Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
с углубленным изучением иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от «___» ________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 43 ________________Л.В. Расторгуева Приказ № 122-д от «___» ________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»
для обучающихся 6 классов
34 часа в год
Сроки реализации: 01.09.2020-25.05.2021
Разработчик:
учитель
Василькова Юлиана Сергеевна
Санкт-Петербург
2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Велика роль языка в воспитании школьника. Важно с первых дней пребывания детей в школе пробудить у них интерес к русскому языку, воспитать любовь к языку, расширить и углубить познания языка.
Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей.
Актуальность программы — в формировании знаний по русскому языку, умений и навыков его использовать детьми разных национальностей, которые обучаются вместе.
Программа разработана с учетом с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся с использованием русского языка.
Задачи программы:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие познавательного интереса к русскому языку.
Развитие любознательности.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.
Способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Научить обучающихся делать осознанный выбор тех или иных особенностей русского языка для достижения целей в общении людей.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
Строить сообщения в устной и письменной формах.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Делать осознанный выбор конструкций языка.
Личностные:
Регулятивные:
Уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.
Коммуникативные:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты с помощью языковых приемов.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
В результате освоения программы:
Каждый ученик поучит возможность научиться:
Работать со словарями.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов использования возможностей русского языка в зависимости от конкретных условий.
Каждый ученик получит возможность для формирования:
Чувства любви к русскому языку, а с помощью языка — осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство использовать русский язык как важный инструмент общения людей.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение.
Доброжелательность, доверие, внимание и любовь к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Формы работы:
Форма учета умений и навыков — контрольные работы.
Материально-технические ресурсы: компьютер, словари, карточки с заданиями, книги, компьютерные презентации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы состоит из следующих блоков:
Информационный блок — информирование всех участников процесса (учеников, учителей, родителей) о роли русского языка в жизни нашей многонациональной страны, о возможностях языка для развития коммуникативных навыков школьников.
Диагностический блок — проведение диагностики (контрольные работы, наблюдение) среди учащихся с целью выявления психологического климата в группах обучающихся, их знаний и умений, эмоционального состояния учащихся.
Практический блок — обучение учащихся конструкциям языка, приемам его использования в устной и письменной формах.
Занятия строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепление навыка. Продолжительность занятия не должна превышать 35 минут в 1-2 четвертях и 45 минут — в 3-4 четвертях, количество учеников в группе: 12-20 человек.
Задача учителя — создание доверительной обстановки, чтобы каждый учащийся имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие. План работы. | 1 | сентябрь |
2 | Славянская азбука. | 1 | сентябрь |
3 | Азбучный имяслов. | 1 | сентябрь |
4 | История буквы ять. | 1 | сентябрь |
5 | Современные приметы старинных слов. | 1 | октябрь |
6 | Исторические изменения в составе слова. | 1 | октябрь |
7 | К истокам слова. | 1 | октябрь |
8 | Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 | октябрь |
9 | Орфоэпия. Московская норма произношения. | 1 | ноябрь |
10 | Московские нормы произношения. | 1 | ноябрь |
11 | Как говорят в моей семье. | 1 | ноябрь |
12 | Живое слово Владимира Ивановича Даля. | 1 | ноябрь |
13 | Подвиг В. И. Даля. | 1 | декабрь |
14 | Лексическое значение слова. | 1 | декабрь |
15 | Заимствованные слова в русском языке. | 1 | декабрь |
16 | Заимствования из латинского языка. | 1 | декабрь |
17 | Друг и враг человеческий. | 1 | январь |
18 | Крылатая мудрость народа. | 1 | январь |
19 | Источник происхождения фразеологизмов. | 1 | январь |
20 | Роль фразеологизмов в художественном тексте. | 1 | февраль |
21 | «Великое русское слово» | 1 | февраль |
22 | «Наш дар бессмертный — речь» | 1 | февраль |
23 | «Наш дар бессмертный — речь» | 1 | февраль |
24 | Творцы языка словенского. | 1 | март |
25 | Творцы языка словенского. | 1 | март |
26 | Писатели о русском языке. | 1 | март |
27 | Память слова. | 1 | март |
28 | Трудно ли говорить по-русски. | 1 | апрель |
29 | «Язык, великолепный наш язык» | 1 | апрель |
30 | Развитие речи. | 1 | апрель |
31 | Развитие речи. | 1 | апрель |
32 | Развитие речи. | 1 | май |
33 | Развитие речи. | 1 | май |
34 | Развитие речи. | 1 | май |
Итого | 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. План работы. | 1 | |
2 | Славянская азбука. | 1 | |
3 | Азбучный имяслов. | 1 | |
4 | История буквы ять. | 1 | |
5 | Современные приметы старинных слов. | 1 | |
6 | Исторические изменения в составе слова. | 1 | |
7 | К истокам слова. | 1 | |
8 | Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 | |
9 | Орфоэпия. Московская норма произношения. | 1 | |
10 | Московские нормы произношения. | 1 | |
11 | Как говорят в моей семье. | 1 | |
12 | Живое слово Владимира Ивановича Даля. | 1 | |
13 | Подвиг В. И. Даля. | 1 | |
14 | Лексическое значение слова. | 1 | |
15 | Заимствованные слова в русском языке. | 1 | |
16 | Заимствования из латинского языка. | 1 | |
17 | Друг и враг человеческий. | 1 | |
18 | Крылатая мудрость народа. | 1 | |
19 | Источник происхождения фразеологизмов. | 1 | |
20 | Роль фразеологизмов в художественном тексте. | 1 | |
21 | «Великое русское слово» | 1 | |
22 | «Наш дар бессмертный — речь» | 1 | |
23 | «Наш дар бессмертный — речь» | 1 | |
24 | Творцы языка словенского. | 1 | |
25 | Творцы языка словенского. | 1 | |
26 | Писатели о русском языке. | 1 | |
27 | Память слова. | 1 | |
28 | Трудно ли говорить по-русски. | 1 | |
29 | «Язык, великолепный наш язык» | 1 | |
30 | Развитие речи. | 1 | |
31 | Развитие речи. | 1 | |
32 | Развитие речи. | 1 | |
33 | Развитие речи. | 1 | |
34 | Развитие речи. | 1 | |
| Итого: | 34 часа | |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005 г.
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Список литературы для учащихся
Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.