Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Углезаводск
Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол №___от __.____.20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _____________ Сосновских О.В.. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № __ от __.___ 20__г. Директор МБОУ СОШ с.Углезаводск _______Качанов А.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Развитие личности и профилактика асоциального поведения в подростковом возрасте"
7-9 класс
Срок реализации 3 года
Составитель:
Писклёнова Елена Викторовна
Педагог-психолог
с. Углезаводск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г,
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Авторской программы «Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». под ред И.В. Дубровиной
«Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» под редакцией Е.В.Емельяновой.
Данная программа является модифицированной, соответствует содержанию авторских программ программ «Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». под ред И.В. Дубровиной и «Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» под редакцией Е.В.Емельяновой.
Цель курса внеурочной деятельности «Развитие личности и профилактика асоциального поведения в подростковом возрасте»:
- в направлении личностного развития
развивать качества личности подростка, способствующие успешной социализации и самореализации в жизни и, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
развивать умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
развивать умения достигать поставленной цели
- в метапредметном направлении:
-познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
-обучение способам снятия напряжения;
-формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию.
- в предметном направлении:
- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
-учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
-ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
-развивать эмпатию, способность к принятию себя и другого человека.
-воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
1 четверть –8 ч.
2 четверть – 8ч.
3 четверть –10ч.
4 четверть –8 ч.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы:
- Сформировать у подростков адекватную самооценку;
- снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;
- сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
- выработать позитивные жизненные цели и мотивацию к их достижению.
- способности относиться к себе с юмором, преодоление неуверенности;
- развитие мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков;
– осознание опасений и страхов, желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;
- развитие чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека.
- сосознание учащимися своих индивидуальных личностных черт и сопоставление себя с окружающими.
Метапредметные результаты :
- формирование у учащихся представления об опасности «безопасных форм одурманивания», последствиях употребления психоактивных веществ, углубление понимания в чем состоит их вред.;
- формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье.
-формирование у учащихся навыков сопротивления стрессовым ситуациям.
Предметные результаты:
- формирование у учащихся способности концентрации сил и внимания для достижения уверенности в себе, осознание своих достижений;
- развитие навыков уверенного поведения;
Формирование навыков сопротивления стрессовым ситуациям.
- формирование у учащихся способности выявлять, анализировать свои недостатки, относиться к ним как к нормальным особенностям личности любого человека, находить пути их преодоления.
Ученик научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать позиции других людей – партнеров по общению или деятельности;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения;
Ученик получит возможность научиться:
- Преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях.
- наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности,
-утверждать свои права и собственную ценность.
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа в 7-9 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
1 четверть- 9часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть-10 часов
4 четверть – 9часов.
Содержание курса внеурочной деятельности:
7 класс:
1.Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе.
1.1.Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.
1.2.Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе.
1.3.Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей.Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.
1.4. Чувство собственного достоинства (продолжение).Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.
1.5.Мои права и права других людей.
1.6. Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнение.
1.7.Просьба (продолжение)
1.8.Я в своих глазах и глазах других людей.
1.9. Я в своих глазах и глазах других людей (продолжение)
1.10.Я для себя, я для других. Обида.
1.11.Обида.
1.12.Обида (окончание).
1.13. Как справиться с раздражением, плохим настроением.
1.14.Наши чувства, желания, настроения.
1.15.Победи своего дракона!
1.16.Победи своего дракона (окончание). Звездная карта всей жизни. Вручение телеграмм. Контракт с самим собой.
2.Развитие мотивов межличностных отношений.
2.1. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
2.2. Осознание себя. Внимание к пониманию другого. Умение вести диалог.
2.3. Умение слушать. Люди значимые для меня. Работа с чувствами.
2.4. Типичные проблемы. Игровой тренинг.
2.5. Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.
2.6. Мои проблемы в отношении с людьми.
2.7.Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
2.8.Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.
2.9.Мотивы наших поступков. Обратная связь.
2.10.Завершающее занятие.
8 класс
Развитие коммуникативных навыков для подростков.
1.1.Создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.
1.2.Формирование адекватной самооценки.
1.3. Выбор модели поведения в различных ситуациях.
1.4.Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.
1.5.Формирование адекватной самооценки.
2. Профилактика асоциального поведения.
2.1.Формирование навыков саморегуляции.
2.2.Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций.
2.3.Выработка доверительного отношения к родителям, осознание возможности избегать конфликтов с родителями.
2.4. Выработка умения противостоять негативному влиянию группы.
2.5. Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсичные вещества.
2.6. Выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя.
2.7.Повышение самооценки подростков.
