СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края





Рабочая программа

внеурочной деятельности



«Весёлый карандаш»

социальное

направление



для 1-4 классов







Составители:

м/о учителей начальных классов

















г. Новоалтайск 2020



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), на основе авторской программы «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко

Актуальность программы обусловлена единством и взаимосвязью теоретических и практических заданий, через деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развить, как творческую личность развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.

Практическая значимость Программа вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками. Метод проектов широко используется в учебной и внеурочной деятельности. Очень важно сделать так, чтобы работа над проектами носила социальный и личностный характер. Социальный характер может проявляться в том, что знания, умения и навыки, полученные на уроках и занятиях во внеурочной деятельности, находят практическое применение в общественно значимых делах, например, в оформлении классного кабинета, актового зала, рекреаций школы, выставок для детей детского сада, для ветеранов и т.д. Личностный характер должен проявляться в том, что при выполнении работы ребёнок самостоятельно принимает решение, оценивает свою работу, видит её значимость для общего дела и получает удовольствие от результата своей деятельности.


Новизна программы состоит в том, что организация обучения направлена на внедрение духовно-нравственного, эстетического воспитания учащихся. В программе ставится цель формирования опыта применения в жизненных ситуациях учения, общения и в быту таких универсальных учебных действий, как планирование, развитие рефлексивных способностей, продолжается формирование основ здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения, применения новых методов и технологий, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином.

В соответствии с учебным планом ОУ программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Срок реализации - 4 года, 135 часов, (1 час в неделю). Теоретических занятий – 47 ч, практических занятий – 88 ч.

Основные цели :

- развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности;


- формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;

- приобщение детей к народному творчеству и, тем самым возрождение народных эстетических традиций средствами проектных технологий;

- воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников;

- воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;

-развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства;

- развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности;

- воспитание в детях умения согласованно и продуктивно работать в группах;

- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.


Основные задачи.

В соответствии с поставленными целями в программе решаются следующие задачи:

- обучение основам художественной грамотности;

- формирование практических навыков и художественной деятельности – декоративно-прикладном искусстве;

- расширение художественно-эстетического кругозора;

- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

- освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

- освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

Виды художественной деятельности.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Обучение основам художественной грамоты.

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоцио­нальные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


Планируемые результаты реализации программы:

Первый уровень результатов - направлен на приобретение школьниками умения накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; первичного опыта художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства.

Второй уровень результатов направлен на приобретение опыта школьником анализировать произведения искусства; формирование практических навыков и художественной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.

Третий уровень результатов направлен на приобретении опыта школьниками участия в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Реализация программы способствует развитию всех групп универсальных учебных действий

Планируемые результаты обучения


Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:

  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;

  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;

  • развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;

  • пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

  • воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:

  • освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  • развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении;

  • развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое);

  • формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;

  • воспитание умения и готовности слушать собеседника;

  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;

  • понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

  • освоение выразительных особенностей языка разных искусств;

  • развитие интереса к различным видам искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.


Предметные результаты освоения программы должны отражать:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;

  • способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;

  • проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

  • использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;

нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства.


Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных учебных заведениях.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Овладевать языком изобразительного искусства:

-понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

-понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гори­зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

-знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

- что такое орнамент, геометрический орнамент;

-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

-эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

-учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

-учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

-различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности Владение простейшими навыками:

-рисунка;

-аппликации;

-построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

-графика (иллюстрация);

-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

-композиция, рисунок, цвет для живописи;

-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- исследовательский;

- наблюдение;

- проблемно – поисковый;

- информативный.

Способы и средства:

- модели и таблицы;

- технические средства;

- рисунки;

- дидактические материалы;

-технологии: информационные (ИКТ), тестовые, здоровьесбережение, деятельностный подход.




Учебно-тематический план

Первый год обучения



/п


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях


2


2


-


2.

Знакомство с основными средствами художественной выразительности


9


2


7


3.


Учимся у природы



10


2


8


4.

Сказочный мир в произведениях русского художника И.Билибина



10


3


7


5.

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ обучающихся


2


1


1



Итого: 33 ч



33


10


23




Содержание программы (33 ч)

Первый год обучения


Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (2 ч)

Знакомство с основными средствами художественной выразительности (9 ч)

Игра-сказка. Оживление пятна (театр теней).

Рассматривание объемного предмета. Игра «Что на что похоже?» (роспись камешков).

