Муниципальное образовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наш дом - природа»
для 1 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 г.
Вступительная часть
Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
Письмо Министерства Образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09 -
3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 1 класса.
В соответствии с учебном планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Наш дом – природа» в 1 классе отводится 68 часов, количество часов в неделю – 2 часа (34 учебные недели) , продолжительность занятий – 35 минут.
В программу включены темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля:
экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса
1.Введение (2 ч.)
«Экология». Что она изучает? Экологическая связь между живой и неживой природой.
2. Дом и школа (30 ч.).
Мой дом. Моя квартира. Моя школа. Деревья твоего двора. Прогулка. Моя семья. Обязанности в семье. Мой класс. Мои товарищи. Комнатные растения. Практическое занятие «Учимся пересаживать комнатные растения». Практическое занятие «Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и прощенном способом». Знакомство с домашними животными. Игра – викторина «Мир животных». Уход за домашними животными.
Многообразие птиц и их признаки. Среда обитания птиц., Перелетные и зимующие птицы. Значением птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает» Изготовление кормушек для птиц. Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа».
3.Солнце, воздух и вода (18 ч.).
Вода в жизни растений, животных, человека. Процедуры закаливания. Практическое занятие «Как чистить зубы». Викторина «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Солнце, Луна звезды – источники света. Светолюбивые растения. Теплолюбивые растения. Роль солнечного света и лунного света в жизни животных.
Электрический свет и тепло в моем доме. Откуда приходят свет и тепло(знакомство с ТЭЦ, АЭС).
Телевизор и компьютер дома.
Влажная уборка в классе. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики..
4. Мой край (12 ч.).
Многообразие растений области. Многообразие животных области. Красная книга области.
Исчезающие растения и животные области. Причины их исчезновения .
Природные ландшафты Московской области. Экскурсия. Уникальность и неповторимость природы.
Национальные костюмы области.
5.Моя страна (4 ч.).
Мой адрес Россия. Столица нашей Родины. Достопримечательности столицы.
Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа».
Для предоставления результатов достижения используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения, оформление плакатов, экскурсии, детские рисунки.
Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности « Наш дом – природа» для 1 класса
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
| | Введение – 2 часа | | |
1 | 1 | «Экология». Что она изучает? Инструктаж по охране труда. | 02.09-06.09 | |
2 | 2 | Экологическая связь между живой и неживой природой. | 02.09-06.09 | |
| | Дом и школа – 30 часов | | |
3 | 1 | Мой дом. | 09.09-13.09 | |
4 | 2 | Мой дом. | 09.09-13.09 | |
5 | 3 | Моя квартира. | 16.09-20.09 | |
6 | 4 | Моя квартира. | 16.09-20.09 | |
7 | 5 | Моя школа. | 23.09-27.09 | |
8 | 6 | Моя школа | 23.09-27.09 | |
9 | 7 | Деревья твоего двора. Прогулка. | 30.09-04.10 | |
10 | 8 | Деревья твоего двора. Прогулка. | 30.09-04.10 | |
11 | 9 | Моя семья. | 14.10-18.10 | |
12 | 10 | Обязанности в семье. | 14.10-18.10 | |
13 | 11 | Мой класс. | 21.10-25.10 | |
14 | 12 | Мои товарищи. | 21.10-25.10 | |
15 | 13 | Комнатные растения. | 28.10-01.11 | |
16 | 14 | Практическое занятие№ 1«Учимся пересаживать комнатные растения» | 28.10-01.11 | |
