СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
социальное
направление
для 1-4 классов
Составители:
м/о учителей начальных классов
г. Новоалтайск 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), на основе авторской программы «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко
Актуальность программы обусловлена единством и взаимосвязью теоретических и практических заданий, через деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развить, как творческую личность развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.
Практическая значимость Программа вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками. Метод проектов широко используется в учебной и внеурочной деятельности. Очень важно сделать так, чтобы работа над проектами носила социальный и личностный характер. Социальный характер может проявляться в том, что знания, умения и навыки, полученные на уроках и занятиях во внеурочной деятельности, находят практическое применение в общественно значимых делах, например, в оформлении классного кабинета, актового зала, рекреаций школы, выставок для детей детского сада, для ветеранов и т.д. Личностный характер должен проявляться в том, что при выполнении работы ребёнок самостоятельно принимает решение, оценивает свою работу, видит её значимость для общего дела и получает удовольствие от результата своей деятельности.
Новизна программы состоит в том, что организация обучения направлена на внедрение духовно-нравственного, эстетического воспитания учащихся. В программе ставится цель формирования опыта применения в жизненных ситуациях учения, общения и в быту таких универсальных учебных действий, как планирование, развитие рефлексивных способностей, продолжается формирование основ здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения, применения новых методов и технологий, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином.
В соответствии с учебным планом ОУ программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Срок реализации - 4 года, 135 часов, (1 час в неделю). Теоретических занятий – 47 ч, практических занятий – 88 ч.
Основные цели :
- развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности;
- формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;
- приобщение детей к народному творчеству и, тем самым возрождение народных эстетических традиций средствами проектных технологий;
- воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников;
- воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
-развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства;
- развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности;
- воспитание в детях умения согласованно и продуктивно работать в группах;
- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи.
В соответствии с поставленными целями в программе решаются следующие задачи:
- обучение основам художественной грамотности;
- формирование практических навыков и художественной деятельности – декоративно-прикладном искусстве;
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
- освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Виды художественной деятельности.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Обучение основам художественной грамоты.
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Планируемые результаты реализации программы:
Первый уровень результатов - направлен на приобретение школьниками умения накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; первичного опыта художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства.
Второй уровень результатов направлен на приобретение опыта школьником анализировать произведения искусства; формирование практических навыков и художественной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.
Третий уровень результатов направлен на приобретении опыта школьниками участия в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Реализация программы способствует развитию всех групп универсальных учебных действий
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;
пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении;
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое);
формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;
воспитание умения и готовности слушать собеседника;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства.
Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных учебных заведениях.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Овладевать языком изобразительного искусства:
-понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
-понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
-знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
- что такое орнамент, геометрический орнамент;
-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
-эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
-учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
-учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
-различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности Владение простейшими навыками:
-рисунка;
-аппликации;
-построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
-графика (иллюстрация);
-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
-композиция, рисунок, цвет для живописи;
-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- наблюдение;
- проблемно – поисковый;
- информативный.
Способы и средства:
- модели и таблицы;
- технические средства;
- рисунки;
- дидактические материалы;
-технологии: информационные (ИКТ), тестовые, здоровьесбережение, деятельностный подход.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№/п |
Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях |
2 |
2 |
- |
2. | Знакомство с основными средствами художественной выразительности |
9 |
2 |
7 |
3. |
Учимся у природы
|
10 |
2 |
8 |
4. | Сказочный мир в произведениях русского художника И.Билибина
|
10 |
3 |
7 |
5. | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ обучающихся |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: 33 ч
|
33 |
10 |
23 |
Содержание программы (33 ч)
Первый год обучения
Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (2 ч)
Знакомство с основными средствами художественной выразительности (9 ч)
Игра-сказка. Оживление пятна (театр теней).
Рассматривание объемного предмета. Игра «Что на что похоже?» (роспись камешков).
Игра «Путаница» (придумывают игру сами дети, например, запутывают следы зайца, убегающего от лисы). Использование линий в выкройках на уроках художественного труда. Виды линий.
Цвет – основа живописи. Стихи о цветах. Основные и составные цвета. Холодные и теплые цвета. Смешение цветов. Цвета в природе. Использование цвета в декоре (украшении). Влияние цвета на организм человека: исследовательский проект «Мой любимый цвет» (социологический опрос обучающихся одного класса, обучающихся начальной школы, работников школы).
Использование цвета на практике, в жизни человека; информационный проект: цвет знаков светофора, условные цветовые обозначения на географической карте, цвет страниц «Красной книги».