Игра «Путаница» (придумывают игру сами дети, например, запутывают следы зайца, убегающего от лисы). Использование линий в выкройках на уроках художественного труда. Виды линий.

Цвет – основа живописи. Стихи о цветах. Основные и составные цвета. Холодные и теплые цвета. Смешение цветов. Цвета в природе. Использование цвета в декоре (украшении). Влияние цвета на организм человека: исследовательский проект «Мой любимый цвет» (социологический опрос обучающихся одного класса, обучающихся начальной школы, работников школы).

Использование цвета на практике, в жизни человека; информационный проект: цвет знаков светофора, условные цветовые обозначения на географической карте, цвет страниц «Красной книги».

Понятие «орнамент». Цвет в русском орнаменте:

- информационный проект: семантика красного цвета в русском орнаменте;

- исследовательский проект: семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки4

- творческий проект: «Азбука цвета» - изготовление учебного пособия (рисунок-таблица).

Учимся у природы (10 ч)

Для чего природа себя украшает?

Декоративная переработка форм птиц и животных. Понятия «аппликация», «оригами», «коллаж», «рельеф».

Проект «Конкурс красоты «Жар-птица»:

- информационный проект: павлин – Жар-птица;

- исследовательский проект: что означает изображение птицы в русском орнаменте?

- творческий проект: «Жар-птица» (использование различных видов художественной деятельности: рисунка (мел, пастель), живописи (акварель, гуашь), аппликации (работа с разным материалом), художественное конструирование (пластилин), оригами (сгибание бумаги).

Выставка творческих работ обучающихся.

Дом. Какой он бывает?. Понятие «архитектура», «дизайн», «конструкция». Я строю дом (построение из бумаги волшебного замка).

Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина (10 ч)

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, выполненных русским художником И. Билибиным. Орнаменты обложки и страниц книг. Понятие «иллюстрация». «шрифт».

Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина:

- информационный проект: о творчестве русского художника И. Билибина:

-исследовательский проект: использование элементов геометрического, растительного и животного мира художником для украшения рамочек страниц книг;

- творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций с использованием декоративных форм растительного мира.

Буквица по мотивам русских народных сказок. Творчество художника-оформителя Т. Мавриной. Декоративные композиции (на сюжеты сказок), вписанные в силуэт буквицы..

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся (2 ч)

Учебно-тематический план

Второй год обучения




/п


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника

безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1

-

2

Радуга цвета

8

3

5

3

Материал для создания скульптуры.

5

2

3

4

Мир полон фантазий.

10

3

7

5

До одеяния было украшение

9

3

6

6

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

1


1


Итого:

34

12

22


Содержание программы (34 ч)

Второй год обучения


1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. (1ч)

2. Радуга цвета. (8 ч.)

Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь). В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели. Исследовательский проект: цвет дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики. Составление викторины или кроссворда. Посещение школьного музея «Человек и Вселенная».Информационный проект: цвет космоса. Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация). Творческий проект: «Мы рисуем сказку о космосе». Организация выставки рисунков в музее. Компьютерная графика: цветовое пятно. Цвет в музыке (проведение интегрированного занятия вместе с учителем музыки). Работа на графическом планшете (интеграция с ИКТ). Экскурсия по рекреациям школы: исследовательский проект: цвет декора рекреаций.Выпуск стенной газеты «Это интересно» (помощь родителей).

3. Материал для создания скульптуры. (5 ч.)

Информационный проект: выразительные объёмы природы (презентация, картинки). Понятие «скульптура». Художественные материал для работы в объёме. Исследовательский проект: рассматривание школьной коллекции сов и определение материала, из которого изготовлены скульптурки этих птиц (сообщение в школьную газету в рубрику «Это интересно»). Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).

4. Мир полон фантазий. (10 ч.)

Кружева в природе. Переработка природных форм. Понятие «фантазия». Информационный проект: кружева (картинки, фотографии, презентация). Вологодские кружева. Оренбургские платки. Украшение избы: причелины, полотенца. Наличники окон. Ритм линий. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Компьютерная графика: составление узора из геометрических элементов. Творческий проект: Бумажные фантазии. Квиллинг — искусство бумагокручения. «Цветочная клумба нашего школьного двора» (выставка работ).

5. До одеяния было украшение.(5ч.)

Выражение характера человека через украшение. Рассматривание картин Н. Рериха и И. Билибина. Декоративная символика цвета. Информационный проект: для чего украшали предметы быта. Народное декоративное искусство.Исследовательский проект: знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов (выставка поделок).

