СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету «Технология» «Секреты бересты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты бересты» разработана для учащихся 9 специального (коррекционного) класса, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету «Технология» «Секреты бересты»»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями

«Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»













Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по предмету «Технология»

(для 9 класса)



«Секреты бересты»







Составитель:

учитель технологии:

Беляева Марина Юрьевна

(высшая категория)













Архангельск

2018 г.

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты бересты» разработана для учащихся 9 специального (коррекционного) класса, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Программа учитывает особенности развития, уровень умений, способностей и физических возможностей данной категории детей.

Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций.

Отличительной особенностью данной программы является её тематика, связанная с культурой родного края. Включение в программу регионального компонента способствует формированию у учащихся уважительного отношения к культурному наследию.

Основная идея программы: создание условий, способствующих развитию творческой личности, через изучение и практическое освоение навыков и приёмов работы с берестой и природным материалом. Особое внимание уделено становлению духовного мира подростков, знакомству с культурой родного края, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры, приобщение к возрождению, сохранению и развитию народного промысла плетения из бересты.

Плетение — это один из самых древних видов декоративно-прикладного творчества. Работа с берестой позволяет знакомить учащихся с народными традициями художественной обработки природных материалов, с использованием их в хозяйстве и в быту. Педагог вводит детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства, учит чувствовать красоту природы родного края, пробуждает у детей живой интерес к творчеству народных мастеров, воспитывает бережное отношение к природе.

Программа содержит теоретические знания о бересте, её свойствах, видах, методиках применения и традиционных способах обработки, а также даёт ряд практических разработок, позволяющих использовать данный метод обучения в отдельно взятом классе.

Курс обучения рассчитан на 1 учебный год – 34 занятия из расчёта 1 час в неделю.

В конце обучения, получив определённые знания, умения, навыки, учащиеся представляют свои работы на итоговую выставку.

Программу могут использовать в своей практической деятельности учителя технологии, а также преподаватели, и педагоги дополнительного образования, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального государственного стандарта основного общего образования, (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями);

  • авторской программы Шеметова С. Л. «Художественная обработка бересты»;

  • учебного плана для классов с детьми с ОВЗ.


При составлении данной программы были использованы следующие материалы:

  • Учебные программы творческих мастерских области школы народных ремёсел «Основы народного декоративно-прикладного искусства», Архангельск 2000 г.

  • Кочев М. С. «Секреты бересты». – М.: Профиздат, 2009.


Цель программы: формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.

Задачи:

  • возрождение духовности через приобщение подростков к традициям народного искусства и национальной культуре;

  • формирование нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей;

  • обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам ремесла плетения из бересты;

  • развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.


Ожидаемые результаты

В результате освоения программы, обучающиеся должны

знать:

  • историю берестяного промысла;

  • виды, свойства бересты;

  • правила обработки бересты;

  • правила подготовки бересты к плетению;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке бересты;

  • виды и особенности традиционных берестяных изделий;

  • технологию изготовления берестяных изделий;

уметь:

  • организовывать рабочее место;

  • подготавливать бересту к плетению;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с берестой;

  • плести традиционные берестяные изделия.


Личностные результаты освоения программы:

  • проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы заключаются в формировании и развитии посредством технологического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе в школьном курсе «Технология» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материала с учётом характера объекта труда и технологии;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально - энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчёт себестоимости продукта труда;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

в коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов;

  • выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Методологические основы программы

В мастерской накоплен достаточный материал для осуществления учебного процесса. Подготовлены методические разработки и рекомендации по художественной обработке бересты, которые применяются в устных беседах, лекциях, а также в практической работе с обучающимися; богатый практический материал: фотографии, эскизы, зарисовки старинных берестяных изделий, образцы изделий из бересты. На их основе выполнены технические разработки, которые успешно применяются в практической работе. Работа с литературой позволила собрать множество статей о берестяном деле. В процессе обучения применяется учебно-методический материал: журналы, книги, схемы, фотографии, карточки-задания, видеофильмы.

В творческой мастерской практикуются индивидуальные занятия или занятия с небольшой группой учащихся что позволяет качественно добиваться устойчивых профессиональных навыков в выполнении работ в материале.

Для успешной реализации данной программы наличие учебной базы имеет большое значение. Занятия с учащимися проходят в помещении, соответствующем требованиям противопожарной безопасности и санитарным нормам. Рабочие места оснащены необходимым материалом, оборудованием и инструментами. При необходимости некоторые инструменты и приспособления, учащиеся изготовляют под руководством педагога.


Методы обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • эвристический;

  • проблемный;

  • исследовательский;

Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

  • фронтальная работа;

  • групповая работа;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах;

  • самостоятельная работа;

  • коллективная форма работы (участие в конкурсах, выставках, ярмарках)


Тематический план





Темы программы

теория


прак-

тика

всего


1

Вводное занятие.