Понятие «орнамент». Цвет в русском орнаменте:
- информационный проект: семантика красного цвета в русском орнаменте;
- исследовательский проект: семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки4
- творческий проект: «Азбука цвета» - изготовление учебного пособия (рисунок-таблица).
Учимся у природы (10 ч)
Для чего природа себя украшает?
Декоративная переработка форм птиц и животных. Понятия «аппликация», «оригами», «коллаж», «рельеф».
Проект «Конкурс красоты «Жар-птица»:
- информационный проект: павлин – Жар-птица;
- исследовательский проект: что означает изображение птицы в русском орнаменте?
- творческий проект: «Жар-птица» (использование различных видов художественной деятельности: рисунка (мел, пастель), живописи (акварель, гуашь), аппликации (работа с разным материалом), художественное конструирование (пластилин), оригами (сгибание бумаги).
Выставка творческих работ обучающихся.
Дом. Какой он бывает?. Понятие «архитектура», «дизайн», «конструкция». Я строю дом (построение из бумаги волшебного замка).
Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина (10 ч)
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, выполненных русским художником И. Билибиным. Орнаменты обложки и страниц книг. Понятие «иллюстрация». «шрифт».
Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина:
- информационный проект: о творчестве русского художника И. Билибина:
-исследовательский проект: использование элементов геометрического, растительного и животного мира художником для украшения рамочек страниц книг;
- творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций с использованием декоративных форм растительного мира.
Буквица по мотивам русских народных сказок. Творчество художника-оформителя Т. Мавриной. Декоративные композиции (на сюжеты сказок), вписанные в силуэт буквицы..
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся (2 ч)
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№/п |
Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 1 | 1 | - |
2 | Радуга цвета | 8 | 3 | 5 |
3 | Материал для создания скульптуры. | 5 | 2 | 3 |
4 | Мир полон фантазий. | 10 | 3 | 7 |
5 | До одеяния было украшение | 9 | 3 | 6 |
6 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | 1
| – | 1 |
| Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы (34 ч)
Второй год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. (1ч)
2. Радуга цвета. (8 ч.)
Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь). В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели. Исследовательский проект: цвет дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики. Составление викторины или кроссворда. Посещение школьного музея «Человек и Вселенная».Информационный проект: цвет космоса. Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация). Творческий проект: «Мы рисуем сказку о космосе». Организация выставки рисунков в музее. Компьютерная графика: цветовое пятно. Цвет в музыке (проведение интегрированного занятия вместе с учителем музыки). Работа на графическом планшете (интеграция с ИКТ). Экскурсия по рекреациям школы: исследовательский проект: цвет декора рекреаций.Выпуск стенной газеты «Это интересно» (помощь родителей).
3. Материал для создания скульптуры. (5 ч.)
Информационный проект: выразительные объёмы природы (презентация, картинки). Понятие «скульптура». Художественные материал для работы в объёме. Исследовательский проект: рассматривание школьной коллекции сов и определение материала, из которого изготовлены скульптурки этих птиц (сообщение в школьную газету в рубрику «Это интересно»). Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).
4. Мир полон фантазий. (10 ч.)
Кружева в природе. Переработка природных форм. Понятие «фантазия». Информационный проект: кружева (картинки, фотографии, презентация). Вологодские кружева. Оренбургские платки. Украшение избы: причелины, полотенца. Наличники окон. Ритм линий. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Компьютерная графика: составление узора из геометрических элементов. Творческий проект: Бумажные фантазии. Квиллинг — искусство бумагокручения. «Цветочная клумба нашего школьного двора» (выставка работ).
5. До одеяния было украшение.(5ч.)
Выражение характера человека через украшение. Рассматривание картин Н. Рериха и И. Билибина. Декоративная символика цвета. Информационный проект: для чего украшали предметы быта. Народное декоративное искусство.Исследовательский проект: знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов (выставка поделок).
6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (1 ч.)
Учебно-тематический план
Третий год обучения
№/п |
Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 2 | 2 | - |
2 | В стране мастеров игрушек | 7 | 3 | 4 |
3 | Книга- произведение искусства | 7 | 3 | 4 |
4 | Украшение улиц и парков | 7 | 2 | 5 |
5 | Кукла | 3 | 1 | 2 |
6 | Маска | 6 | 2 | 4 |
| Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся | 2 | - | 2 |
| Итого: | 34 | 13 | 21 |
Учебно-тематический план
Третий год обучения
1. Вводное занятие. (2 ч.)
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
2. В стране мастеров игрушек. (7 ч.)
