СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Основы исследовательской деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Основы исследовательской деятельности" для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Основы исследовательской деятельности"»





УТВЕРЖДЕНО



Приказ руководителя

МАОУ «Школа№1» КГО

№ ____ от __________ 2019___г.











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

№___от_______2019__г.















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы»

8 класс



Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год 2019-2020 год

Возраст участников:14 - 15 лет





Составитель:

учитель биологии : Шувалова Е.Н.





2019-2020 учебный год









Программа курса

«Основы исследовательской работы»

в 8 классе

Пояснительная записка.

Возрастные особенности: усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике.

В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11—12 лет. Это выражается прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.

В 14-15 лет подростки уже готовы к осуществлению проектной деятельности, где на первый план выходит научность мышления, речи, умение делать выводы.

Актуальность:

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.  Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

         Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, а особенно сформировать универсальные учебные действия прописанные в стандарте.



Документы: программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.


Практическая значимость: формирование навыков исследовательской деятельности в практической деятельности.

Цель курса: формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Формы организации:

- комбинированные факультативные занятия;

-исследовательские практикумы обучающихся;

- круглый стол;

-конференции в рамках ученического научного общества.


Для освоения курса обучающимися необходимо, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий, так как исследовательская деятельность предполагает выполнение самостоятельной работы и вне школы.


Основные виды деятельности: исследовательская деятельность.


Результаты:

Важнейшие личностные результаты:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— любовь и интерес к своей местности, своему региону;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

• учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Коммуникативные:

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

1. Овладение основами исследовательской грамотности;

2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;

3. Формирование умений и навыков использования разнообразных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

4. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях.

Виды контроля: текущий и итоговый контроль. В данном курсе обучающиеся выполняют индивидуальный проект.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги, коллекции; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций; документальные фильмы; выставки, игры, викторины, тематические вечера, концерты и др.

Результаты должны быть представлены в ходе проведения конференции, круглого стола.

Курс рассчитан на 17 часов лекционно-практических занятий для обучающихся 8 классов, по 1 часу в неделю в течение учебного года

В ходе освоения курса учащийся научится:

методам обработки информации из различных источников;

методам решения экспериментальных задач;

методам рационального запоминания;

навыкам публичных выступлений.

Получит возможность:

работать с разными источниками;

определять объект и предмет, методы исследования;

определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,

проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;

работать с программой Microsoft Office Power Point.







Тематическое планирование курса

«Основы исследовательской работы».



Тема.

Кол-во часов

Форма

1.

Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы.

1

Беседа. Обсуждение.

2

Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования.


1

Лекция.

Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет,

3

Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

1

Лекция.

Практическая работа.

4.

Структура научно-исследовательской, проектной работы.

1

Лекция.

Практическое занятие

5

Работа с программой Power Point

1

Практическая работа в компьютерном классе.

6

Требования к компьютерной презентации.

1

Лекция

7

Представление собственных презентаций.

1

Демонстрация презентаций с обсуждением.

8

Требования к оформлению работы: титульный лист, содержание, оформление библиографического списка литературы.

1

Практическая работа « Оформление списка использованной литературы и электронных носителей».

9

Составление плана прочитанного, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.

1

Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».

10

Цитирование. Правила оформления цитат и библиографических ссылок.

1



Практическая работа «Оформление цитат, ссылок».

11

Формы представления результатов исследовательской деятельности: таблицы, графики, диаграммы.


Практическая работа « Оформление таблицы, графика, диаграммы».

14

Консультативная помощь при написании индивидуального проекта.

1

Формулирование цели, задач, разработка плана действий.

15

Консультативная помощь при написании индивидуального проекта.

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

16

Консультативная помощь при написании индивидуального проекта.

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

17

Консультативная помощь при написании индивидуального проекта.

1

Обсуждение возникших вопросов.

Выбор формы представления.

 Список литературы

Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. //Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.

Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Про­свещение, 1996–114с.

Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.

Ресурсы Интернет www.researcher.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!