр в спортзале или школьном коридоре.
Планируемые результаты:
• Личностные: уважительное отношение к членам семьи и их труду; самоопределение в деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; уважительное отношение к членам семьи; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа, игра.
Тема 6. День пожилого человека. 1час. Беседа о роли пожилого человека в жизни ребенка, встреча с бабушками и дедушками обучающихся, проведение соревнования «Стар и млад».
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к пожилым людям; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; желание общаться с искусством, изучать объекты культуры, участвовать в обсуждении содержания и средств выражения объектов культуры; Активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество; беседа, встреча с пожилыми людьми, соревнование.
Тема 7. Забота о родителях - дело совести каждого. 1 час. Обсуждение того, какую роль играют родители в жизни детей, просмотр видеоролика о родителях с дальнейшим обсуждением.
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за себя и свою семью, уважительное отношение к родителям; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность наблюдательности и умения анализировать; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: желание общаться с искусством, изучать объекты культуры, участвовать в обсуждении содержания и средств выражения объектов культуры; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; этическая беседа.
Тема 8. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. 1 час. Подготовка и участие в творческом конкурсе, оформление книги писем.
Планируемые результаты:
• Личностные: уважительное отношение к самому себе и окружающим; самоопределение в деятельности; смыслообразование, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
• Метапредметные: уважительное отношение к себе и окружающим; сформированность наблюдательности и умения анализировать; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровой; беседа с элементами игровой деятельности.
Тема 9. Геральдика-наука о гербах. Символика России. 1 час. Просмотр видеоролика о Геральдике и символах России с дальнейшим обсуждением роли и важности данной науки и символики страны.
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; желание общаться с искусством, изучать объекты культуры, участвовать в обсуждении содержания и средств выражения объектов культуры; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: социальное творчество; беседа, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.
Тема 10. Символы нашего края. 1 час. Посещение школьного музея, краткое обсуждение символов, природных и архитектурных паметников родного края. Участие в викторине «Наш край- наша малая Родина».
Планируемые результаты:
• Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; желание общаться с искусством, изучать объекты культуры, участвовать в обсуждении содержания и средств выражения объектов культуры; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательный; экскурсия, викторина.
Тема 11. Государственный праздник - день согласия и примирения. 1 час. Знакомство с праздником и обсуждение его роли в жизни людей, участие в тренинге, проигрывание ситуаций с последующим обсуждением.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей; уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровая; беседа с элементами инсценировки и анализа ситуаций, игра, тренинг.
Тема 12. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. 1 час. Обсуждение предполагаемых правил жизни и правил счастливого человека, участие в викторине.
Планируемые результаты:
Личностный: самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей, смыслообразование, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения соотносить свою часть работы с общим замыслом; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа, викторина.
Тема 13. Зачем нужно учиться в школе. 1 час. Участие в викторине.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за свой класс; уважительное отношение к школе, учителю и одноклассникам; самоопределение в деятельности; смыслообразование; сформированность эстетических потребностей;
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; сформированность наблюдательности и умения анализировать; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровая; викторина.
Тема 14. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». 1 час. Совместное чтение с последующим обсуждением, знакомство с информацией на плакатах, картинах, в процессе чтения. Проигрывание и анализ некоторых ситуаций с участием детей.
Планируемые результаты:
• Личностный: основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование; сформированность эстетических потребностей; уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; сформированность наблюдательности и умения анализировать; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение, игровой; беседа с элементами игровой деятельности.
Тема 15. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. 1 час. Знакомство с информацией на плакатах, картинах в процессе беседы и чтения книги.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру своей Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование; уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровая; беседа с элементами игровой деятельности.
Тема 16. Наше право и наш интерес. 1 час. Беседа о правах и интересах детей, анализ и проигрывание ситуаций с участием детей.
Планируемые результаты:
• Личностный: основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование; сформированность эстетических потребностей, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; разбор и проигрывание ситуаций.