1


1

2

Заготовка бересты.

1


1

3

Обработка и хранение бересты.

1


1

4

Организация рабочего места. Техника безопасности и противопожарные мероприятия.

1


1

5

Инструменты и приспособления.

1


1

6

Подготовка бересты к плетению.

1


1

7

Плетение изделий из бересты.


27

27

8

Итоговое занятие.

1


1


Всего:

7

27

34



Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие.

План работы и задачи на учебный год. Правила поведения в учебной мастерской.

Рассказ об истории берестяного промысла в России. В процессе рассказа используются фотографии, каталоги, книги, образцы берестяных изделий, компьютерная презентация, видеофильм.

Тема 2. Заготовка бересты.

Бересту заготавливают в разные сроки, в зависимости от климатических зон. В нашей местности (Архангельская область) это примерно середина июня.

Предварительно надо согласовать заготовку с лесхозом, получить разрешение и узнать квартал заготовки.

Заготовка бересты - занятие трудоёмкое, требующее большой физической нагрузки, т. к. нередко приходится делать большие пешие переходы. Собираясь в дорогу, надо взять с собой нож, шпагат или тонкую проволоку, рюкзак,

Лучше брать бересту на вырубке леса, например, где прокладывают дорогу. Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. Береста должна быть гладкой, ровной, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту плотную, слоистую и эластичную получают с берёз, произрастающих в смешанном лесу. Совсем не годится материал, взятый в болотистых местах. Белоснежная береста снимается легко, надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не повредив при этом второй слой толстой коры, не прорезав её, можно с уверенностью сказать, что береза не высохнет и не погибнет.

Дерево выбирают в зависимости от назначения бересты. Для мелких изделий требуется тонкий, мягкий материал. Его берут от более молодых берез небольшого диаметра. В любом случае возраст дерева должен быть не менее 15 лет.

Складывают бересту в рулоны, перед этим щёткой счищают лишнюю грязь, мох, с наружной части бересты, внутреннюю протирают сухой ветошью.

Наматывают пласты последовательно, совмещая концы, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Для плетения больших корзин, хлебниц, пестерей необходима береста длинных размеров. Для этого бересту с дерева надо снимать не пластами, а лентами.

Вверху дерева, насколько хватает рука, надо сделать небольшой косой надрез, после этого взять большой котач шириной 2-3 см и, введя его под слой бересты, нажать и отделить ленту от дерева. Затем вести котач по окружности дерева, лента будет отделяться спиралью, при этом угол наклона котача выбирают в зависимости от ширины ленты, если ширина начала сбегать, кончик котача надо углубить в нижний, еще не отслоенный слой бересты, и вести его дальше по окружности. При такой заготовке бересты длина полос может достигать 30-40 метров. Для этого надо выбирать берёзу гладкую, белую, с меньшим количеством чёрных сучков-корост.

Отделив ленту от ствола, её сматывают в клубок. Старинный дедовский метод наматывания позволяет сохраняться бересте много лет, при этом она никогда сама не размотается. Вид клубка напоминает улей ос с отверстием внутри.

Существует ещё один способ заготовки бересты. Для изготовления туесов необходима бесшовная внутренняя часть. Для этого бересту снимают со спиленного дерева цельными цилиндрами. Сначала удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и при помощи тонкого клина-щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту. Затем её сдергивают и получают цельный цилиндрический сколотень. Сколотни начинают снимать поочередно с тонкого конца ствола. Снятые сколотни также протирают тряпкой.


Техника безопасности

Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса — это опасно. Пользоваться ножом следует умело и осторожно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога, при этом надо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Костёр для приготовления пищи надо разводить на чистой площадке в стороне от штабелей заготовленной древесины, а если заготовка проходит в лесу, то расчистить место, окопать костровище дерном или выложить камнем.

Перед тем, как разойтись для сборки бересты, провести инструктаж по ориентации в лесу, чтобы не заблудиться сделать берестяной рожок и время от времени сигналить.


Тема 3. Обработка и хранение бересты

Для работы готовят тупой и острые ножи, ножницы, сухую тряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени, здесь она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают его сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. В зависимости от назначения бересты, для какого предмета она предназначена, бересту можно разделить на несколько слоев: сначала отделяют верхний шероховатый слой. Отделяемый от бересты верхний пласт может быть одно-двухслойный, его следует сохранять для украшений, обмотки ручек, ободков- оправ, а также для придания жесткости туескам и вазам. Пласты снимают при помощи тупого ножа, котача или руками. Если береста тонкая, снятая с молодых деревьев или с верхней части ствола, её не делят на пласты, а оставляют полностью. Такая береста очень подходит для изготовления шаркунков, а расслоенная не пригодна. Все утолщения, наплывы, а также те места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами.

