СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа креативного мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Школа креативного мышления»  составлена согласно  требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для учащихся 1 классов. Разработана на основе авторской программы С.Гин.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа креативного мышления"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18» г. АЧИНСКА












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Школа креативного мышления»


начального общего образования


1 класс


С.Гин «Мир загадок».





Программу составила:


Ефимова Светлана

Константиновна

ВКК

















Ачинск, 2020 год





Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Школа креативного мышления» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 18» и авторской программы курса «Школа креативного мышления» автора С.Гин.

Программа «Школа креативного мышления» складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс).

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

При этом каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.

Раздел «Мир загадок» знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и поделок.

В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Цель раздела «Мир фантазии» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.

Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией.

Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

Целью программы «Школа креативного мышления» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать» - Дж. Родари.

Богатое, твор­ческое воображение, свободное, раскрепощенное мышление помогу нашим детям лучше осваивать «серьезный» учебный материал. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Ценным является участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования воображения и его воплощения.

Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно- ориентированных технологий : игровые технологии; технология КСО; технология проблемного диалога, технология критического мышления

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах

  • знакомство с научно-популярной литературой,

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах.

В начальной школе любая деятельность базируется на игре.

Планирую использовать различные виды игр:

● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Программой «Школа креативного мышления» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Методы контроля - задания в виде творческих работ в конце каждой темы, выставки, участие в конкурсах.

Основным методом проведения занятий является практическая работа


Организационно-педагогические характеристики

образовательного процесса

Программа курса внеурочной деятельности «Школа креативного мышления» может быть реализована на базе школ, учреждений дополнительного образования, обладающих необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

  • Срок реализации программы – 4 года

  • Возраст обучающихся – 7-11 лет

  • Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек

Режим работы:

  • 33 (66) часа(ов) в год. Объём часов может варьироваться, программу можно модифицировать по количеству часов и содержанию.

  • 1(2) час (а) в неделю (академический час)

Режим работы на 2-4 класс:

  • 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Занятия проводятся с двумя подгруппами по 15 человек.

Темы дублируются по часу на каждую подгруппу.


Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Школа креативного мышления. Мир загадок»

Метапредметные:

Личностные УУД :

расширение представлений детей об окружающей действительности.

  • Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития

  • Овладение навыкам эмоциональной саморегуляции

  • Формирование культуры мышления и поведения

Коммуникативные УУД:

  • -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, заменять друг друга. Умение согласовывать свои действия с партнерами.

  • аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивать собеседника и вести диалога;

Познавательные УУД:

  • - самостоятельно включаться в творческую деятельность

  • Расширять кругозор

  • приобретать практические навыки и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД:

  • оценивать свои действия и действия других детей

  • -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

  • -вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Пути достижения:

Формирование  универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный творческий продукт(рисунок, поделку) При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, , выполняет творческое задание, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своей творческой работы


Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

-учиться выражать свои мысли, аргументировать;

-овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.


Пути достижения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, тренингов, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, актёр и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ



Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Школа креативного мышления. Мир загадок»

К концу первого класса воспитанники будут знать:

- цвета радуги;

- признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;

- признаки отличия твердого вещества от жидкого;

- назначение различных органов чувств;

- возможность изменения объектов во времени;

- последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь:

- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;

- понимать относительность размера «для кого? для чего?»;

- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»

- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;

- описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

Получат возможность научиться:

  • использовать нестандартные методы решения различных задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов

Уровень освоения программы

Первый уровень результатов освоения программы: уровень представления (знакомства). Обучающийся, выведенный на этот уровень, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает знанием- знакомством и способен произвести опознание, различение и соотнесение. А так же духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - уровень воспроизведения. Ребёнок может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные ВД. Он обладает знанием-копией.

Третий уровень результатов -- уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения - умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в различных проектах

Четвёртый уровень результатов - уровень творчества. Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Чтобы вывести детей на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями, навыками по определенному - пусть даже весьма широкому - набору учебных элементов. Необходимо «добывать» необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.

Программа курса «Школа креативного мышления» реализуется через методические пособия для учителя, представляющие собой подробные рекомендации проведения занятий.

  1. Гин С.И. Мир загадок. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2012. – 130 с.

  2. Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.

  3. Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.