Игрушка — предмет искусства. Народный игрушечный промысел. Украшение игрушек народных промыслов. Информационный проект: игрушка конь у мастеров Полхов Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца (презентация). Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских. Творческий проект: 1-ый вариант: подвижная игрушка–дергунчик лошадка; 2-ой вариант: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка». Выставка поделок «Чудо-кони».
3. Книга — произведение искусства. (7 ч.)
Информационный проект: искусство книгопечатания. Книжная миниатюра. Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги (23 апреля). Творческий проект: книжка самоделка «Я люблю свою лошадку» (для оформления книги можно использовать поделки игрушки предыдущего творческого проекта). Выставка творческих работ.
4. Украшение улиц и парков. (7 ч.)
Деревянное узорочье изб. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Информационный проект: «Металлические кружева .Кузнецы России».Исследовательский проект: «Уличные фонари». Творческий проект: конструирование из бумаги фона
рей. Выставка «Улица необыкновенных фонарей»
5. Кукла. (3 ч.)
Информационный проект: «История кукольного ремесла в России» (куклы тряпичные и деревянные). Мастерицы одевальщицы кукол. Посещение школьного этнографического музея «Колесо истории». Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью). Выставка творческих работ.
6. Маска. (6 ч.)
Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства. Информационный проект: «Маски в искусстве». Маски в Древней Руси. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Творческий проект: маски к сказке «Колобок» (1-ый вариант: из бумаги; 2-ой вариант из папье-маше). Выставка работ учащихся.
7. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (2 ч.)
Учебно-тематический план
Четвёртый год обучения
№ | Темы
| Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика
| ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 1 | 1 | - |
2 | Ярмарка на Руси. | 6 | 2 | 4 |
3 | Пир на весь мир. | 10 | 4 | 6 |
4 | Декоративное искусство разных времён и народов. | 8 | 3 | 5 |
5 | Декоративная работа в материале. | 7 | 2 | 5 |
6 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | 2 | – | 2 |
| Итого: | 34 | 12 | 22 |
Четвёртый год обучения
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
2. Ярмарка на Руси. (6 ч.)
«Славься мастерами, Русь!» Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация). Народные праздники. Художественнообразная символика праздника. Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906), «Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне». Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём».Выставка работ учащихся. Народное декоративное искусство
3. Пир на весь мир. (10 ч.)
Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация). Декор интерьера царских и княжеских палат. Образно смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов. Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника. Посещение школьного этнографического музея «Колесо истории».Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам. Творческий проект: — украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт). Выставка работ учащихся.
4. Декоративное искусство разных времён и народов. (8 ч.)
Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация). Исследовательский проект: элементы декора, знаки
символы, знаки-обереги. Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора. Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки». Выставка творческих работ учащихся.
5. Декоративная работа в материале. (7 ч.)
Информационный проект: «Современные формы декоративноприкладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).Декоративная работа в материале. Витраж. Работа на графическом планшете: «Декоративная фантазия» (витраж). Творческая работа: 1-й вариант: работа на стекле (витраж), 2-й вариант: работа с тканью (батик). Выставка творческих работ.
6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (2 ч.)
Итоги реализации программы будут представлены на занятиях в виде организации выставок, участия в конкурсах.
Условия и ресурсы для реализации программы:
- Кадровое: учитель начальных классов высшей категории Бехтева А.Н., зав. библиотекой МБОУ СОШ №7 Селиванова И.В.
- Материально- техническое: музыкальный центр; музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; МД и СД диски; 26 портативных компьютеров (нетбуки-трансформеры) ученика с точкой доступа Wi-Fi и программным обеспечением.
1 тележка-хранилищес системой подзарядки.
Интерактивная система: интерактивная доска, проектор.
Компьютер для учителя.
Принтер.
Телевизор.
DVD плейер.
Выход в Интернет.
Литература
1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
2.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
3.Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
4. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.
5. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное
пособие 1-2 год обучения. 2005 .
6. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
7. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
8. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
9. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
10. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
11.Н.М. Сокольникова. Программа курса «Изобразительное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.