6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (1 ч.)

Учебно-тематический план

Третий год обучения



/п


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2

2

-

2

В стране мастеров игрушек

7

3

4

3

Книга- произведение искусства

7

3

4

4

Украшение улиц и парков

7

2

5

5

Кукла

3

1

2

6

Маска

6

2

4


Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся

2

-

2


Итого:

34

13

21

Учебно-тематический план

Третий год обучения

1. Вводное занятие. (2 ч.)

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. В стране мастеров игрушек. (7 ч.)

Игрушка — предмет искусства. Народный игрушечный промысел. Украшение игрушек народных промыслов. Информационный проект: игрушка конь у мастеров Полхов Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца (презентация). Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских. Творческий проект: 1-ый вариант: подвижная игрушка–дергунчик лошадка; 2-ой вариант: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка». Выставка поделок «Чудо-кони».

3. Книга — произведение искусства. (7 ч.)

Информационный проект: искусство книгопечатания. Книжная миниатюра. Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги (23 апреля). Творческий проект: книжка самоделка «Я люблю свою лошадку» (для оформления книги можно использовать поделки игрушки предыдущего творческого проекта). Выставка творческих работ.

4. Украшение улиц и парков. (7 ч.)

Деревянное узорочье изб. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Информационный проект: «Металлические кружева .Кузнецы России».Исследовательский проект: «Уличные фонари». Творческий проект: конструирование из бумаги фона

рей. Выставка «Улица необыкновенных фонарей»

5. Кукла. (3 ч.)

Информационный проект: «История кукольного ремесла в России» (куклы тряпичные и деревянные). Мастерицы одевальщицы кукол. Посещение школьного этнографического музея «Колесо истории». Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью). Выставка творческих работ.

6. Маска. (6 ч.)

Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства. Информационный проект: «Маски в искусстве». Маски в Древней Руси. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ). Творческий проект: маски к сказке «Колобок» (1-ый вариант: из бумаги; 2-ой вариант из папье-маше). Выставка работ учащихся.

7. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (2 ч.)

Учебно-тематический план

Четвёртый год обучения



Темы


Количество часов

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1

-

2

Ярмарка на Руси.

6

2

4

3

Пир на весь мир.

10

4

6

4

Декоративное искусство разных времён и народов.

8

3

5

5

Декоративная работа в материале.

7

2

5

6

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

2

2


Итого:

34

12

22


Четвёртый год обучения

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. Ярмарка на Руси. (6 ч.)

«Славься мастерами, Русь!» Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация). Народные праздники. Художественнообразная символика праздника. Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906), «Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне». Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём».Выставка работ учащихся. Народное декоративное искусство

3. Пир на весь мир. (10 ч.)

Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация). Декор интерьера царских и княжеских палат. Образно смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов. Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника. Посещение школьного этнографического музея «Колесо истории».Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам. Творческий проект: — украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт). Выставка работ учащихся.

4. Декоративное искусство разных времён и народов. (8 ч.)

Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация). Исследовательский проект: элементы декора, знаки

символы, знаки-обереги. Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора. Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки». Выставка творческих работ учащихся.

5. Декоративная работа в материале. (7 ч.)

Информационный проект: «Современные формы декоративноприкладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).Декоративная работа в материале. Витраж. Работа на графическом планшете: «Декоративная фантазия» (витраж). Творческая работа: 1-й вариант: работа на стекле (витраж), 2-й вариант: работа с тканью (батик). Выставка творческих работ.

6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. (2 ч.)

Итоги реализации программы будут представлены на занятиях в виде организации выставок, участия в конкурсах.



Условия и ресурсы для реализации программы:

- Кадровое: учитель начальных классов высшей категории Бехтева А.Н., зав. библиотекой МБОУ СОШ №7 Селиванова И.В.

- Материально- техническое: музыкальный центр; музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; МД и СД диски; 26 портативных компьютеров (нетбуки-трансформеры) ученика с точкой доступа Wi-Fi и программным обеспечением.

  • 1 тележка-хранилищес системой подзарядки.

  • Интерактивная система: интерактивная доска, проектор.

  • Компьютер для учителя.

  • Принтер.

  • Телевизор.

  • DVD плейер.

  • Выход в Интернет.


Литература

1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

2.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006

3.Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

 4.  Телеушева  Т.Н.  в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

 5. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

 6. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

 7. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

 8. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

 9. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим».  2001 г.

10. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

11.Н.М. Сокольникова. Программа курса «Изобразительное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.

Литература для детей

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

5.  Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

6. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим».  2001 г.                                                                                                                                                                     

Календарно-тематический план

1 класс


Дата проведения

п/п

Название изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)


Учащийся научится

(предметные)


Учащийся сможет научиться (метапредметным)

Вводное занятие. (2 ч.)


1.

Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях». Правила поведения и техника безопасности.

1

Чему мы будем учиться на занятиях.

Кабинет искусства — художественная мастерская.

Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.


Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.



2.


Изображения вокруг нас.

1

Изображения в жизни человека.

Составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Экспериментировать, исследовать, наблюдать за окружающей действительностью.

Знакомство с основными средствами художественной выразительности (9 ч)



3.

Оживление пятна.

1

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).


Превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.


Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; развивать ассоциативное мышление.


4.

Форма предметов.

1

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма». Форма предмета. Гербарий.

Передавать в рисунке простейшую форму, видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.

Пользоваться языком изобразительного искусства


5.

Цвет – основа живописи. Основные и дополнительные цвета.

1

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Различать основные и дополнительные цвета.

Пользоваться языком изобразительного искусства, используя основные и дополнительные цвета.


6.

Цвет – основа живописи. Теплые и холодные цвета.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Пользоваться языком изобразительного искусства.


7.

Техника работы акварелью.

1

Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. Правила работы акварелью.

Уметь использовать художественные материалы -акварель. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность


8.

Техника работы гуашью. Рисование на тему «Осень».

1

Цветовое видение. Углубление представления об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.
Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов. Правила работы гуашью.

Использовать художественные материалы – гуашь. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Располагать и соотносить ближние и дальние предметы на плоскости, передавать смысловую связь между объектами композиции.



9.

Использование цвета в декоре (украшении).

Исследовательский проект «Мой любимый цвет»

1

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности.

Анализировать объекты декора или их части. Видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.


10.

Линия и штрих – основа рисунка.

1

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.

Выполнять линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».


11.

Изображение деревьев с помощью линий.

Штриховка. Виды штриховки.

1

Изображение деревьев с помощью линий разным способом. Использование разных видов линий при изображении деревьев. Штриховка поверхности различными способами.

Использование разных видов линий при изображении деревьев.

Придумывать свои линии, с помощью них изображать деревья. Штриховка предметов сложной формы

Учимся у природы (10 ч)



12

Орнамент. Виды орнамента.

Исследовательский проект: семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки;

1

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. семантика цвета российского флага. Георгиевской ленточки;

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента


13

Вид изобразительного искусства - скульптура. «В мире животных» - лепка.

1

Лепка животных простейшей формы по образцу.

Организовать рабочее место при лепке изделий из пластилина.

Создавать объемные изображения из пластилина.

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников.


14

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.

1

Выполнение наброска снегиря, работа в цвете гуашью.

Создавать эскиз в карандаше. Работать с цветом, использовать изученные техники.


Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников.


15

«Жар-птица» - техника «Коллаж».

1

Знакомство с техникой «коллаж». Разработка эскиза для составления композиции.

Использование техники «коллаж» при составлении композиции.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности


16

«Жар-птица» - техника «Коллаж».

1

Разработка эскиза жар-птицы для коллажа. Подбор материалов для выполнения работы

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности


17.

«Жар-птица» - техника «Коллаж».

Информационный проект: павлин – Жар-птица;


1

Работа над композицией «Жар-птица». Вырезание деталей из ткани.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.


18.

«Жар-птица» - техника «Коллаж».

1

Работа над композицией «Жар-птица». Наклеивание деталей.

Овладевать различными приёмами и изобразительной деятельности с помощью техники «коллаж»

Использование техники «коллаж» Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.


19.

Конструирование птиц из бумаги.

Творческий проект: «Жар-птица»

1

Конструирование птиц из бумаги, разрисовка фигур по представлению.

Овладевать различными приёмами видами искусства. Прием конструирования из бумаги птицы.

Самостоятельно складывать из бумаги различные фигуры. Возможность изобретать новые способы складывания бумаги.


20.

«Сказка про зиму» - аппликация

2

Аппликация – понятие. Виды аппликаций. Составление эскиза для аппликации. Заготовка деталей.

Выполнять композиции – аппликации

Вырезать из бумаги силуэты.

Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.


21.

«Сказка про зиму» - аппликация

Наложение деталей на бумагу. Составление композиции из заготовленных деталей.