Обработанную бересту протирают тряпочкой, заворачивают в бумагу и указывают на ней, какого цвета береста и дату её заготовки. Обработанную бересту можно также спрессовать, укладывая её в помещении пластами на ровную поверхность внутренней(тёмной) стороной вниз, сверху её прижимают доской, которая должна полностью закрывать кладку, и ставят груз, чтобы пласты не сворачивались. При правильной укладке бересты в рулон и прессовке можно сохранить много качественного материала.


Хранение бересты

В прохладном затемнённом помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью, пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли, или не отсырела ли она. Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проветрить помещение, после чего просушить её и с изнаночной (тёмной) стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечным маслом. Пересохшую бересту можно отмочить в тёплой воде или подержать над паром. После чего проводят все операции, как и при заготовке с дерева: сушку, сворачивание в рулоны. Рулоны можно укладывать на полки в кладовке, а спрессованные пласты на пол под гнёт.


Тема 4. Организация рабочего места

Рабочее место для плетения бересты организуется также, как при работе с деревом. Хорошо организованное рабочее место, обеспеченное нужными инструментами и приспособлениями, необходимым материалом, оказывает существенное влияние на качество плетёных изделий.

В помещении должно быть естественное и электрическое освещение,

водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы размещаются с таким расчётом, чтобы работающие не мешали друг другу. Если нет возможности обеспечить всех специальной мебелью, можно пользоваться обычными столами и стульями.


Техника безопасности и противопожарная профилактика

Надо помнить, что береста - быстровоспламеняющийся материал, поэтому пользоваться открытым огнём вблизи мест её хранения запрещается.

Основные причины пожара - курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, нарушение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных приборов.

При работе с синтетическим клеем, эмалями и лаками надо соблюдать особую осторожность: хранить и пользоваться ими вдали от источников открытого огня в хорошо проветриваемом помещении. Учебные классы должны быть оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией.

Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят в специально отведённое место.

Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности.

На рабочем столе отводят место для инструмента, а лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травм. Котач, шило, ножи, ленторез должны быть с гладкими овальными ручками, выполненными из древесины твёрдых пород. При заточке ножей надо соблюдать особую осторожность.


Тема 5. Инструменты и приспособления

Большинство инструментов и приспособлений, необходимых для заготовки и плетения из бересты, имеются в каждом доме: нож, ножницы, кусачки и плоскогубцы, канцелярские скрепки, циркуль, линейка, шило. Часть инструментов и приспособлений можно сделать самим: котач, шаблоны, приспособления для нарезки берестяных лент и др.


Тема 6. Подготовка бересты к плетению

Прежде, чем приступить к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать рисунок, чтобы рассчитать размеры и необходимое количество лент.

Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет выбирают по целому куску бересты, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависит исключительно от точности нарезки лент. Если одна из 10 лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет форму и устойчивость.

Приступая к изготовлению изделий необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать.

Чтобы освоить плетение из бересты, надо сделать немалое количество изделий. Значит времени и труда придётся затратить много. Для плетения не существует специального тренажёра. Узнать секреты мастерства можно только регулярно выплетая изделия.

Для берестяных работ основанием является полотно из лент. Полотно выплетается рядами клеток, расположенных строго по горизонтали и вертикали. Количество ленточек, их ширина и длина могут быть различны в зависимости от того, какое изделие плетётся.

В работе с берестой используют один вид плетения - клетчатый узор, сходный с рисунком шахматной доски. Большинство изделий выплетают в два слоя, что повышает их прочность.


Тема 7. Плетение изделий из бересты

Учащиеся на практике знакомятся с видами и особенностями традиционных берестяных изделий, технологиями их изготовления: шаркунок, ободок на голову, браслет плетёный, подставка, корзинка, солонка, хлебница, конфетница, сухарница, шкатулка, крупенник, футляр для очков, лапти сувенирные и др.

Берестяные изделия учащиеся плетут под руководством учителя, начиная с более простых и плавно переходя к более сложным.


Тема 8. Итоговое занятие

Оформление выставки. Приглашение родителей и гостей. Награждение. Домашнее задание на лето.


Литература


  1. Кочев М. С. «Секреты бересты». – М.: Профиздат, 2009. – 80 с.

  2. Финягин В. В. «Изделия из бересты». – М.: ООО Издательство Астрель, 2001. – 128 с.

  3. Махнюк В. Г. «Береста: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия» (Золотая библиотека увлечений). – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с. – 2008.

  4. Белякова Н. Е. Изделия из бересты: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2000. – 64 с.

  5. Ускова Ф. «Береста. Русское золото». – М.: Профиздат, 2007. – 88 с.

  6. Локрина Т. «Композиции с берестой». – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 96 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!