Литература для детей
1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
5. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
6. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
Календарно-тематический план
1 класс
Дата проведения | № п/п | Название изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным)
| |||||
Учащийся научится (предметные)
| Учащийся сможет научиться (метапредметным) | |||||||
Вводное занятие. (2 ч.) | ||||||||
| 1. | Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях». Правила поведения и техника безопасности. | 1 | Чему мы будем учиться на занятиях. Кабинет искусства — художественная мастерская. | Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.
| Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.
| ||
| 2. |
Изображения вокруг нас. | 1 | Изображения в жизни человека. | Составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | Экспериментировать, исследовать, наблюдать за окружающей действительностью. | ||
Знакомство с основными средствами художественной выразительности (9 ч)
| ||||||||
| 3. | Оживление пятна. | 1 | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).
| Превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
| Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; развивать ассоциативное мышление. | ||
| 4. | Форма предметов. | 1 | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Форма предмета. Гербарий. | Передавать в рисунке простейшую форму, видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. | Пользоваться языком изобразительного искусства | ||
| 5. | Цвет – основа живописи. Основные и дополнительные цвета. | 1 |
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | Различать основные и дополнительные цвета. | Пользоваться языком изобразительного искусства, используя основные и дополнительные цвета. | ||
| 6. | Цвет – основа живописи. Теплые и холодные цвета. | 1 |
Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Пользоваться языком изобразительного искусства. | ||
| 7. | Техника работы акварелью. | 1 | Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. Правила работы акварелью. | Уметь использовать художественные материалы -акварель. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность | ||
| 8. | Техника работы гуашью. Рисование на тему «Осень». | 1 | Цветовое видение. Углубление представления об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине. | Использовать художественные материалы – гуашь. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Располагать и соотносить ближние и дальние предметы на плоскости, передавать смысловую связь между объектами композиции.
| ||
| 9. | Использование цвета в декоре (украшении). Исследовательский проект «Мой любимый цвет» | 1 | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. | Анализировать объекты декора или их части. Видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы. | ||
| 10. | Линия и штрих – основа рисунка. | 1 | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). | Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка. | Выполнять линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе». | ||
| 11. | Изображение деревьев с помощью линий. Штриховка. Виды штриховки. | 1 | Изображение деревьев с помощью линий разным способом. Использование разных видов линий при изображении деревьев. Штриховка поверхности различными способами. | Использование разных видов линий при изображении деревьев. | Придумывать свои линии, с помощью них изображать деревья. Штриховка предметов сложной формы | ||
Учимся у природы (10 ч)
| ||||||||
| 12 | Орнамент. Виды орнамента. Исследовательский проект: семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки; | 1 | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки; | Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента | ||
| 13 | Вид изобразительного искусства - скульптура. «В мире животных» - лепка. | 1 | Лепка животных простейшей формы по образцу. | Организовать рабочее место при лепке изделий из пластилина. Создавать объемные изображения из пластилина. | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | ||
| 14 | Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря. | 1 | Выполнение наброска снегиря, работа в цвете гуашью. | Создавать эскиз в карандаше. Работать с цветом, использовать изученные техники.
| Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | ||
| 15 | «Жар-птица» - техника «Коллаж». | 1 | Знакомство с техникой «коллаж». Разработка эскиза для составления композиции. | Использование техники «коллаж» при составлении композиции. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | ||
| 16 | «Жар-птица» - техника «Коллаж». | 1 | Разработка эскиза жар-птицы для коллажа. Подбор материалов для выполнения работы | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | ||
| 17. | «Жар-птица» - техника «Коллаж». Информационный проект: павлин – Жар-птица;
| 1 | Работа над композицией «Жар-птица». Вырезание деталей из ткани. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | ||
| 18. | «Жар-птица» - техника «Коллаж». | 1 | Работа над композицией «Жар-птица». Наклеивание деталей. | Овладевать различными приёмами и изобразительной деятельности с помощью техники «коллаж» | Использование техники «коллаж» Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | ||
| 19. | Конструирование птиц из бумаги. Творческий проект: «Жар-птица» | 1 | Конструирование птиц из бумаги, разрисовка фигур по представлению. | Овладевать различными приёмами видами искусства. Прием конструирования из бумаги птицы. | Самостоятельно складывать из бумаги различные фигуры. Возможность изобретать новые способы складывания бумаги. | ||
| 20. | «Сказка про зиму» - аппликация | 2 | Аппликация – понятие. Виды аппликаций. Составление эскиза для аппликации. Заготовка деталей. | Выполнять композиции – аппликации Вырезать из бумаги силуэты. | Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | ||
| 21. | «Сказка про зиму» - аппликация | Наложение деталей на бумагу. Составление композиции из заготовленных деталей. | Выполнять композиции – аппликации Вырезать из бумаги силуэты. | Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | |||
Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина (10 ч)
| ||||||||
| 22. | Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - знакомство с творчеством И.Билибина Информационный проект: о творчестве русского художника И. Билибина:
| 1 | Знакомство с творчеством И.Билибина | Воспринимать произведения искусства; Устно описывать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия | Подбирать информацию из различных источников. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | ||
| 23. | Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане». | 1 | Разработка эскиза для сюжетной композиции к «Сказке о царе Салтане». | Выполнить композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше
| Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | ||
| 24. | Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане». | 2 | Работа над эскизом к «Скзке о царе Салтане». Цветовое решение композиции. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | ||
| 25. | Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане». Творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций | Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане...». Рамочки для иллюстраций | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | |||
| 26. | Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». | 3 | Разработка эскиза для сюжетной композиции к «Сказке о рыбаке и рыбке». | Выполнить композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | ||
| 27. | Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». | Работа над эскизом к «Сказке о рыбаке и рыбке».Цветовое решение композиции. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | |||
| 28. | Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». | Работа над эскизом к «Сказке о рыбаке и рыбке».Цветовое решение композиции. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | |||
| 29. | Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол» | 3
| Разработка эскиза для сюжетной композиции сказке «Финист-Ясный Сокол» | Выполнить композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше
| Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | ||
| 30. | Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол» | Работа над эскизом к сказке «Финист-Ясный Сокол». Цветовое решение композиции. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | |||
| 31. | Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол» | Работа над эскизом к сказке «Финист-Ясный Сокол». Цветовое решение композиции. | Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. | |||
Подведение итогов (2 ч.) | ||||||||
| 32. - 33. | Итог года. Выставка работ. | 2 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
Календарно-тематический план
2 класс
Дата проведения | № п/п | Название изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным)
| ||||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | ||||||||
Вводное занятие (1 ч.) | |||||||||
| 1. | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 1 | Чему мы будем учиться на занятиях. Кабинет искусства — художественная мастерская. | Организовывать рабочее место
| Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям. Организовывать рабочее место, готовиться к занятиям.
| |||
Радуга цвета. (8 ч.) | |||||||||
| 2. | Радуга цвета. Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь). | 1 | Понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; | получать новые цвета через смешивание красок | Самостоятельно использовать новые цвета в творческой деятельности. | |||
| 3-4 | В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели. Исследовательский проект: цвет дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики. | 2 | История промысла и произведения народного декоративно-прикладного искусства, технология выполнения росписи, особенности рисунка | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Делать зарисовки по мотивам росписей | Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых образов | |||
| 5-6. | Информационный проект: цвет космоса. Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация).
| 2 | Творчество художника космонавта А. Леонова Красота и разнообразие космоса.
| Передавать в рисунке простейшие формы. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка | Пользоваться языком изобразительного искусства | |||
| 7-8 | Творческий проект: «Мы рисуем сказку о космосе». Организация выставки рисунков в музее. Компьютерная графика: цветовое пятно. Цвет в музыке (проведение интегрированного занятия вместе с учителем музыки). Работа на графическом планшете (интеграция с ИКТ). | 2 | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Работа с компьютером | Различать основные и дополнительные цвета. Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Пользоваться языком изобразительного искусства, используя основные и дополнительные цвета. | |||
| 9 | Выпуск стенной газеты «Это интересно» | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Пользоваться языком изобразительного искусства. | |||
Материал для создания скульптуры (5 ч.) | |||||||||
| 10. | Информационный проект: выразительные объёмы природы (презентация, картинки). Понятие «скульптура». | 1 | Понятие «скульптура». Правила лепки скульптуры | Уметь использовать художественные материалы. Овладевать различными приёмами и техниками лепки. | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | |||
| 11-12 | Художественный материал для работы в объёме. Исследовательский проект: рассматривание коллекции сов и определение материала, из которого изготовлены скульптурки этих птиц | 2 | Правила лепки скульптуры | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности и лепки. | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | |||
| 13-14 | Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).
| 2 | Лепка животных простейшей формы по образцу | Организовать рабочее место при лепке изделий из пластилина. Создавать объемные изображения из пластилина. | Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | |||
Мир полон фантазий. (10 ч.) | |||||||||
| 15 | Кружева в природе. Переработка природных форм. Понятие «фантазия». | 1 | Украшения в окружающей действительности. Отражение элементов природы в произведениях мастеров украшения, фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов. | Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка. | Выполнять линии различной толщины в процессе выполнения композиций | |||
| 16-17 | Информационный проект: кружева (картинки, фотографии, презентация).
| 2 | Украшения в окружающей действительности. отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов. История кружевоплетения. Народные художественно-декоративные промыслы - вышивка, кружево.
