Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»
5 (1час в неделю, всего 34 часа)
6 классы (1 час в неделю, всего 34 часа)
Программу составила
учитель изобразительного искусства Фадеева Е.Г.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» с изменениями ,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы»);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357, от 18.12. 2012 № 1060);
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»
Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2011 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373»,
Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного
общего образования от 07.08.2015
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 №598);
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательныхпрограмм» от 09.01.2014 № 2;
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности. («Об организации занятий внеурочнойдеятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющихдеятельность по основным общеобразовательным программам»)
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Устав ГБОУ СОШ с. Кошки, локальные акты
Актуальность программы
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства творческого, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры, осознание важной роли художественного творчества, конструирования, макетирования в жизни общества, уважительного отношения к труду. В современное время возникла потребность в специалистах, наделённых творческими способностями с активной жизненной позицией. Уже в школе надо готовить детей к пониманию важности созидательной деятельности. Чтобы росло поколение не потребителей необходимо воспитывать в детях уважение к любому труду, в том числе творческому. У учащихся есть желание заниматься творческой деятельностью, если они видят в этом смысл, значимость, полезность для своего развития и общества.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Программа «Саквояж идей» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Новизна программы заключается в знакомстве детей с такими направлениями в профессиональной сфере, как изобразительная деятельность, художественное конструирование, проектирование. Профориентация учащихся проходит через изучение профессий художественно-творческой направленности. Привитие детям интереса к такому виду деятельности через использование в практической деятельности художественных материалов, бумаги, картона, бросового материала и т.п..
Место внеурочного занятия «Саквояж идей» в учебном плане.
Внеурочное занятие «Саквояж идей» проводится на ступени основного общего образования в общем объёме 34 учебных часа в 5-х,6-х классах по 1 часу в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Рекомендуемый возраст детей 11-13 лет.
Цель и задачи
Цель курса – способствовать формированию развития визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и мира вещей;
- обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного моделирования, конструирования;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Формы и методы работы
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, выставки, участие в конкурсах, коллективные игры, экскурсии, а так же индивидуальные практические работы, проекты.
Структура курса
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
5 класс
1. Наши идеи и творчество– 9 час.
2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час.
3. Творческий проект «Знакомство с батиком» – 10 час.
4. «Проводим весело и с пользой время» – 8 час.
6 класс
1. Мы художники-архитекторы– 9 час.
2. Творческий проект «Поможем экологии, поможем птицам»– 8 час
3. Творческий проект «Мы юные дизайнеры» – 8 час.
4. Творческий проект «Ландшафт-дизайн парковой зоны»– 9 час.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Саквояж идей»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии
Календарно-тематическое планирование - 5 класс
Дата занятия | Темы занятий | Кол-во часов | Количество часов | Формы контроля |
теоретических занятий | практических занятий |
| Наши идеи и творчество– 9 час. |
02.09 | Что создаёт художник. Рукотворный мир | 1 | 1 | - | Беседа |
09.09 16.09 23.09 30.09 | Чем и как работает художник | 4 | - | 4 | просмотр |
07.10 14.10 21.10 | Возможности бумаги | 3 | 1 | 2 | просмотр |
28.10 | Презентация изделий | 1 | 1 | - | выставка |
| Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час. |
11.11 18.11 25.11 | Рождественские композиции | 3 | 1 | 2 | Беседа |
02.12 09.12 16.12 | Новогодняя игрушка. Изготовление игрушек из бросового материала | 3 | - | 3 | просмотр |
23.12 | Выставка игрушек, композиций | 1 | 1 | - | выставка |
| Творческий проект « Знакомство с батиком» – 10 час. |
13.01 20.01 | Батик. Способы рисования по ткани. | 2 | 2 | | беседа |
27.01 03.02 | Холодный батик. Эскиз. | 2 | | 2 | просмотр |
10.02 17.02 24.02 03.03 10.03 | Холодный батик. Работа на ткани. | 5 | | 5 | просмотр |
17.03 | Презентация творческого продукта | 1 | 1 | - | |
| «Проводим весело и с пользой время» - 9 час. |
31.03 07.04 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 1 | 1 | Беседа |
14.04 21.04 28.04 | Играем в игры наших родителей | 3 | | 3 | |
05.05 12.05 | Экскурсия в парк | 2 | | 2 | |
19.05 26.05 | Подведение итогов | 2 | 2 | | Круглый стол |
Содержание программы.
