СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.

Программа  «Саквояж идей»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,    формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»»


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Саквояж идей»

5 (1час в неделю, всего 34 часа)

6 классы (1 час в неделю, всего 34 часа)



Программу составила

учитель изобразительного искусства Фадеева Е.Г.





Нормативные правовые документы, на основании ко­торых разработана данная рабочая программа

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» с изменениями ,

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и

  3. нормативы»);

  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в

действие федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №

2357, от 18.12. 2012 № 1060);

  1. Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»

  2. Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2011 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373»,

  4. Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного

общего образования от 07.08.2015

  1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 №598);

  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательныхпрограмм» от 09.01.2014 № 2;

  3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.

  4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.

  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.

  6. Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

  7. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности. («Об организации занятий внеурочнойдеятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющихдеятельность по основным общеобразовательным программам»)

  8. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и

реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  1. Устав ГБОУ СОШ с. Кошки, локальные акты





Актуальность программы

В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства творческого, личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры, осознание важной роли художественного творчества, конструирования, макетирования в жизни общества, уважительного отношения к труду.  В современное время возникла потребность в специалистах, наделённых творческими способностями с активной жизненной позицией. Уже в школе надо готовить детей к пониманию важности созидательной деятельности. Чтобы росло поколение не потребителей необходимо воспитывать в детях уважение к любому труду, в том числе творческому. У учащихся есть желание заниматься творческой деятельностью, если они видят в этом смысл, значимость, полезность для своего развития и общества.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.

Программа  «Саквояж идей»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,    формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  





Новизна программы заключается в знакомстве детей с такими направлениями в профессиональной сфере, как изобразительная деятельность, художественное конструирование, проектирование. Профориентация учащихся проходит через изучение профессий художественно-творческой направленности. Привитие детям интереса к такому виду деятельности через использование в практической деятельности художественных материалов, бумаги, картона, бросового материала и т.п..




Место внеурочного занятия «Саквояж идей» в учебном плане.

Внеурочное занятие «Саквояж идей» проводится на ступени основного общего образования в общем объёме 34 учебных часа в 5-х,6-х классах по 1 часу в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Рекомендуемый возраст детей 11-13 лет.

Цель и задачи

Цель курса – способствовать формированию развития визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.

Задачи курса:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и мира вещей;

- обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного моделирования, конструирования;

Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.


Формы и методы работы

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, презентации своих работ, выставки, участие в конкурсах, коллективные игры, экскурсии, а так же индивидуальные практические работы, проекты.



Структура курса

Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.



5 класс

1. Наши идеи и творчество– 9 час.

2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час.

3. Творческий проект «Знакомство с батиком» – 10 час.

4. «Проводим весело и с пользой время» – 8 час.

6 класс

1. Мы художники-архитекторы– 9 час.

2. Творческий проект «Поможем экологии, поможем птицам»– 8 час

3. Творческий проект «Мы юные дизайнеры» – 8 час.

4. Творческий проект «Ландшафт-дизайн парковой зоны»– 9 час.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Саквояж идей»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- устанавливать аналогии























































Календарно-тематическое планирование - 5 класс

Дата занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Количество часов

Формы контроля

теоретических занятий

практических занятий


  1. Наши идеи и творчество– 9 час.

02.09

Что создаёт художник. Рукотворный мир

1

1

-

Беседа

09.09

16.09

23.09

30.09

Чем и как работает художник

4

-

4

просмотр

07.10

14.10

21.10

Возможности бумаги

3

1

2

просмотр

28.10

Презентация изделий

1

1

-

выставка


  1. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза» – 7 час.

11.11

18.11

25.11

Рождественские композиции

3

1

2

Беседа

02.12

09.12

16.12

Новогодняя игрушка. Изготовление игрушек из бросового материала

3

-

3

просмотр

23.12

Выставка игрушек, композиций

1

1

-

выставка


  1. Творческий проект « Знакомство с батиком» – 10 час.

13.01

20.01

Батик. Способы рисования по ткани.

2

2


беседа

27.01

03.02

Холодный батик.

Эскиз.

2


2

просмотр

10.02

17.02

24.02

03.03

10.03

Холодный батик.

Работа на ткани.

5


5

просмотр

17.03

Презентация творческого продукта

1

1

-



  1. «Проводим весело и с пользой время» - 9 час.