| Использование разных видов линий, элементов при изображении кружев | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента | |||
| 18. | Вологодские кружева. | 1 | Украшения в окружающей действительности, основы сцепной техники плетения кружев на коклюшках; освоение различных направлений коклюшечного кружева
| Использование разных видов линий, элементов при изображении кружев . Основы многопарной техники плетения кружев на коклюшках. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента | |||
| 19. | Оренбургские платки. | 1 | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента | |||
| 20-21. | Украшение избы: причелины, полотенца. Наличники окон. Ритм линий. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). | 2 | Красота древнего жилища и его назначение, трехчастная структура избы, символика украшений, внутреннее убранство. Работа с компьютерами | Создавать эскиз в карандаше, украшать готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами
| Украшать (работая индивидуально или группами),детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.
| |||
| 22 | Компьютерная графика: составление узора из геометрических элементов.
| 1 | Составление узора из геометрических элементов.
| Создавать эскиз в карандаше. Работать с цветом, использовать изученные техники.
| Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | |||
| 23-24. | Творческий проект: Бумажные фантазии. Квиллинг —искусство бумагокручения. «Цветочная клумба нашего школьного двора» (выставка работ). | 2 | Новый вид декоративно-прикладного искусства – квиллинг, техника выполнения квиллинга. | Использование техники «квиллинг» при составлении композиции. | Выполнение изделия из самостоятельно придуманных новых элементов квиллинга. | |||
До одеяния было украшение.(5ч.) | |||||||||
| 25 | До одеяния было украшение. Выражение характера человека через украшение. Рассматривание картин Н. Рериха и И. Билибина. Декоративная символика цвета. | 1 | Анализ картин Рериха и И. Билибина. Дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения. Формировать представление детей о роли украшений в жизни людей. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, значение древних корней народного искусства
| Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | |||
| 26-27. | Информационный проект: для чего украшали предметы быта. Народное декоративное искусство | 2 | Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | |||
| 28-30. | Исследовательский проект: знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия. | 3 | Знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия. | Овладевать различными приёмами и изобразительной деятельности с помощью техники «коллаж» | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Навыки исследовательской работы.
| |||
| 31-33 | Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов (выставка поделок). | 3 | Изготовление бус из бумаги, разрисовка фигур по представлению. | Овладевать различными приёмами видами искусства. . | Самостоятельно складывать из бумаги различные фигуры. Возможность изобретать новые способы складывания бумаги. | |||
Подведение итогов (1 ч.) | |||||||||
|
34 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
| 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
Календарно-тематический план
3 класс
Дата проведения | № п/п | Название изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным)
| |||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | |||||||
Вводное занятие. (2 ч.) | ||||||||
| 1 - 2 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 2 |
Чему мы будем учиться на занятиях.
| Организовывать рабочее место
| Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям. Организовывать рабочее место, готовиться к занятиям.
| ||
В стране мастеров игрушек. (7 ч.) | ||||||||
| 3 | Игрушка - предмет искусства. Народный игрушечный промысел. | 1 | Игрушка -древний вид декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России | Формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;
| Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | ||
| 4 - 5 | Информационный проект: игрушка конь у мастеров (презентация). | 2 | Информационный проект: игрушка конь. Знакомство с промыслом мастеров Полхов Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца | Подбирать материал для выполнения работы | Понимать и иметь представление о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира
| ||
| 6 - 7 | Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских. | 2 | Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: | Подбирать материал для выполнения работы Выполнять роспись игрушек | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы Самостоятельно создавать элементы росписи. Навыки исследовательской работы.
| ||
| 8 - 9 | Творческий проект: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка». Выставка поделок «Чудо-кони». | 2 | Знакомство с русским декоративным искусством. Творческий проект «Дымковская игрушка». | Подбирать материал для выполнения работы Выполнять роспись игрушек | Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов
| ||
Книга — произведение искусства. (7 ч.) | ||||||||
| 10- 11 | Информационный проект: искусство книгопечатания. | 2 | Первые печатные книги в Русском государстве | Отбирать материал для выполнения работы | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | ||
| 12 | Книжная миниатюра. | 1 | Книжная миниатюра разных стран. Дизайнерское оформление работ | Получит первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. | Давать нравственно-этическую оценку | ||
| 13 | Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги (23 апреля). | 1 | Расширить знания учащихся о библиотеках. Ознакомление с репродукциями картин художников-сказочников. | Рисовать иллюстрации к сказкам | Использование в собственных фантазий, форм, объемов творческих работах цветовых, ритмов, композиционных решений и образов | ||
| 14 - 15 | Творческий проект: книжка самоделка «Я люблю свою лошадку. | 2 | Анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями
| Отбирать материал для выполнения работы | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | ||
| 16 | Выставка творческих работ. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. . | ||
Украшение улиц и парков. (7 ч.) | ||||||||
| 17 | Деревянное узорочье изб. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). | 1 | Образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта. | Выделять особенности построения крестьянского жилище; цветовое решение | Находить композиционное решение крестьянского интерьера | ||
| 18 - 19 | Информационный проект: «Металлические кружева. Кузнецы России». | 2 | Кузнечное дело, кузнецы России | Различные направления и стили кузнечного ремесла. Отбирать материал для выполнения работы | Самостоятельно выполнять эскизы изделий | ||
| 20 - 21 | Исследовательский проект: «Уличные фонари». | 2 | История появление в России первых уличных фонарей | Отбирать материал для выполнения работы | Самостоятельно выполнять эскизы изделий. Навыки исследовательской работы.