5 класс
1. Наши идеи и творчество
1. Что создаёт художник.
Теория: презентация по теме, обсуждение важности художника-конструктора в создании мира вещей и техники;
2. Чем и как работает художник
Практика: работа различными художественными материалами;
форма деятельности: совместно-взаимодействующая.
3. Возможности бумаги.
Теория: свойства бумаги и её возможности
Практика: изготовление игрушек;
форма занятия: совместно-взаимодействующая.
4. Презентация игрушек.
2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза»
5. Рождественские композиции
Теория: беседа на тему «Атрибуты рождества»;
Практика: выполнение композиции на рождественскую тему;
форма деятельности: совместно-индивидуальная
6. Новогодняя игрушка.
Практика: выполнение игрушки из бросовых материалов (лампочки, коробочки и т.п.);
форма деятельности: совместно-индивидуальная
7. Выставка игрушек
3. Творческий проект «Знакомство с батиком»
8. Батик. Способы рисования по ткани.
Теория: беседа «Что такое батик»;
9. Холодный батик. Эскиз.
Практика: придумать и нарисовать эскиз рисунка для батика.
10. Холодный батик. Работа на ткани.
Теория: правила работы контуром, резервом, красками на ткани.
Практика: последовательное выполнение рисунка на ткани в технике батик;
форма деятельности: индивидуальная
11. Презентация творческого продукта.
4. «Проводим время весело и с пользой»
12. Экскурсия в краеведческий музей
Теория: знакомство с бытом наших предков;
Практика: зарисовка бытовых предметов
13. Играем в игры наших родителей
Практика: салочки, лапта, классики, резинки;
14. Экскурсия в парк.
Практика: любование природными и рукотворными формами, знакомство с понятием «Пленер».
Практика: зарисовка различных объектов в парке;
15. Подведение итогов
Теория: беседа о проделанной работе, что получилось, что не получилось. Пожелания на будущий год.
Календарно-тематическое планирование - 6 класс
Дата занятия | Темы занятий | Кол-во часов | Количество часов | Формы контроля |
теоретических занятий | практических занятий |
| «Мы художники»– 9 час. |
07.09 | Профессии художников | 1 | 1 | - | Беседа |
14.09 21.09 | Художник конструктор | 2 | - | 2 | |
28.09 05.10 | Художник- архитектор | 2 | 2 | - | просмотр |
12.10 19.10 26.10 | Художник-дизайнер | 3 | - | 3 | просмотр |
26.10 | Подготовка к выставке | 1 | 1 | - | выставка |
| Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей» - 8 час. |
09.11 | Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества | 1 | 1 | - | Беседа |
16.11 23.11 | Органайзеры из втулок и бобин | 2 | 1 | 1 | просмотр |
30.11 07.12 14.12 21.12 | Оформление изделия. | 4 | - | 4 | Просмотр |
28.12 | Подготовка к выставке | 1 | 1 | - | Презентация |
| Творческий проект «Подарок своими руками» – 8 час. |
18.01 25.01 | Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи | 1 | 1 | - | беседа |
01.02 08.02 | Что такое развёртка. Чертёж развёртки. Выполнение развёртки изделия | 2 | - | 2 | просмотр |
15.02 22.02 01.03 15.03 | Сбор и оформление изделия Презентация творческого продукта | 4 | - | 4 | просмотр |
| Творческий проект «Украшаем школу сами» – 9 час. |
29.03 05.04 | Работа художника-оформителя | 2 | 2 | | Беседа |
12.04 19.04 26.04 03.05 | Технология изготовления крупных элементов украшения | 4 | | 4 | Просмотр |
17.05 24.05 | Технология выполнения шрифта | 2 | | 2 | Просмотр |
31 | Способы оформления. | 1 | | 1 | |
Содержание программы .
6 класс
1. Мы художники
1. Профессии художников.
Теория: презентация по теме, обсуждение важности художественного образования в разных сферах деятельности;
Форма занятия: фронтальная
2. Художник-конструктор . Геометрические фигуры и тела – основа всех вещей и предметов.
Практика: самостоятельная работа детей, моделирование;
форма деятельности: совместно-индивидуальная
3. Художник- архитектор.
Теория: Выход за пределы аудитории, знакомство с устройством деревянной часовни на улице Советской и церкви Рождества Христова. Беседа о истории строительства, стилях, фотографирование;
Форма занятия: фронтальная
4. Художник-дизайнер
Практика: создание композиций из различных материалов;
форма деятельности: совместно-взаимодействующая
5. Подготовка к выставке. Отбор лучших макетов на региональный Сретенский фестиваль;
2. Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей»
6. Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества.
Теория: беседа на тему «Как преобразить бросовый материал». Презентация
Практика: выполнение простых технологических приёмов в работе с бросовыми материалами;
форма деятельности: индивидуальная
7. Органайзеры из втулок и бобин.
Теория: разработка дизайна функциональной и красивой вещи;
Практика: выполнение органайзера для рабочего стола;
форма деятельности: индивидуальная
8. Оформление изделия
Практика: украшение и декорирование ;
9. Презентация изделия;
3. Творческий проект «Подарок своими руками»
10. Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи
Теория: беседа «Что такое эскиз», выбор материала для изделия;
Практика: выполнение эскиза изделия, подбор материала;
форма деятельности: индивидуальная
11. Что такое развёртка.
Теория: беседа с показом различных упаковок, в основе которых имеется развёртка;
Практика: чертёж развёртки, подготовка изделия к сборке;
форма деятельности: совместно-взаимодействующая
12. Сбор и оформление изделия.
Теория: беседа «Гармония цвета – сочетание цветов в оформлении изделия», способы декоративного оформлении изделия с использованием бумаги, декоративных деталей;
Практика: последовательность сбора изделия с последующим оформлением;
форма деятельности: совместно-взаимодействующая
4. Творческий проект «Украшаем школу сами»
14. Работа художника-оформителя.
Теория: беседа о важности работы художника в эстетизации среды;
форма деятельности: фронтальная
15. Способы оформления школьных стендов
Теория: как и чем можно украсить стенды школы;
Практика: выполнение простых элементов украшения;
Форма работы: совместно-индивидуальная
16. Технология изготовления крупных элементов украшения
Практика: способы выполнения габаритных украшений на примере объёмных цветов;
форма деятельности: совместно-взаимодействующая
17. Технология выполнения шрифта
Практика: выполнение шрифта с помощью вырезания;
Форма: совместно-индивидуальная
Информационно-методическое обеспечение:
Литература для учителей
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Литература для детей
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
8.Макаров С.М.Краткий словарь-справочник по черчению. Изд-во «Машиностроение»,
1970.
9. Оригами для всех/Армин Тойбнер/ -М:. Астрель. Ярославль. Академия развития
Интернет ресурсы
http://temples.ru/gallery.php?CardID=17199
http://paper-life.ru/
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
http://www.liveinternet.ru/users/3259195/rubric/5652413/
http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-valerevna-bondareva/igrushka-na-lku-iz-brosovogo-materiala.html
http://podelki-doma.ru/podelki/iz-vsyakoy-vsyachinyi/elochnyie-igrushki-iz-plastikovyih-butyilok
http://www.toysew.ru/raznoe/podeloki-brosovogo-materiala.html
http://www.livemaster.ru/topic/970713-chto-mozhno-sdelat-iz-kartonnoj-vtulki-top-30-idej-dlya-detskogo-tvorchestva
Результативность курса
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, макеты, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, интернете, справочниках.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами;
- воспитывать в себе экологическую культуру через рациональное использование различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Выход за пределы аудитории
1.Участие в выставках в рамках окружных конкурсов «Шире круг», «Пасхальная радость»;
2.Участие в школьных выставках;
3. Эстетизация школьного пространства к праздникам;
4. Экскурсия в музей, библиотеку;
5. Экскурсия в парк с. Кошки ;
Формы диагностики учета результатов освоения программы:
- выставки, презентации
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- акции
Диагностика личностных результатов:
- активность в творческой деятельности
- участие в акциях по данному направлению
- участие в школьных, районных, региональных конкурсах
- Креативность, технологическая грамотность в создании творческого проекта
- умение работать в команде, уважительное отношение к труду своих товарищей