31.03

07.04

Экскурсия в краеведческий музей

2

1

1

Беседа

14.04

21.04

28.04

Играем в игры наших родителей

3


3


05.05

12.05

Экскурсия в парк

2


2


19.05

26.05

Подведение итогов

2

2


Круглый стол



















Содержание программы.

5 класс

1. Наши идеи и творчество

1. Что создаёт художник.

Теория: презентация по теме, обсуждение важности художника-конструктора в создании мира вещей и техники;

2. Чем и как работает художник

Практика: работа различными художественными материалами;

форма деятельности: совместно-взаимодействующая.

3. Возможности бумаги.

Теория: свойства бумаги и её возможности

Практика: изготовление игрушек;

форма занятия: совместно-взаимодействующая.

4. Презентация игрушек.

2. Творческий проект «Мастерская Деда Мороза»

5. Рождественские композиции

Теория: беседа на тему «Атрибуты рождества»;

Практика: выполнение композиции на рождественскую тему;

форма деятельности: совместно-индивидуальная

6. Новогодняя игрушка.

Практика: выполнение игрушки из бросовых материалов (лампочки, коробочки и т.п.);

форма деятельности: совместно-индивидуальная

7. Выставка игрушек

3. Творческий проект «Знакомство с батиком»

8. Батик. Способы рисования по ткани.

Теория: беседа «Что такое батик»;

9. Холодный батик. Эскиз.

Практика: придумать и нарисовать эскиз рисунка для батика.

10. Холодный батик. Работа на ткани.

Теория: правила работы контуром, резервом, красками на ткани.

Практика: последовательное выполнение рисунка на ткани в технике батик;

форма деятельности: индивидуальная

11. Презентация творческого продукта.

4. «Проводим время весело и с пользой»

12. Экскурсия в краеведческий музей

Теория: знакомство с бытом наших предков;

Практика: зарисовка бытовых предметов

13. Играем в игры наших родителей

Практика: салочки, лапта, классики, резинки;

14. Экскурсия в парк.

Практика: любование природными и рукотворными формами, знакомство с понятием «Пленер».

Практика: зарисовка различных объектов в парке;

15. Подведение итогов

Теория: беседа о проделанной работе, что получилось, что не получилось. Пожелания на будущий год.





















Календарно-тематическое планирование - 6 класс

Дата занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Количество часов

Формы контроля

теоретических занятий

практических занятий


  1. «Мы художники»– 9 час.

07.09

Профессии художников

1

1

-

Беседа

14.09

21.09

Художник конструктор

2

-

2


28.09

05.10

Художник- архитектор

2

2

-

просмотр

12.10

19.10

26.10

Художник-дизайнер

3

-

3

просмотр

26.10

Подготовка к выставке

1

1

-

выставка


  1. Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей» - 8 час.

09.11

Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества

1

1

-

Беседа

16.11

23.11


Органайзеры из втулок и бобин


2

1

1

просмотр

30.11

07.12

14.12

21.12

Оформление изделия.


4

-

4

Просмотр

28.12

Подготовка к выставке

1

1

-

Презентация


  1. Творческий проект «Подарок своими руками» – 8 час.

18.01

25.01

Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи

1

1

-

беседа

01.02

08.02

Что такое развёртка. Чертёж развёртки. Выполнение развёртки изделия

2

-

2

просмотр

15.02

22.02

01.03

15.03


Сбор и оформление изделия

Презентация творческого продукта

4

-

4

просмотр


  1. Творческий проект «Украшаем школу сами» – 9 час.

29.03

05.04

Работа художника-оформителя


2

2


Беседа

12.04

19.04

26.04

03.05

Технология изготовления крупных элементов украшения

4


4

Просмотр

17.05

24.05

Технология выполнения шрифта

2


2

Просмотр

31

Способы оформления.

1


1








Содержание программы .

6 класс

1. Мы художники

1. Профессии художников.

Теория: презентация по теме, обсуждение важности художественного образования в разных сферах деятельности;

Форма занятия: фронтальная

2. Художник-конструктор . Геометрические фигуры и тела – основа всех вещей и предметов.

Практика: самостоятельная работа детей, моделирование;

форма деятельности: совместно-индивидуальная

3. Художник- архитектор.