| ||
| 22 | Творческий проект: конструирование из бумаги фонарей | 1 | Обучение приёмам симметричного вырезывания.
| Создание дизайна уличного фонаря | Самостоятельное декорирование изделия | ||
| 23 | Выставка «Улица необыкновенных фонарей» | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Кукла. (3 ч.) | ||||||||
| 24 | Информационный проект: «История кукольного ремесла в России» (куклы тряпичные и деревянные). | 1 | Расширять знания детей об истории кукольного ремесла (куклы тряпичные и деревянные).
| Отбирать материал для выполнения работы | Создавать куклу по собственному образцу. | ||
| 25 | Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью). | 1 | Способы украшений кукольной одежды | Украшать кукольную одежду с помощью аппликации и работы с тканью. | Создавать украшение кукольной одежды по собственному образцу. Разработка эскизов: продумывание внешнего образа | ||
| 26 | Выставка творческих работ. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Маска. (6 ч.) | ||||||||
| 27 | Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства. | 1 | Представление об истории возникновения маски, назначение маски в театре. | Выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы | Передавать характер маски через форму, детали | ||
| 28 | Информационный проект: «Маски в искусстве». | 1 | Формировать интерес к театральному зрелищу, работе художника над интересными, выразительными персонажами спектакля многообразие видов масок в зависимости от используемых материалов
| Вырезать маски из бумаги с последующей аппликацией | Художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.
| ||
| 29 | Маски в Древней Руси. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). | 1 | Представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры, история их возникновения. Работа с компьютером | Использовать шаблоны, образцы для создания творческой работы. | Применять полученные на уроке знания для создания нового продукта – эскиза маски. Создавать выразительные маски (трагические и комические) | ||
| 30 - 31 | Творческий проект: маски к сказке «Колобок» (1-ый вариант: из бумаги; 2-ой вариант из папье-маше). | 2 | Герои сказки. Освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности. | Самовыражаться через синтез двух видов искусства: театрального и бумаги | Самовыражаться через синтез двух видов искусства: театрального и папье - маше | ||
| 32 | Выставка работ учащихся. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Подведение итогов. (2 ч.) | ||||||||
| 33 - 34
| Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | 2 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
Календарно-тематический план
4 класс
Дата проведения | № п/п | Название изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным)
| |||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | |||||||
Вводное занятие. (1 ч.) | ||||||||
| 1
| Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | 1 | Курс «Юный художник». Чему мы будем учиться на занятиях. Кабинет искусства — художественная мастерская. | Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.
| Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям. Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.
| ||
Ярмарка на Руси. (6 ч.) | ||||||||
| 2 - 3 | Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация). | 2 | Познакомить с деревянным зодчеством России – резьбой по дереву, узорочьем, некоторыми знаками-узорами орнамента украшения деревянных резных изделий.
| Применять технику раскрашивания карандашами, фломастерами к уже готовым узорам, доработке готовых узоров. | Выполнять собственные узоры, переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе. | ||
| 4 | Народные праздники. Художественнообразная символика праздника. | 1 | Художественно-образная символика праздников, их истоки. Роль традиционного праздника в жизни современного человека. Особенности городской культуры, нашедшие выражение в сезонных народных праздниках. Взаимосвязь народного и профессионального искусства. Взаимовлияние сельской и городской культуры. Обрядовые особенности праздников в России, Западной Европе, Америке: фейерверки, карнавалы, маскарады, катальные горы, карусели, балаганы. Синтез всех видов искусства на праздничной площади. |
| Раскрывать содержательный и духовный смысл основных православных праздников | ||
| 5 | Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906),«Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне». | 1 | Творчество Б. Кустодиева; культура и традиции русского народа. Русские народные праздники
| Воспринимать произведения искусства | Выполнять в цвете фрагмент народного праздника | ||
| 6 | Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём». | 1 | Понятие «коллаж». Учить видеть черты национального своеобразия в облике людей, поведении, быте; формировать творческую активность, развивать умение передавать своё отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета | Создавать коллаж на тему народного праздника, ярмарки в русском городе | Самостоятельное создание коллажа на свободную тему | ||
| 7 | Выставка работ учащихся. Народное декоративное искусство
| 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Пир на весь мир. (10 ч.) | ||||||||
| 8 - 9 | Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация). | 2 | Представление о домашнем быте русских царей и цариц; углублять знания по истории государства; представление о вариантах декора интерьера, росписи, орнамента | Изображение интерьера палат Московского Кремля.