Выполнять композиции – аппликации

Вырезать из бумаги силуэты.

Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.

Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина (10 ч)



22.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - знакомство с творчеством И.Билибина

Информационный проект: о творчестве русского художника И. Билибина:


1

Знакомство с творчеством И.Билибина

Воспринимать произведения искусства;

Устно описывать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия

Подбирать информацию из различных источников. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников.


23.

Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане».

1

Разработка эскиза для сюжетной композиции к «Сказке о царе Салтане».

Выполнить композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше


Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


24.

Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане».

2

Работа над эскизом к «Скзке о царе Салтане». Цветовое решение композиции.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


25.

Иллюстрация к «Скзке о царе Салтане».

Творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций

Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане...».
Работа над эскизом к «Сказке о царе Салтане». Цветовое решение композиции.

Рамочки для иллюстраций

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


26.

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

3

Разработка эскиза для сюжетной композиции к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Выполнить композиционное решение рисунка.

Создавать эскиз в карандаше

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


27.

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Работа над эскизом к «Сказке о рыбаке и рыбке».Цветовое решение композиции.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


28.

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Работа над эскизом к «Сказке о рыбаке и рыбке».Цветовое решение композиции.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


29.

Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол»

3



Разработка эскиза для сюжетной композиции сказке «Финист-Ясный Сокол»

Выполнить композиционное решение рисунка.

Создавать эскиз в карандаше


Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


30.

Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол»

Работа над эскизом к сказке «Финист-Ясный Сокол». Цветовое решение композиции.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.


31.

Иллюстрация к сказке «Финист-Ясный Сокол»

Работа над эскизом к сказке «Финист-Ясный Сокол». Цветовое решение композиции.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Подведение итогов (2 ч.)


32.

-

33.

Итог года. Выставка работ.

2

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.


Календарно-тематический план

2 класс


Дата проведения

п/п

Название изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)


Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вводное занятие (1 ч.)


1.

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

Чему мы будем учиться на занятиях.

Кабинет искусства — художественная мастерская.

Организовывать рабочее место


Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.

Организовывать рабочее место, готовиться к занятиям.


Радуга цвета. (8 ч.)


2.

Радуга цвета. Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь).

1

Понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;

получать новые цвета через смешивание красок

Самостоятельно использовать новые цвета в творческой деятельности.


3-4

В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели. Исследовательский проект: цвет дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики.

2

История промысла и произведения народного декоративно-прикладного искусства, технология выполнения росписи, особенности рисунка

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Делать зарисовки по мотивам росписей

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых образов


5-6.

Информационный проект: цвет космоса. Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация).


2

Творчество

художника космонавта А. Леонова Красота и разнообразие космоса.


Передавать в рисунке простейшие формы.

Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка

Пользоваться языком изобразительного искусства


7-8

Творческий проект: «Мы рисуем сказку о космосе». Организация выставки рисунков в музее. Компьютерная графика: цветовое пятно. Цвет в музыке (проведение интегрированного занятия вместе с учителем музыки). Работа на графическом планшете (интеграция с ИКТ).

2

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Работа с компьютером

Различать основные и дополнительные цвета.

Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка.

Пользоваться языком изобразительного искусства, используя основные и дополнительные цвета.


9

Выпуск стенной газеты «Это интересно»

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Материал для создания скульптуры (5 ч.)


10.

Информационный проект: выразительные объёмы природы (презентация, картинки). Понятие «скульптура».

1

Понятие «скульптура».

Правила лепки скульптуры

Уметь использовать художественные материалы. Овладевать различными приёмами и техниками лепки.

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.


11-12

Художественный материал для работы в объёме. Исследовательский проект: рассматривание коллекции сов и определение материала, из которого изготовлены скульптурки этих птиц

2

Правила лепки скульптуры

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности и лепки.

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.


13-14

Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).


2

Лепка животных простейшей формы по образцу

Организовать рабочее место при лепке изделий из пластилина.

Создавать объемные изображения из пластилина.

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Мир полон фантазий. (10 ч.)


15

Кружева в природе. Переработка природных форм. Понятие «фантазия».

1

Украшения в окружающей действительности. Отражение элементов природы в произведениях мастеров украшения, фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов.

Отрабатывать графические навыки, навыки композиционного решения рисунка.

Выполнять линии различной толщины в процессе выполнения композиций


16-17

Информационный проект: кружева (картинки, фотографии, презентация).