2.8.Формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
3.Формирование позитивных жизненных целей.
3.1.Развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе.
3.2.Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
3.3.Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон.
3.4. Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
3.5.Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
3.6.Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
3.7.Повышение самооценки в достижении целей
3.8. Повышение уверенности в достижении целей
3.9. Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей.
9 класс.
1.Команда.
1.1.Знакомство
1.2.Развитие группового доверия.
1.3.Выявление скрытой агрессии, страхов.
1.4. Развитие этапа комфортности в группе.
1.5.Развитие активного взаимодействия участников.
1.6. Развитие группового доверия и рефлексии.
1.7.Игра-приключение «Поиски клада».
2.Красный квадрат.
2.1. Свободное дыхание.
2.2. Свободное дыхание (продолжение).
2.3. Информирование, систематизация представлений и мифов о причинах отклоняющего поведения .
2.4. «Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик.
2.5.«Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик (продолжение).
2.6. .«Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик (продолжение).
2.7.Стена.
2.8.Поезд здоровья.
2.9.Трудный случай.
2.10.Трудный случай (продолжение).
2.11.Групповой коллаж: Я хочу быть свободным и здоровым!
3.Властелин эмоций.
3.1.Структура эмоциональных переживаний.
3.2.Практикум «Как я справляюсь со своей тревогой?»
3.3.Обучение сознаванию реакции своего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние.
3.4.Обучение приемам снятия стрессового напряжения.
3.5. Обучение способам выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом.
3.6.Практикум «Как я справляюсь со своим гневом?»
4. «Я-это я».
4.1.Развитие толерантности к себе и другим.
4.2.Стимуляция сознавания бессознательных желаний.
4.3.Развитие толерантности к себе и другим.
4.4. Стимуляция сознавания собственной уникальности.
5. «Окна».
5.1.Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми.
5.2.Стимуляция сознавания личных позиционных предпочтений в отношениях.
5.3. Стимуляция опыта переживания пассивной и активной позиции в ситуации в сочетании с позициями ответственности и жертвы.
5.4.Осознанное переживание опыта отношений, основанных на нежелании брать на себя ответственности за свою жизнь.
5.5. Определение активной и пассивной позиции, позиции ответственности и жертвы по поведению людей.
5.6. Определение активной и пассивной позиции, позиции ответственности и жертвы по поведению людей (продолжение).
Учебно-тематический план 7 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов |
1. | Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе. | 16 |
2. | Развитие мотивов межличностных отношений. | 10 |
Учебно-тематический план 8 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов |
1. | Развитие коммуникативных навыков для подростков. | 10 |
2. | Профилактика асоциального поведения. | 10 |
3. | Формирование позитивных жизненных целей. | 14 |
Учебно-тематический план 9 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов |
1. | Команда. | 16 |
2. | Красный квадрат. | 10 |
3. | Властелин эмоций | |
4. | Я-это я. | |
5. | Окна | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов | Дата | Кор-ка |
1. | 1.Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе. | | | |
1.1 | Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении. | 1ч | | |
1.2 | Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. | 1ч | | |
1.3 | Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей | 1ч | | |
1.4 | Чувство собственного достоинства | 1ч | | |
1.5 | Мои права и права других людей. | 2ч | | |
1.6 | Просьба | 1ч | | |
1.7 | Просьба (продолжение) | 1ч | | |
1.8 | Я в своих глазах и глазах других людей. | 1ч | | |
1.9. | Я в своих глазах и глазах других людей (продолжение) | 1ч | | |
1.10 | Я для себя, я для других. Обида. | 1ч | | |
1.11. | Обида | 1ч | | |
1.12. | Обида (окончание). | 1ч | | |
1.13. | Как справиться с раздражением, плохим настроением. | 2ч | | |
1.14 | Наши чувства, желания, настроения. | 2ч | | |
1.15. | Победи своего дракона! | 1ч | | |
1.16 | Победи своего дракона (окончание) | 1ч | | |
2. | Развитие мотивов межличностных отношений. | | | |
2.1. | Обучение релаксации | 1ч | | |
2.2. | Осознание себя. Внимание к пониманию другого. Умение вести диалог. | 2ч | | |
2.3. | Умение слушать. | 1ч | | |
2.4. | Типичные проблемы. Игровой тренинг. | 2ч | | |
2.5. | Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт | 1ч | | |
2.6 | Мои проблемы в отношении с людьми. | 2ч | | |
2.7. | Осознание мотивов межличностных отношений. | 2ч | | |
2.8. | Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности. | 2ч | | |
2.9. | Мотивы наших поступков. Обратная связь. | 1ч | | |
2.10. | Завершающее занятие. | 1ч | | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов | Дата | Кор-ка |
1. | Развитие коммуникативных навыков для подростков. | | | |
1.1 | Создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия. | 1ч | | |
1.2 | Формирование адекватной самооценки. | 2ч | | |
1.3 | Выбор модели поведения в различных ситуациях | 2ч | | |
1.4 | Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях. | 2ч | | |
1.5 | Формирование адекватной самооценки. | 2ч | | |
2. | Профилактика асоциального поведения. | | | |
2.1. | Формирование навыков саморегуляции. | 2ч | | |
2.2. | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций | 1ч | | |
2.3. | Выработка доверительного отношения к родителям, осознание возможности избегать конфликтов с родителями | 1ч | | |
2.4. | Выработка умения противостоять негативному влиянию группы | 2ч | | |
2.5. | Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсичные вещества. | 2ч | | |
2.6. | Выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя. | 1ч | | |
2.7. | Повышение самооценки подростков. | 2ч | | |
2.8. | Формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации. | 1ч | | |
3. | Формирование позитивных жизненных целей. | | | |
3.1. | Развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе. | 1ч | | |
3.2. | Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе | 2ч | | |
3.3. | Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон. | 2ч | | |
3.4. | Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения. | 1ч | | |
3.5. | Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград | 2ч | | |
3.6. | Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению | 1ч. | | |
3.7. | Повышение самооценки в достижении целей | 2ч. | | |
3.8. | Повышение уверенности в достижении целей | 1ч. | | |
3.9. | Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. | 1ч. | | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ | Темы занятий | кол-во часов | Дата | Кор-ка |
1. | Команда. | | | |
1.1. | Знакомство | 1ч | | |
1.2. | Формирование адекватной самооценки. | 1ч | | |
1.3. | Выявление скрытой агрессии, страхов. | 1ч | | |
1.4. | Развитие этапа комфортности в группе. | 1ч | | |
1.5. | Развитие активного взаимодействия участников. | 1ч | | |
1.6. | Развитие группового доверия и рефлексии. | 1ч | | |
1.7. | Игра-приключение «Поиски клада». | 1ч | | |
2. | Красный квадрат | 1ч | | |
2.1 | Свободное дыхание | 1ч | | |
2.2. | Свободное дыхание (продолжение) | 1ч | | |
2.3. | Информирование, систематизация представлений и мифов о причинах отклоняющего поведения . | 1ч | | |
2.4. | «Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик. | 1ч | | |
2.5. | «Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик (продолжение). | 1ч | | |
2.6. | «Шаги к пропасти», или жизнь человека, употребляющего наркотик (продолжение). | 1ч | | |
2.7. | Стена. | 1ч. | | |
2.8. | Поезд здоровья. | 1ч | | |
2.9. | Трудный случай. | 1ч | | |
2.10 | Трудный случай (продолжение). | 2ч | | |
2.11 | Групповой коллаж: Я хочу быть свободным и здоровым! | 1ч | | |
3. | Властелин эмоций. | | | |
3.1. | Структура эмоциональных переживаний. | 1ч | | |
3.2. | Практикум «Как я справляюсь со своей тревогой?» | 1ч | | |
3.3. | Обучение сознаванию реакции своего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние. | 1ч | | |
3.4. | Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. | 1ч | | |
3.5. | Обучение способам выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом. | 1ч | | |
3.6. | Практикум «Как я справляюсь со своим гневом?» | 1ч | | |
4. | «Я-это я». | | | |
4.1. | Развитие толерантности к себе и другим. | 1ч | | |
4.2. | Стимуляция сознавания бессознательных желаний | 1ч | | |
4.3. | Развитие толерантности к себе и другим. | 1ч | | |
4.4. | Стимуляция сознавания собственной уникальности. | 1ч | | |
5. | «Окна». | | | |
5.1. | 5.1.Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми. | 1ч | | |
5.2. | Стимуляция сознавания личных позиционных предпочтений в отношениях | 1ч | | |
5.3. | Стимуляция опыта переживания пассивной и активной позиции в ситуации в сочетании с позициями ответственности и жертвы | 1ч | | |
5.4. | Осознанное переживание опыта отношений, основанных на нежелании брать на себя ответственности за свою жизнь | 1ч | | |
5.5. | Определение активной и пассивной позиции, позиции ответственности и жертвы по поведению людей. | 1ч | | |
5.6. | Определение активной и пассивной позиции, позиции ответственности и жертвы по поведению людей (продолжение) | 1ч | | |