| Передавать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. | ||
| 10 | Декор интерьера царских и княжеских палат. | 1 | Роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. | Изображать интерьер царских или княжеских палат
| Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
| ||
| 11 | Образно смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов. | 1 | Боярский и народный костюмы. Символическое значение костюма. Цвет. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Особенности пошива в разные исторические эпохи, особенности узоров и украшений, их значение. | Создавать проекты одежды по выбору учащихся
| Передавать особенности национальной одежды своего региона. | ||
| 12 - 13 | Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника. | 2 | Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре. | Способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. | Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы народного праздника | ||
| 14 | Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам. | 1 | Понятия: иллюстрация, сюжет, содержание. Творчество русского художников Васнецова В. | Выполнять рисунки к сюжетам сказок с соблюдением основных законов композиции и перспективы, выполнить рисунок в цвете; применить цветовую гамму, соответствующую сюжету иллюстрации. | Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы и сказочных персонажей | ||
| 15 - 16 | Творческий проект: — украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт). | 2 | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Натюрморт. Хохлома | Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. Выполнять с натуры натюрморт из овощей и фруктов на основе цветового контраста или тематической композиции | Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Выполнять по представлению натюрморт из овощей и фруктов на основе цветового контраста или тематической композиции | ||
| 17 | Выставка работ учащихся. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Декоративное искусство разных времён и народов. (8 ч.) | ||||||||
| 18 - 19 | Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация). | 2 | Место декоративного искусства в жизни человека и общества разных времён и народов | Особенности развития культуры и искусства Западной Европы | Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
| ||
| 20 - 21 | Исследовательский проект: элементы декора, знаки символы, знаки-обереги. | 2 | Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, познакомить учащихся с основными видами орнаментов и принципами композиционного построения. | Изображать основные виды орнаментов.) Виды орнаментов: замкнутый, ленточный, | Орнаменты народов России и зарубежных стран. Навыки исследовательской работы | ||
| 22 | Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора. | 1 | Особенности русского орнамента Символы. Кружево. Вышивка. Композиция. Орнамент. Цвет. Работа на компьютере | Создавать орнаменты по образцу | Выполнение проектов праздничных костюмов с орнаментами (национальные костюмы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски и т.д.) | ||
| 23 - 24 | Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки».
| 2 | Помочь ребёнку почувствовать красоту души Золушки. Формировать способности к художественному взаимодействию посредством аппликации | Использовать различные приёмы техники коллаж | Пользоваться различными художественными материалами, применять различные техники и приёмы. | ||
| 25 | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Декоративная работа в материале. (7 ч.) | ||||||||
| 26 - 27 | Информационный проект: «Современные формы декоративноприкладного искусства» (керамика, стекло, гобелен). | 2 | Сформировать представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками Расширить представление о декоративном искусстве ( керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани); | Выполнить эскиз декоративной композиции по заданию учителя | Самостоятельно выполнить эскиз декоративной композиции | ||
| 28 | Декоративная работа в материале. Витраж. | 1 | Знакомство учащихся с искусством витража; формировать представление об истории развития этого искусства. Понятие «монументальное искусство» | Выполнить витраж, используя картон и цветную бумагу, используя шаблон. | Выполнить витраж, по самостоятельно созданному эскизу композиции | ||
| 29 | Работа на графическом планшете: «Декоративная фантазия» (витраж). | 1 | Работа на компьютере | Выполнить витраж, используя картон и цветную бумагу, по заданию учителя на графическом планшете. | Выполнить витраж, по самостоятельно созданному эскизу на графическом планшете | ||
| 30 - 31 | Творческая работа: 1-й вариант: работа на стекле (витраж), 2-й вариант: работа с тканью (батик). | 2 | Батик- искусство росписи по ткани. История возникновения искусства. | Выполнить творческую работу по заданию учителя на стекле или на ткани | Выполнить творческую работу по самостоятельно созданному эскизу на стекле и на ткани | ||
| 32 | Выставка творческих работ. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
Подведение итогов (2 ч.) | ||||||||
| 33 - 34 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | 2 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
| Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |