СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш дом - природа» для 1 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы  – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш дом - природа» для 1 класса.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»


Утверждена

Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

90 от ­­­30 августа 2019 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Наш дом - природа»

для 1 класса



Составитель

Назарова Е.В., учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории









г. Воскресенск

2019 г.

Вступительная часть

Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012;


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);


  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);

Письмо Министерства Образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09 -

3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных

общеобразовательных программ»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.


  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ратчинская СОШ»;


  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;


  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 1 класса.

В соответствии с учебном планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Наш дом – природа» в 1 классе отводится 68 часов, количество часов в неделю – 2 часа (34 учебные недели) , продолжительность занятий – 35 минут.

В программу включены темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля:

экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.



































Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса



1.Введение (2 ч.)

«Экология». Что она изучает? Экологическая связь между живой и неживой природой.

2. Дом и школа (30 ч.).

Мой дом. Моя квартира. Моя школа. Деревья твоего двора. Прогулка. Моя семья. Обязанности в семье. Мой класс. Мои товарищи. Комнатные растения. Практическое занятие «Учимся пересаживать комнатные растения». Практическое занятие «Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и прощенном способом». Знакомство с домашними животными. Игра – викторина «Мир животных». Уход за домашними животными.

Многообразие птиц и их признаки. Среда обитания птиц., Перелетные и зимующие птицы. Значением птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает» Изготовление кормушек для птиц. Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа».

3.Солнце, воздух и вода (18 ч.).

Вода в жизни растений, животных, человека. Процедуры закаливания. Практическое занятие «Как чистить зубы». Викторина «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Солнце, Луна звезды – источники света. Светолюбивые растения. Теплолюбивые растения. Роль солнечного света и лунного света в жизни животных.

Электрический свет и тепло в моем доме. Откуда приходят свет и тепло(знакомство с ТЭЦ, АЭС).

Телевизор и компьютер дома.

Влажная уборка в классе. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики..

4. Мой край (12 ч.).

Многообразие растений области. Многообразие животных области. Красная книга области.

Исчезающие растения и животные области. Причины их исчезновения .

Природные ландшафты Московской области. Экскурсия. Уникальность и неповторимость природы.

Национальные костюмы области.

5.Моя страна (4 ч.).

Мой адрес Россия. Столица нашей Родины. Достопримечательности столицы.



Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа».

Для предоставления результатов достижения используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения, оформление плакатов, экскурсии, детские рисунки.



Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности « Наш дом – природа» для 1 класса



№ уроков по порядку

№ урока в разделе, теме

Тема занятия

Планируемые сроки

Скорректированные сроки



Введение – 2 часа



1

1

«Экология». Что она изучает? Инструктаж по охране труда.

02.09-06.09


2

2

Экологическая связь между живой и неживой природой.

02.09-06.09




Дом и школа – 30 часов



3

1

Мой дом.

09.09-13.09


4

2

Мой дом.

09.09-13.09


5

3

Моя квартира.

16.09-20.09


6

4

Моя квартира.

16.09-20.09


7

5

Моя школа.

23.09-27.09


8

6

Моя школа

23.09-27.09


9

7

Деревья твоего двора. Прогулка.

30.09-04.10


10

8

Деревья твоего двора. Прогулка.

30.09-04.10


11

9

Моя семья.

14.10-18.10


12

10

Обязанности в семье.

14.10-18.10


13

11

Мой класс.

21.10-25.10


14

12

Мои товарищи.

21.10-25.10


15

13

Комнатные растения.

28.10-01.11


16

14

Практическое занятие№ 1«Учимся пересаживать комнатные растения»

28.10-01.11


17

15

Практическое занятие №2«Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и пророщенным способом»

04.11-08.11


18

16

Практическое занятие №3 «Подготовка семян. Посадка семян, луковиц сухим и пророщенным способом.»

04.11-08.11


19

17

Знакомство с домашними животными.

11.11-15.11


20

18

Игра-викторина «Мир животных»

11.11-15.11


21

19

Уход за домашними животными

25.11-29.11


22

20

Уход за домашними животными.

25.11-29.11


23

21

Многообразие птиц, их признаки.

02.12-06.12


24

22

Многообразие птиц, их признаки.

02.12-06.12


25

23

Среда обитания птиц.

09.12-13.12


26

24

Перелетные и зимующие птицы.

09.12-13.12


27

25

Значение птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает»

16.12-20.12


28

26

Значение птиц в жизни человека. Игра «Летает – не летает»

16.12-20.12


29

27

Изготовление кормушек для птиц.

23.12-27.12


30

28

Изготовление кормушек для птиц.

23.12-27.12


31

29

Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа»

30.12-10.01


32

30

Подведение итогов. Защита проектов по теме «Дом и школа»

30.12-10.01




Солнце, воздух и вода – 18 часов



33

1

Вода в жизни растений.

13.01-17.01


34

2

Вода в жизни животных

13.01-17.01


35

3

Вода в жизни человека.

20.01-24.01


36

4

Вода в жизни человека.

20.01-24.01


37

5

Личная гигиена.

27.01-31.01


38

6

Процедуры закаливания.

27.01-31.01


39

7

Практическое занятие № 4 «Как чистить зубы»

03.02-07.02


40

8

Практическое занятие № 4«Как чистить зубы»

03.02-07.02


41

9

Викторина «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

10.02-17.02


42

10

Викторина « Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

10.02-17.02


43

11

Солнце, Луна звезды – источники света.

24.02-28.02


44

12

Светолюбивые растения.

24.02-28.02


45

13

Теплолюбивые растения.

02.03-06.03


46

14

Роль солнечного света и лунного света в жизни животных.

02.03-06.03


47

15

Электрический свет и тепло в моем доме.

09.03-13.03


48

16

Откуда приходят свет и тепло .

09.03-13.03


49

17

Телевизор и компьютер дома.

16.03-20.03


50

18

Влажная уборка в классе. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

16.03-20.03




Мой край – 12 часов



51

1

Многообразие растений области.

23.03-27.03


52

2

Многообразие растений области.

23.03-27.03


53

3

Многообразие животных области.

30.03-03.04


54

4

Многообразие животных области.

30.03-03.04


55

5

Красная книга области.

20.04-24.04


56

6

Исчезающие растения и животные области. Причины их исчезновения.

20.04-24.04


57

7

Природные ландшафты Московской области.

27.04-01.05


58

8

Природные ландшафты Московской области.

27.04-01.05


59

9

Экскурсия. Уникальность и неповторимость природы.

04.05-08.05


60

10

Экскурсия .Уникальность и неповторимость природы.

04.04-08.05


61

11

Национальные костюмы области.

11.05-15.05


62

12

Национальные костюмы области.

11.05-15.05




Моя страна – 4 часа



63

1

Мой адрес Россия.

18.05-22.05


64

2

Мой адрес Россия.

18.05-22.05


65

3

Столица нашей Родины.

25.05-29.05


66

4

Достопримечательности столицы.

25.05-29.05


Итого часов


По программе

68




Выполнено









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР_____(Кочергина И.Н.)

«____» августа 2019 г.



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,

рекомендовано к утверждению

протокол №1 от «____» августа 2019 г.

Руководитель ШМО ____( Стазаева Т.В.)








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!