17 | 15 | Практическое занятие №2«Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и пророщенным способом» | 04.11-08.11 | |
18 | 16 | Практическое занятие №3 «Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и пророщенным способом.» | 04.11-08.11 | |
19 | 17 | Знакомство с домашними животными. | 11.11-15.11 | |
20 | 18 | Игра-викторина «Мир животных» | 11.11-15.11 | |
21 | 19 | Уход за домашними животными | 25.11-29.11 | |
22 | 20 | Уход за домашними животными. | 25.11-29.11 | |
23 | 21 | Многообразие птиц, их признаки. | 02.12-06.12 | |
24 | 22 | Многообразие птиц, их признаки. | 02.12-06.12 | |
25 | 23 | Среда обитания птиц. | 09.12-13.12 | |
26 | 24 | Перелетные и зимующие птицы. | 09.12-13.12 | |
27 | 25 | Значение птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает» | 16.12-20.12 | |
28 | 26 | Значение птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает» | 16.12-20.12 | |
29 | 27 | Изготовление кормушек для птиц. | 23.12-27.12 | |
30 | 28 | Изготовление кормушек для птиц. | 23.12-27.12 | |
31 | 29 | Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа» | 30.12-10.01 | |
32 | 30 | Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа» | 30.12-10.01 | |
| | Солнце, воздух и вода – 18 часов | | |
33 | 1 | Вода в жизни растений. | 13.01-17.01 | |
34 | 2 | Вода в жизни животных | 13.01-17.01 | |
35 | 3 | Вода в жизни человека. | 20.01-24.01 | |
36 | 4 | Вода в жизни человека. | 20.01-24.01 | |
37 | 5 | Личная гигиена. | 27.01-31.01 | |
38 | 6 | Процедуры закаливания. | 27.01-31.01 | |
39 | 7 | Практическое занятие № 4 «Как чистить зубы» | 03.02-07.02 | |
40 | 8 | Практическое занятие № 4«Как чистить зубы» | 03.02-07.02 | |
41 | 9 | Викторина «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | 10.02-17.02 | |
42 | 10 | Викторина « Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | 10.02-17.02 | |
43 | 11 | Солнце, Луна звезды – источники света. | 24.02-28.02 | |
44 | 12 | Светолюбивые растения. | 24.02-28.02 | |
45 | 13 | Теплолюбивые растения. | 02.03-06.03 | |
46 | 14 | Роль солнечного света и лунного света в жизни животных. | 02.03-06.03 | |
47 | 15 | Электрический свет и тепло в моем доме. | 09.03-13.03 | |
48 | 16 | Откуда приходят свет и тепло . | 09.03-13.03 | |
49 | 17 | Телевизор и компьютер дома. | 16.03-20.03 | |
50 | 18 | Влажная уборка в классе. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | 16.03-20.03 | |
| | Мой край – 12 часов | | |
51 | 1 | Многообразие растений области. | 23.03-27.03 | |
52 | 2 | Многообразие растений области. | 23.03-27.03 | |
53 | 3 | Многообразие животных области. | 30.03-03.04 | |
54 | 4 | Многообразие животных области. | 30.03-03.04 | |
55 | 5 | Красная книга области. | 20.04-24.04 | |
56 | 6 | Исчезающие растения и животные области. Причины их исчезновения. | 20.04-24.04 | |
57 | 7 | Природные ландшафты Московской области. | 27.04-01.05 | |
58 | 8 | Природные ландшафты Московской области. | 27.04-01.05 | |
59 | 9 | Экскурсия. Уникальность и неповторимость природы. | 04.05-08.05 | |
60 | 10 | Экскурсия .Уникальность и неповторимость природы. | 04.04-08.05 | |
61 | 11 | Национальные костюмы области. | 11.05-15.05 | |
62 | 12 | Национальные костюмы области. | 11.05-15.05 | |
| | Моя страна – 4 часа | | |
63 | 1 | Мой адрес Россия. | 18.05-22.05 | |
64 | 2 | Мой адрес Россия. | 18.05-22.05 | |
65 | 3 | Столица нашей Родины. | 25.05-29.05 | |
66 | 4 | Достопримечательности столицы. | 25.05-29.05 | |
Итого часов | |
По программе | 68 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР_____(Кочергина И.Н.)
«____» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендовано к утверждению
протокол №1 от «____» августа 2019 г.
Руководитель ШМО ____( Стазаева Т.В.)