Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрена Методическим объединением учителей математики Протокол №1 от «28 августа» 2019г | Утверждена приказом директора МБОУ «Гимназия» от 28.08.2019г. № 288-П. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса
«Математическая карусель»
для 5в класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составлено:
Аннухиной О. В. учителем математики,
первой квалификационной категории
Черногорск, 2019 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
тематическое планирование.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математическая карусель»
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В частности, формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных: - планирование и контроль за ходом решения задачи, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, различение способа и результата действий, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, умение планировать пути достижения целей и вносить коррективы.
Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях, умение применять основные логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) при решении различных текстовых задач и задач геометрического содержания, владение основными приемами решения задач.
Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, строить монологическое контекстное высказывание, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации в сотрудничестве.
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение учащимися научного знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня – получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня – получение учащимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-исследовательских проектов; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Математическая карусель» с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Великие математики (4 ч)
Пифагор и пифагорейцы. Евклид и его начала.
Основная цель: развить понимание об исторической закономерности возникновения и развития математики как науки, формировать умения поиска, сбора и переработки информации
Тема 2. Логические задачи (10 ч).
Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания. Логика рассуждений. Задачи на переливание.
Задачи на взвешивание. Решение логических задач с помощью таблиц.
Ребусы. Магические квадраты.
Основная цель: способствовать развитию логического мышления, формированию умений и навыков решения логических задач различными способами (поиск закономерностей, логических суждений и т.д.)
Тема 3. Геометрические этюды (10ч)
Геометрия бумаги в клеточку. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание. Геометрия в пространстве. Конструкции из кубиков. Прогулки по лабиринтам.
Основная цель: способствовать развитию аналитического и пространственного мышления, умений преобразовывать фигуры на плоскости и в пространстве, моделировать объекты с заданными свойствами, в том числе с помощью компьютерных технологий
Тема 4. Олимпиадные задачи (10ч)
Арифметические задачи. Принцип Дирихле. Задачи на четность. Задачи на делимость. Задачи математического конкурса «Кенгуру»
Основная цель: способствовать развитию критического мышления, способности анализировать условие задачи, находить способ решения в незнакомой ситуации, формированию умений и навыков решения задач повышенной сложности.
Формы организации внеурочной деятельности: математический кружок - форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.
Виды деятельности внеурочной деятельности: устный счет, решение задач, разгадывание кроссвордов, ребусов, решение задач повышенной трудности.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Математическая карусель»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
| Тема 1. Великие математики | 4 часа |
| Тема 2. Логические задачи | 10 часов |
| Тема 3. Геометрические этюды | 10 часов |
| Тема 4. Олимпиадные задачи | 10 часов |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено Методическим объединением учителей математики Протокол №1 от «28 августа» 2019г | Утверждено приказом директора МБОУ «Гимназия» от 2.09.2019г. №311-п |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Математическая карусель»
на 2019 - 2020 учебный год
5в класс
Составлено:
Аннухиной О. В. учителем математики
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2019г.
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Математическая карусель» для 5 класса составлено в соответствии с:
рабочей программой по внеурочной деятельности курса «Математическая карусель»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17 декабря 2010г. №1897;
основной образовательной программой основного общего образования на 2015-2020г.г., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235 (с изменениями и дополнениями);
Цели:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
- развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
№ п/п | Тема занятия внеурочной деятельности | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Великие математики (4ч) |
1 | Пифагор и пифагорейцы | 1 | 7.09 | |
2 | Пифагор и пифагорейцы | 1 | 14.09 | |
3 | Евклид и его начала. | 1 | 21.09 | |
4 | Евклид и его начала. | 1 | 28.09 | |
Логические задачи. (10ч) |
5 | Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания... | 1 | 5.10 | |
6 | Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания | 1 | 12.10 | |
7 | Логика рассуждений | 1 | 19.10 | |
8 | Задачи на переливание | 1 | 26.10 | |
9 | Задачи на взвешивание | 1 | 2.11 | |
10 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 | 9.11 | |
11 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 | 16.11 | |
12 | Ребусы. Магические квадраты | 1 | 23.11 | |
13 | Защита проектов. | 1 | 30.11 | |
14 | Защита проектов | 1 | 7.12 | |
Геометрические этюды. (10ч) |
15 | Геометрия бумаги в клеточку | 1 | 14.12 | |
16 | Геометрические головоломки.. | 1 | 21.12 | |
17 | Геометрические головоломки.. | 1 | 11.01 | |
18 | Задачи на разрезание | 1 | 18.01 | |
19 | Задачи на разрезание | 1 | 25.01 | |
20 | Геометрия в пространстве... | 1 | 1.02 | |
21 | Конструкции из кубиков | 1 | 8.02 | |
22 | Прогулки по лабиринтам | 1 | 15.02 | |
23 | Защита проектов | 1 | 22.02 | |
24 | Защита проектов | 1 | 29.02 | |
Олимпиадные задачи. (11ч) |
25 | Арифметические задачи... | 1 | 7.03 | |
26 | Арифметические задачи... | 1 | 14.03 | |
27 | Принцип Дирихле | 1 | 21.03 | |
28 | Задачи на четность | 1 | 28.03 | |
29 | Задачи на делимость. | 1 | 4.04 | |
30 | Задачи математического конкурса «Кенгуру» | 1 | 11.04 | |
31 | Задачи математического конкурса «Кенгуру» | 1 | 18.04 | |
32 | Защита проектов | 1 | 25.04 | |
33 | Защита проектов | 1 | 16.05 | |
34 | Защита проектов | 1 | 23.05 | |
35 | Защита проектов | 1 | 23.05 | |
2. График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт. |
1 | Защита проектов | 1 | | |
2 | Защита проектов | 1 | | |
3 | Защита проектов | 1 | | |
4 | Защита проектов | 1 | | |
5 | Защита проектов | 1 | | |
6 | Защита проектов | 1 | | |
7 | Защита проектов | 1 | | |
8 | Защита проектов | 1 | | |