2

Украшения в окружающей действительности. отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов. История кружевоплетения. Народные художественно-декоративные промыслы - вышивка, кружево.


Использование разных видов линий, элементов при изображении кружев

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента


18.

Вологодские кружева.

1

Украшения в окружающей действительности, основы сцепной техники плетения кружев на коклюшках; освоение различных направлений коклюшечного кружева


Использование разных видов линий, элементов при изображении кружев . Основы многопарной техники плетения кружев на коклюшках.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента


19.

Оренбургские платки.

1

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента


20-21.

Украшение избы: причелины, полотенца. Наличники окон. Ритм линий. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

2

Красота древнего жилища и его назначение, трехчастная структура избы, символика украшений, внутреннее убранство.

Работа с компьютерами

Создавать эскиз в карандаше, украшать готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами


Украшать (работая индивидуально или группами),детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.



22

Компьютерная графика: составление узора из геометрических элементов.


1

Составление узора из геометрических элементов.


Создавать эскиз в карандаше. Работать с цветом, использовать изученные техники.


Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.


23-24.

Творческий проект: Бумажные фантазии. Квиллинг —искусство бумагокручения. «Цветочная клумба нашего школьного двора» (выставка работ).

2

Новый вид декоративно-прикладного искусства – квиллинг, техника выполнения квиллинга.

Использование техники «квиллинг» при составлении композиции.

Выполнение изделия из самостоятельно придуманных новых элементов квиллинга.

До одеяния было украшение.(5ч.)


25

До одеяния было украшение. Выражение характера человека через украшение. Рассматривание картин Н. Рериха и И. Билибина. Декоративная символика цвета.

1

Анализ картин Рериха и И. Билибина. Дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения. Формировать представление детей  о роли украшений в жизни людей. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства, значение древних корней народного искусства


Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности


26-27.

Информационный проект: для чего украшали предметы быта. Народное декоративное искусство

2

Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.


28-30.

Исследовательский проект: знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия.

3

Знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия.

Овладевать различными приёмами и изобразительной деятельности с помощью техники «коллаж»

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Навыки исследовательской работы.



31-33

Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов (выставка поделок).

3

Изготовление бус из бумаги, разрисовка фигур по представлению.

Овладевать различными приёмами видами искусства. .

Самостоятельно складывать из бумаги различные фигуры. Возможность изобретать новые способы складывания бумаги.

Подведение итогов (1 ч.)



34

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.


1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.






























Календарно-тематический план

3 класс


Дата проведения

п/п

Название изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)


Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вводное занятие. (2 ч.)


1

-

2

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2


Чему мы будем учиться на занятиях.


Организовывать рабочее место


Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.

Организовывать рабочее место, готовиться к занятиям.


В стране мастеров игрушек. (7 ч.)


3

Игрушка - предмет искусства. Народный игрушечный промысел.

1

Игрушка -древний вид декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России

Формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории;


Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности


4

-

5

Информационный проект: игрушка конь у мастеров (презентация).

2

Информационный проект: игрушка конь. Знакомство с

промыслом мастеров Полхов Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца

Подбирать

материал для выполнения работы

Понимать и иметь представление о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира



6

-

7

Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских.

2

Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек:

Подбирать материал для выполнения работы

Выполнять роспись игрушек

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Самостоятельно создавать элементы росписи. Навыки исследовательской работы.



8

-

9

Творческий проект: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка». Выставка поделок «Чудо-кони».

2

Знакомство с русским декоративным искусством. Творческий проект «Дымковская игрушка».

Подбирать материал для выполнения работы Выполнять роспись игрушек

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов


Книга — произведение искусства. (7 ч.)


10-

11

Информационный проект: искусство книгопечатания.

2

Первые печатные книги в Русском государстве 

Отбирать материал для выполнения работы

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы


12

Книжная миниатюра.

1

Книжная миниатюра разных стран. Дизайнерское оформление работ

Получит

первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства.

Давать нравственно-этическую оценку


13

Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги (23 апреля).

1

Расширить знания учащихся о библиотеках. Ознакомление с репродукциями картин художников-сказочников.

Рисовать иллюстрации к сказкам

Использование в собственных фантазий, форм, объемов творческих работах цветовых, ритмов, композиционных решений и образов


14

-

15

Творческий проект: книжка самоделка «Я люблю свою лошадку.

2

Анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями


Отбирать материал для выполнения работы

Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы


16

Выставка творческих работ.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

.

Украшение улиц и парков. (7 ч.)