Теория: Выход за пределы аудитории, знакомство с устройством деревянной часовни на улице Советской и церкви Рождества Христова. Беседа о истории строительства, стилях, фотографирование;

Форма занятия: фронтальная

4. Художник-дизайнер

Практика: создание композиций из различных материалов;

форма деятельности: совместно-взаимодействующая

5. Подготовка к выставке. Отбор лучших макетов на региональный Сретенский фестиваль;

2. Творческий проект «Нужные вещи из ненужных вещей»

6. Бросовые материалы проблема для экологии или основа для творчества.

Теория: беседа на тему «Как преобразить бросовый материал». Презентация

Практика: выполнение простых технологических приёмов в работе с бросовыми материалами;

форма деятельности: индивидуальная

7. Органайзеры из втулок и бобин.

Теория: разработка дизайна функциональной и красивой вещи;

Практика: выполнение органайзера для рабочего стола;

форма деятельности: индивидуальная

8. Оформление изделия

Практика: украшение и декорирование ;

9. Презентация изделия;

3. Творческий проект «Подарок своими руками»

10. Дизайн – искусство создания функциональной и красивой вещи

Теория: беседа «Что такое эскиз», выбор материала для изделия;

Практика: выполнение эскиза изделия, подбор материала;

форма деятельности: индивидуальная

11. Что такое развёртка.

Теория: беседа с показом различных упаковок, в основе которых имеется развёртка;

Практика: чертёж развёртки, подготовка изделия к сборке;

форма деятельности: совместно-взаимодействующая

12. Сбор и оформление изделия.

Теория: беседа «Гармония цвета – сочетание цветов в оформлении изделия», способы декоративного оформлении изделия с использованием бумаги, декоративных деталей;

Практика: последовательность сбора изделия с последующим оформлением;

форма деятельности: совместно-взаимодействующая

4. Творческий проект «Украшаем школу сами»

14. Работа художника-оформителя.

Теория: беседа о важности работы художника в эстетизации среды;

форма деятельности: фронтальная

15. Способы оформления школьных стендов

Теория: как и чем можно украсить стенды школы;

Практика: выполнение простых элементов украшения;

Форма работы: совместно-индивидуальная

16. Технология изготовления крупных элементов украшения

Практика: способы выполнения габаритных украшений на примере объёмных цветов;

форма деятельности: совместно-взаимодействующая

17. Технология выполнения шрифта

Практика: выполнение шрифта с помощью вырезания;

Форма: совместно-индивидуальная



Информационно-методическое обеспечение:

Литература для учителей

  1. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  2. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 

  3. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  4. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  5. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  6. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.


Литература для детей

  1. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

8.Макаров С.М.Краткий словарь-справочник по черчению. Изд-во «Машиностроение»,

1970.

9. Оригами для всех/Армин Тойбнер/ -М:. Астрель. Ярославль. Академия развития

Интернет ресурсы

http://temples.ru/gallery.php?CardID=17199

http://paper-life.ru/

http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

http://www.liveinternet.ru/users/3259195/rubric/5652413/

http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-valerevna-bondareva/igrushka-na-lku-iz-brosovogo-materiala.html

http://podelki-doma.ru/podelki/iz-vsyakoy-vsyachinyi/elochnyie-igrushki-iz-plastikovyih-butyilok

http://www.toysew.ru/raznoe/podeloki-brosovogo-materiala.html

http://www.livemaster.ru/topic/970713-chto-mozhno-sdelat-iz-kartonnoj-vtulki-top-30-idej-dlya-detskogo-tvorchestva

Результативность курса

 В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки, макеты, схемы,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  интернете,  справочниках.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами;

- воспитывать в себе экологическую культуру через рациональное использование различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;





Выход за пределы аудитории

1.Участие в выставках в рамках окружных конкурсов «Шире круг», «Пасхальная радость»;

2.Участие в школьных выставках;

3. Эстетизация школьного пространства к праздникам;

4. Экскурсия в музей, библиотеку;

5. Экскурсия в парк с. Кошки ;



Формы диагностики учета результатов освоения программы:

- выставки, презентации

- коллективные проекты

- работа в парах, малых группах

- акции

Диагностика личностных результатов:

- активность в творческой деятельности

- участие в акциях по данному направлению

- участие в школьных, районных, региональных конкурсах

- Креативность, технологическая грамотность в создании творческого проекта

- умение работать в команде, уважительное отношение к труду своих товарищей












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!