  4. Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2012. – 143 с.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Школа креативного мышления. Мир загадок»

(66 часов)

Содержание программы включает:

№ п/п

Город самых простых загадок

(30 ч)

Содержание учебного раздела


Основные изучаемые вопросы (дидактические единицы)

Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности


Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


2

Город пяти чувств (12ч)



Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.


Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям оценивать свои действия и действия других детей

приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

познакомиться с некоторыми способами изучения природы и общества, осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;


3

Город загадочных частей. (8ч)



Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки

4

Город загадочных мест (8ч)



Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

готовность и способность к саморазвитию;

развитие познавательных интересов, мотивов


5

Город загадочных дел (8ч)



Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на занятиях

готовность и способность к саморазвитию;

развитие познавательных интересов, мотивов

уметь планировать работу и определять последовательность действий.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

получение опыта самостоятельного социального действия

приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках.



Итого: 66ч






















Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Школа креативного мышления. Мир загадок»

1 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

(творческие работы учащихся)

1.

Знакомство со Страной загадок

1

Рисунок Страны загадок

2.

Знакомство со Страной загадок

1

Рисунок Страны загадок

3.

Улица "Цвет"

1

Загадки про цвета

4.

Улица "Цвет"

1

Загадки про цвета

5.

Изменение цвета в природе

1

Загадки об изменении цвета

6.

Изменение цвета в природе

1

Загадки об изменении цвета

7.

Цвет в рукотворном мире

1

Рисунок-фантазия

8

Цвет в рукотворном мире

1

Рисунок-фантазия

9

Улица "Форма"

1

 

10

Улица "Форма"

1

 

11

Изменение формы

1

Поделка

12

Изменение формы

1

Поделка

13

Замок похожестей-непохожестей

1

Загадка

14

Замок похожестей-непохожестей

1

Загадка

15

Геометрические головоломки

1

Рисунок

16

Геометрические головоломки

1

Рисунок

17

Улица "Размер"

1

 

18

Улица "Размер"

1

 

19

Относительность размера

1

Рисунок

20

Относительность размера

1

Рисунок

21

Противоречия в размере

1

Сказка

22

Противоречия в размере

1

Сказка

23

Улица "Вещество"

1

 

24

Улица "Вещество"

1

 

25

Агрегатное состояние вещества

1

Загадка

26

Агрегатное состояние вещества

1

Загадка

27

Вещества в изобретательских ситуациях

1

Загадка

28

Вещества в изобретательских ситуациях

1

Загадка

29

Город самых простых загадок

1

Рисунок

30

Город самых простых загадок

1

Рисунок

31

Город детских загадок

1

Описание

32

Город детских загадок

1

Описание

33

Улица "Зрение"

1

 

34

Улица "Зрение"

1

 

35

Улица "Слух"

1

Описание

36

Улица "Слух"

1

Описание

37

Улица "Осязание"

1

Рассказ

38

Улица "Осязание"

1

Рассказ

39

Улица "Обоняние". Улица "Вкус"

1

Сказка

40

Улица "Обоняние". Улица "Вкус"

1

Сказка

41

Решение изобретательских задач на обнаружение

1

 

42

Решение изобретательских задач на обнаружение

1

 

43

Знакомство с Городом загадочных частей

1

Рисунок

44

Знакомство с Городом загадочных частей

1

Рисунок

45

Игры и упражнения со словами

1

Рассказ

46

Игры и упражнения со словами

1

Рассказ

47

Придумывание необычных предметов

1

Рисунок

48

Придумывание необычных предметов

1

Рисунок

49

Знакомство с Городом загадочных мест

1

 

50

Знакомство с Городом загадочных мест

1

 

51

Сочинение загадок

1

Буклет

52

Сочинение загадок

1

Буклет

53

Путешествие в прошлое

1

 

54

Путешествие в прошлое

1

 

55

Путешествие в будущее

1

Рассказ

56

Путешествие в будущее

1

Рассказ

57

Путешествие в Город загадочных дел

1

Описание

58

Путешествие в Город загадочных дел

1

Описание

59

Город "взрослых" загадок

1

Описание

60

Город "взрослых" загадок

1

Описание

61

Подготовка творческой работы (проекта)

1

Рисунок. Презентация

62

Подготовка творческой работы (проекта)

1

Рисунок. Презентация

63

Защита творческой работы (проекта)

1

 

64

Защита творческой работы (проекта)

1

 

65

Обобщающее занятие. Праздник.

1

 

66

Обобщающее занятие. Праздник.

1

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!