17

Деревянное узорочье изб. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

1

Образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта.
Работа с компьютером.

Выделять особенности построения крестьянского жилище; цветовое решение

Находить композиционное решение крестьянского интерьера


18

-

19

Информационный проект: «Металлические кружева. Кузнецы России».

2

Кузнечное дело,

кузнецы России

Различные направления и стили кузнечного ремесла. Отбирать материал для выполнения работы

Самостоятельно выполнять эскизы изделий


20

-

21

Исследовательский проект: «Уличные фонари».

2

История появление в России  первых уличных фонарей

Отбирать материал для выполнения работы

Самостоятельно выполнять эскизы изделий. Навыки исследовательской работы.



22

Творческий проект: конструирование из бумаги фонарей

1

Обучение приёмам симметричного вырезывания.


Создание дизайна уличного фонаря

Самостоятельное декорирование изделия


23

Выставка «Улица необыкновенных фонарей»

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Кукла. (3 ч.)


24

Информационный проект: «История кукольного ремесла в России» (куклы тряпичные и деревянные).

1

Расширять знания детей об истории кукольного ремесла

(куклы тряпичные и деревянные).


Отбирать материал для выполнения работы

Создавать куклу по собственному образцу.


25

Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью).

1

Способы украшений кукольной одежды

Украшать кукольную одежду с помощью аппликации и работы с тканью.

Создавать украшение кукольной одежды по собственному образцу. Разработка эскизов: продумывание внешнего образа


26

Выставка творческих работ.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Маска. (6 ч.)


27

Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства.

1

Представление об истории возникновения маски, назначение маски в театре.

Выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы

Передавать характер маски через форму, детали


28

Информационный проект: «Маски в искусстве».

1

Формировать интерес к театральному зрелищу, работе художника над интересными, выразительными персонажами спектакля

многообразие видов масок в зависимости от используемых материалов


Вырезать маски из бумаги с последующей аппликацией

Художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.
Передавать характер в объеме выразительности масок на основе цилиндра



29

Маски в Древней Руси. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

1

Представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры,  история их  возникновения. Работа с компьютером

Использовать шаблоны, образцы для создания творческой  работы.

Применять полученные на уроке знания для создания нового продукта – эскиза маски. Создавать выразительные маски (трагические и комические)


30

-

31

Творческий проект: маски к сказке «Колобок» (1-ый вариант: из бумаги; 2-ой вариант из папье-маше).

2

Герои сказки.  Освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.

Самовыражаться через синтез двух видов искусства: театрального и бумаги

Самовыражаться через синтез двух видов искусства: театрального и папье - маше


32

Выставка работ учащихся.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Подведение итогов. (2 ч.)


33

-

34


Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

2

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.






























Календарно-тематический план

4 класс


Дата проведения

п/п

Название изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)


Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вводное занятие. (1 ч.)


1


Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

Курс «Юный художник».

Чему мы будем учиться на занятиях.

Кабинет искусства — художественная мастерская.

Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.


Самостоятельно подбирать нужные материалы к занятиям.

Организовывать рабочее место, подготовку к занятиям.


Ярмарка на Руси. (6 ч.)


2

-

3

Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация).

2

Познакомить с деревянным зодчеством России – резьбой по дереву, узорочьем, некоторыми знаками-узорами орнамента украшения деревянных резных изделий.


Применять технику раскрашивания карандашами, фломастерами к уже готовым узорам, доработке готовых узоров.

Выполнять собственные узоры, переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе.


4

Народные праздники. Художественнообразная символика праздника.

1

Художественно-образная символика праздников, их истоки. Роль тра­диционного праздника в жизни современного человека.

Особенности городской культуры, нашед­шие выражение в сезонных народных праздниках. Взаи­мосвязь народного и профессионального искусства. Взаи­мовлияние сельской и городской культуры. Обрядовые осо­бенности праздников в России, Западной Евро­пе, Америке: фейерверки, карнавалы, маскарады, каталь­ные горы, карусели, балаганы. Синтез всех видов искусст­ва на праздничной площади.


Раскрывать содержательный и духовный смысл основных православных праздников


5

Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906),«Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне».

1

Творчество Б. Кустодиева; культура и традиции русского народа. Русские народные праздники




Воспринимать произведения искусства

Выполнять в цвете фрагмент народного праздника


6

Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём».

