Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
Приказ № 123 от 27.08.2020 г.
_________ /Губская М.П./
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
«Школа хороших манер»
во 2 «б» классе на 2020 - 2021 учебный год
Количество часов – 34
Учитель Манцурова Н.И.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена
на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»,
в соответствии с требованиями ФГОС НОО Москва, «Вента», 2014 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Школа хороших манер»
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Учащиеся научатся:
применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
слова вежливости,
основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
работать в паре и в группе,
проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
культурно выражать свои эмоции в совместной работе
ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основное содержание курса | Характеристика основных форм организации и видов учебной деятельности (УУД) |
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | регулятивные |
1. | Школьный этикет | 9 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в библиотеке, правила поведения за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; . | Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
2 | Правила общения | 7 | Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | строить сообщения в устной и письменной форме | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
3 | О трудолюбии | 8 | Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
4 | Культура внешнего вида | 4 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и ее значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | Эмпатия , как понимание чувств других людей и сопереживание им | строить сообщения в устной и письменной форме | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
5 | Внешкольный этикет | 7 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.) | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | строить сообщения в устной и письменной форме | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
| Всего: | 34 | | | | | |
Календарно-тематическое планирование курса «Школа хороших манер»
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 четверть – 9 часов Школьный этикет –9 часов |
1 | Вот школа - дом, где мы живем. | 1 | 03.09 |
2 | Дисциплина в школе и классе. | 1 | 10.09 |
3 | Организация своего рабочего места | 1 | 17.09 |
| | | |
4 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | 24.09 |
5 | Книжкина больница. | 1 | 01.10 |
6 | Твоя школа (творческая работа). | 1 | 08.10 |
7 | Твой класс (творческая работа). | 1 | 15.10 |
8 | Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе. | 1 | 22.10 |
9 | Игра «Школьный этикет» | 1 | 29.10 |
|
2 четверть - 7 часов Правила общения - 7 часов |
10 | Умеем общаться. Внимательность к окружающим. | 1 | 12.11 |
11 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 | 19.11 |
12 | Дал слово – держи его. | 1 | 26.11 |
13 | Диалоги со сверстниками. | 1 | 03.12 |
14 | Доброжелательность в общении. | 1 | 10.12 |
15 | Поступки твои и других (их оценка). Правдивость, честность. | 1 | 17.12 |
16 | Викторина «Правила общения» | 1 | 24.12 |
3 четверть – 10 часов О трудолюбии – 7 часов |
17 | Учусь все делать сам. | 1 | 14.01 |
18 | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | 1 | 21.01 |
19 | Взаимопомощь в школе. | 1 | 28.01 |
20 | Взаимопомощь дома. | 1 | 04.02 |
21 | Береги результаты труда. | 1 | 11.02 |
22 | Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций. | 1 | 18.02 |
23 | Делу - время, потехе – час. | 1 | 25.02 |
Культура внешнего вида – 3 часа |
24 | Правила личной гигиены. | 1 | 04.03 |
25 | Бережное отношение к своей одежде. | 1 | 11.03 |
26 | Правила опрятности и их значение для здоровья. | 1 | 18.03 |
| 4 четверть – 8 часов Культура внешнего вида – 1 час ( продолжение) |
27 | Викторина «Культура внешнего вида». | 1 | 01.04 |
Внешкольный этикет – 7 часов |
28 29 30 | Правила поведения в общественных местах. | 3 | 08.04 15.04 22.04 |
31 | Игра «Мы в магазине игрушек». | 1 | 29.04 |
32 33 | Бережное отношение к природе. | 2 | 06.05 13.05 |
34 | Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа). | 1 | 20.05 |
| Итого: | 34 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета _________________/ Ивко Т.В./
МБОУ СОШ № 27 № 1
от 27 августа 2020 года 27 августа 2020 года