УТВЕРЖДЕНО |
Приказ руководителя |
МАОУ «Школа№1» КГО |
№ ____ от __________ 2019___г. |
|
СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания МО |
№___от_______2019__г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы»
8 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год 2019-2020 год
Возраст участников:14 - 15 лет
Составитель:
учитель биологии : Шувалова Е.Н.
2019-2020 учебный год
Программа курса
«Основы исследовательской работы»
в 8 классе
Пояснительная записка.
Возрастные особенности: усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике.
В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11—12 лет. Это выражается прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.
В 14-15 лет подростки уже готовы к осуществлению проектной деятельности, где на первый план выходит научность мышления, речи, умение делать выводы.
Актуальность:
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, а особенно сформировать универсальные учебные действия прописанные в стандарте.
Документы: программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Практическая значимость: формирование навыков исследовательской деятельности в практической деятельности.
Цель курса: формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Формы организации:
- комбинированные факультативные занятия;
-исследовательские практикумы обучающихся;
- круглый стол;
-конференции в рамках ученического научного общества.
Для освоения курса обучающимися необходимо, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий, так как исследовательская деятельность предполагает выполнение самостоятельной работы и вне школы.
Основные виды деятельности: исследовательская деятельность.
Результаты:
Важнейшие личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— любовь и интерес к своей местности, своему региону;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
• учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Коммуникативные:
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные результаты:
1. Овладение основами исследовательской грамотности;
2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;
3. Формирование умений и навыков использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
4. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях.
Виды контроля: текущий и итоговый контроль. В данном курсе обучающиеся выполняют индивидуальный проект.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги, коллекции; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; документальные фильмы; выставки, игры, викторины, тематические вечера, концерты и др.
Результаты должны быть представлены в ходе проведения конференции, круглого стола.
Курс рассчитан на 17 часов лекционно-практических занятий для обучающихся 8 классов, по 1 часу в неделю в течение учебного года
В ходе освоения курса учащийся научится:
методам обработки информации из различных источников;
методам решения экспериментальных задач;
методам рационального запоминания;
навыкам публичных выступлений.
Получит возможность:
работать с разными источниками;
определять объект и предмет, методы исследования;
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;
работать с программой Microsoft Office Power Point.
Тематическое планирование курса
«Основы исследовательской работы».
№ | Тема. | Кол-во часов | Форма |
1. | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы. | 1 | Беседа. Обсуждение. |
2 | Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования. | 1 | Лекция. Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет, |
3 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 1 | Лекция. Практическая работа. |
4. | Структура научно-исследовательской, проектной работы. | 1 | Лекция. Практическое занятие |
5 | Работа с программой Power Point | 1 | Практическая работа в компьютерном классе. |
6 | Требования к компьютерной презентации. | 1 | Лекция |
7 | Представление собственных презентаций. | 1 | Демонстрация презентаций с обсуждением. |
8 | Требования к оформлению работы: титульный лист, содержание, оформление библиографического списка литературы. | 1 | Практическая работа « Оформление списка использованной литературы и электронных носителей». |
9 | Составление плана прочитанного, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Практическая работа «Пишем реферат в Worde ». |
10 | Цитирование. Правила оформления цитат и библиографических ссылок. | 1 | Практическая работа «Оформление цитат, ссылок». |
11 | Формы представления результатов исследовательской деятельности: таблицы, графики, диаграммы. | | Практическая работа « Оформление таблицы, графика, диаграммы». |
14 | Консультативная помощь при написании индивидуального проекта. | 1 | Формулирование цели, задач, разработка плана действий. |
15 | Консультативная помощь при написании индивидуального проекта. | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
16 | Консультативная помощь при написании индивидуального проекта. | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
17 | Консультативная помощь при написании индивидуального проекта. | 1 | Обсуждение возникших вопросов. Выбор формы представления. |
Список литературы
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. //Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Просвещение, 1996–114с.
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
Ресурсы Интернет www.researcher.ru