1

Понятие «коллаж». Учить видеть черты национального своеобразия в облике людей, поведении, быте; формировать творческую активность, развивать умение передавать своё отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета

Создавать коллаж на тему народного праздника, ярмарки в русском городе

Самостоятельное создание коллажа на свободную тему


7

Выставка работ учащихся. Народное декоративное искусство


1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Пир на весь мир. (10 ч.)


8

-

9

Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация).

2

Представление   о   домашнем   быте   русских   царей   и  цариц;  углублять  знания   по   истории   государства;    представление о вариантах декора интерьера, росписи, орнамента

Изображение интерьера палат Московского Кремля.









Передавать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.


10

Декор интерьера царских и княжеских палат.

1

Роль постройки, изобра­жения, украшения при создании образа древнерусского города.


Изображать интерьер царских или княжеских палат


Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.



11

Образно смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов.

1

Боярский и народный костюмы. Символическое значение костюма. Цвет. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Особенности пошива в разные исторические эпохи, особенности узоров и украшений, их значение.

Создавать проекты одежды по выбору учащихся


Передавать особенности национальной одежды своего региона.


12

-

13

Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника.

2

Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.
 Углубить представление о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний.

Способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы народного праздника


14

Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам.

1

Понятия: иллюстрация, сюжет, содержание. Творчество

русского художников Васнецова В.

Выполнять рисунки к сюжетам сказок с соблюдением основных законов композиции и перспективы, выполнить рисунок в цвете; применить цветовую гамму, соответствующую сюжету иллюстрации.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы и сказочных персонажей


15

-

16

Творческий проект: — украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт).

2

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Натюрморт. Хохлома

Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке. Выполнять с натуры натюрморт из овощей и фруктов на основе цветового контраста или тематической композиции

Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды.

Выполнять по представлению натюрморт из овощей и фруктов на основе цветового контраста или тематической композиции


17

Выставка работ учащихся.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Декоративное искусство разных времён и народов. (8 ч.)


18

-

19

Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация).

2

Место декоративного искусства в жизни человека и общества разных времён и народов

Особенности развития культуры и искусства Западной Европы

Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произве­дениях искусства разных народов мира.



20

-

21

Исследовательский проект: элементы декора, знаки

символы, знаки-обереги.

2

Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, познакомить учащихся с основными видами орнаментов и принципами композиционного построения.

Изображать основные виды орнаментов.) Виды орнаментов: замкнутый, ленточный,
сетчатый, а также их деление на геометрические, растительные, животные,
символические, комбинированные.

Орнаменты народов России и зарубежных стран. Навыки исследовательской работы


22

Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора.

1

Особенности русского орнамента Символы. Кружево. Вышивка. Композиция. Орнамент. Цвет. Работа на компьютере

Создавать орнаменты по образцу

Выполнение проектов праздничных костюмов с орнаментами (национальные костюмы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски и т.д.)


23

-

24

Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки».


2

Помочь ребёнку почувствовать красоту души Золушки. Формировать  способности к художественному взаимодействию посредством аппликации

Использовать различные приёмы техники коллаж

Пользоваться различными художественными материалами, применять различные техники и приёмы.


25

Выставка творческих работ учащихся.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Декоративная работа в материале. (7 ч.)


26

-

27

Информационный проект: «Современные формы декоративноприкладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).

2

Сформировать представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками Расширить представление о декоративном искусстве

( керамика, художественное стекло,  металл, гобелен, роспись по ткани);

Выполнить эскиз декоративной композиции по заданию учителя

Самостоятельно выполнить эскиз декоративной композиции


28

Декоративная работа в материале. Витраж.

1

Знакомство учащихся с искусством витража; формировать представление об истории развития этого искусства. Понятие «монументальное искусство»

Выполнить витраж, используя картон и цветную бумагу, используя шаблон.

Выполнить витраж, по самостоятельно созданному эскизу композиции


29

Работа на графическом планшете: «Декоративная фантазия» (витраж).

1

Работа на компьютере

Выполнить витраж, используя картон и цветную бумагу, по заданию учителя на графическом планшете.

Выполнить витраж, по самостоятельно созданному эскизу на графическом планшете


30

-

31

Творческая работа: 1-й вариант: работа на стекле (витраж), 2-й вариант: работа с тканью (батик).

2

Батик- искусство росписи по ткани. История возникновения искусства.

Выполнить творческую работу по заданию учителя на стекле или на ткани

Выполнить творческую работу по самостоятельно созданному эскизу на стекле и на ткани


32

Выставка творческих работ.

1

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Подведение итогов (2 ч.)


33

-

34

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

2

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.


Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.