Тема 17. Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Наши классные обязанности. 1 час. Обсуждение школьного устава и классных обязанностей, соревнование на соблюдение классных обязанностей.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за свой класс; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; соревнования.
Тема 18. Школа. Школьный двор. Наши школьные обязанности. 1 час. Участие в природоохранительной деятельности (работа на пришкольном участке, высадка растений, очистка доступных территорий от листьев.)
Планируемые результаты:
• Личностные: уважительное отношение к достоянию школы и природы; самоопределение в деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
• Метапредметные: активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: трудовая; работа на пришкольном участке.
Тема 19. Путешествие в страну Законию. Я - гражданин России. Мы - россияне. 1 час. Беседа о изученных правилах, правах, обязанностях. Участие в викторине.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; смыслообразование; сформированность эстетических потребностей, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; викторина.
Тема 20. Мой лучший школьный друг. Конкурс рисунков, сочинений. 1 час. Обсуждение тематики конкурса, подготовка и участие в конкурсе.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за своего друга; уважительное отношение к учителю и сверстникам; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; конкурс.
Тема 21. Из истории праздников. Новый год в России. 1 час. Изучение истории возникновения праздника «Новый Год», традиций и особенности празднования в России. Подготовка газет и плакатов по данной тематике, выход с выступлениями в младшие классы.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности.
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; практикум.
Тема 22. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. 1 час. Участие в природоохранительной деятельности (изготовление кормушек и наполнение их пищей для птиц), обсуждение проделанной работы и ее роли.
Планируемые результаты:
• Личностный: уважительное отношение к природе, учителю и одноклассникам; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей;
• Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; сформированность наблюдательности и умения анализировать; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: трудовой; изготовление кормушек, подкормка птиц, акция.
Тема 23. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. 1 час. Проведение беседа о просмотренном кинофильме, прочтение стихотворений с дальнейшим обсуждением. Определение роли данных женщин в стране и искусстве.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
• Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа, просмотр кинофильмов с дальнейшим обсуждением.
Тема 24. Образ русской женщины. 1 час. Обсуждение образа русской женщины, подготовка и проведение дефиле в женских русских народных костюмах.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
• Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровой; беседа, игра, дефиле в русских нарядах.
Тема 25. Из истории праздников: Международный женский день. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». 1 час. Изучение истории возникновения данного праздника, участие в музыкальном калейдоскопе «Угадай мелодию» (музыкальные произведения в исполнении женщин).
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
• Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, достижения людей и др.); активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровой; деловая игра.
Тема 26. Из истории праздников: Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 1 час. Обсуждение истории возникновения и значения данного праздника. Изготовление книги рецептов, участие в конкурсе.
Планируемые результаты:
• Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
• Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа, конкурс.
Тема 27. Есть такая профессия - Родину защищать. 1 час. Обсуждение военных профессий, рассмотрение и анализ военной формы разных временных рамок, составление рассказа о военных профессиях из разрезанных предложений.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости свою Родину, свой народ; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); сформированность наблюдательности и умения анализировать; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; этическая беседа.
Тема 28. Подвиг женщин в военное время. 1 час. Подготовка обучающимися информации о подвигах различных женщин в военное время, участие в игре в роле чтецов и жюри.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за свою Родину, за участников ВОВ; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа с элементами деловой игры.
Тема 29. Города-герои. Создание стенгазет. 1 час. Знакомство с городами-Героями в процессе выполнения творческого задания и представления стенгазеты.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за свою Родину; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей;
Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; беседа с элементами проектной деятельности.
Тема 30. Памятники героям ВОВ в Каменск-Уральском. 1 час. Путешествие по памятникам ВОВ в собственном городе, изучение места расположения, годов установки и т.д. Изготовление буклетов для первоклассников, выход с небольшой беседой в первый класс.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности.
Метапредметные: сформированность наблюдательности и умения анализировать; сформированность эстетических потребностей; соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа, путешествие с элементами проектной деятельности, акция.
Тема 31. Маленькие герои- большой войны. 1 час. Обсуждение великой отечественной войны и ее участников, знакомство с героями войны в детских лицах в процессе выполнения творческого задания (создание книги «Маленькие герои-большой войны»), представление своей страницы книги (работа в парах).
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за свою Родину; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; сформированность наблюдательности и умения анализировать; умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др); формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; беседа с элементами проектной деятельности.
Тема 32. Заводы Урала. Все для фронта, все для победы. 1 час. Виртуальное путешествие в прошлое, знакомство с историей заводов Урала в военное время, обсуждение их роли в военное время.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за культуру своей Родину, свой народ; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательный; беседа с элементами путешествия.
Тема 33. Победа деда - моя победа. 1 час. Встреча с ветеранами ВОВ, обсуждение рассказов ветеранов.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости свою Родину, свой народ; уважительное отношение к ветеранам ВОВ; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности.
Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: проблемно-ценностное общение; встреча с участниками ВОВ.
Тема 34. Они защищали Родину. 1 час. Участие в викторине по пройденным темам, посвящённым ВОВ.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за свою Родину, свой народ; основы гражданской идентичности; самоопределение в деятельности; сформированность эстетических потребностей.
Метапредметные: активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: познавательная; викторина.
Тема 35. Итоговое занятие. 1 час. Подведение итогов за год, что узнали, чему научились, что запомнилось. Участие в тренинге.
Планируемые результаты:
Личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; смыслообразование; самоопределение в деятельности, уважительное отношение к учителю и сверстникам.
Метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни; активное использование краеведческого материала для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.), обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) краеведческим содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную творческую, поисковую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации своего замысла; формирование способности оценивать результаты деятельности, других людей, собственной и одноклассников.
Вид и форма организации деятельности: игровая; беседа, тренинг.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Поговорим о толерантности. Кто я? Какой я? | 1 |
2 | Тест «Познай себя». Мир моих интересов. | 1 |
3 | Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Законы семьи. Рассказы о традициях семьи. | 1 |
4 | Моя семья. Наша домашняя коллекция. | 1 |
5 | Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. | 1 |
6 | День пожилого человека. | 1 |
7 | Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 |
8 | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 |
9 | Геральдика – наука о гербах. Символика России. | 1 |
10 | Символы нашего края. | 1 |
11 | Государственный праздник - День Согласия и примирения. | 1 |
12 | Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. | 1 |
13 | Зачем нужно учиться в школе. | 1 |
14 | Права ребенка. Книга Ю.Яковлева «Ваши права, дети». | 1 |
15 | От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. | 1 |
16 | Наше право и наш интерес | 1 |
17 | Продолжаем изучать школьный Устав. Я и мой класс. Наши классные обязанности. | 1 |
18 | Школа. Школьный двор. Наши школьные обязанности. | 1 |
19 | Путешествие в страну Законию. Викторина. Я – гражданин России. Мы - россияне. | 1 |
20 | Мой лучший школьный друг. Конкурс рисунков, сочинений. | 1 |
21 | Из истории праздников: Новый год в России. | 1 |
22 | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 1 |
23 | Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. | 1 |
24 | Образ русской женщины. | 1 |
25 | Из истории праздников: Международный женский день. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | |
26 | Из истории праздников: Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 |
27 | Есть такая профессия - Родину защищать. | 1 |
28 | Подвиг женщин в военное время. | 1 |
29 | Города-герои. Создание стенгазет. | 1 |
30 | Памятники героям ВОВ в Каменск-Уральском. | 1 |
31 | Маленькие герои большой войны. | 1 |
32 | Заводы Урала. Все для фронта, все для победы. | 1 |
33 | Победа деда - моя победа. | 1 |
34 | Они защищали родину. | 1 |
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 35 |