Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа №4
«Утверждено»
Приказ от 27.08.2021г №118
Директор__________
Мищенко Л.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Культура здорового питания»
Класс: 3
Количество часов: 34
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год
Учитель: Филиппенко Наталья Алексеевна
п.Байков
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
1.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования – Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 с изменениями на 31.12.2015г №1577
2.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Гашунской СОШ №4 на 2021-2022гг (Приказ от 18.08.2021г №110)
3. Авторской программой «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.:- ОЛМА Медиа Групп, 2014.
УМК:
«Две недели в лагере здоровья». Рабочаятетрадь/ БезрукихМ.М., ФилипповаТ.А., МакееваА.Г.-М:ОЛМАМедиаГрупп, 2021г.
Рабочая программа составлена на основании
1.Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.48 п.1 (с изменениями на 31.07.2020г.)
2. Областного закона от 14.11.2013г № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 23.09.2020г.)
3. Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ Гашунской СОШ №4 (Приказ от 30.08. 2016г. №148)
4. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности (Приказ по МБОУ Гашунской СОШ № 4 от 18.08.2021г. № 109).
Цель курса:
- формирование у учащихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующий укреплению их здоровья.
Задачи курса:
-формирование и развитие представлений у учащихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
-формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
-формирование знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
-информирование о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания;
-формирование чувств уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
-развитие творческих способностей и кругозора у учащихся познавательной деятельности;
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно годовому календарному учебному графику и расписанию ОО на 2021 – 2022 учебный год на изучение курса «Культура здорового питания» отводится 34 часа; 1 час в неделю.
Формы организации процесса внеурочной деятельности «Культура здорового питания»: очная с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научаться:
рассказывать об особенностях питания в летний и зимний периоды,
определять основные правила питания;
понимать важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
определять роль витаминов в питании.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-соблюдать гигиену питания;
- выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.
II. Содержание программного материалаКурс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до11 лет: 1-2 классы- «Разговор о правильном питании» 3-4 классы- «Две недели в лагере здоровья»
№п/п | Название раздела | Содержание программы | Возможные виды деятельности |
1 | Разнообразие питания | Вводное занятие. «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» | Работать с информационными источниками. Анализировать информацию об основных питательных веществах. Составлять меню. |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Где и как готовят пищу», «Сказка, сказка, сказка», Экскурсия | Называть правила гигиены и обсуждать технику безопасности. Обсуждать проблемные вопросы. Составлять меню для сказочных героев. |
3 | Этикет | «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом» | Называть и соблюдать правила поведения за столом. Учиться правильно сервировать стол. |
4 | Рацион питания | «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Молоко и молочные продукты» «Кулинарное путешествие по России», «Какаю пищу можно найти в лесу, в степи». | Анализировать и обсуждать полезность молочных, рыбных продуктов. Составлять меню. Отгадывать загадки, выполнять рисунки составлять рассказы по картинкам, |
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Разнообразие питания | 13 |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 4 |
3 | Этикет. | 3 |
4 | Рацион питания | 14 |
III. Календарно-тематическое планирование курса «Культура здорового питания»
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
т | п | план | факт |
Разнообразие питания.(13) |
1 | Вводное занятие | 1 | | 1.09 | |
2 | Практическая работа «Листок здоровья» | | 1 | 8.09 | |
3 | Из чего состоит наша пища | 1 | | 15.09 | |
4 | Практическая работа «Меню сказочных героев» | | 1 | 22.09 | |
5 | Что нужно есть в разные времена года | 1 | | 29.09 | |
6 | Оформление дневника здоровья | | 1 | 6.10 | |
7 | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи | | 1 | 13.10 | |
8 | Игра «В гостях у тётушки Припасихи» | 1 | | 20.10 | |
9 | Конкурс кулинаров | | 1 | 27.10 | |
10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | | 10.11 | |
11 | Составление меню для спортсменов | | 1 | 17.11 | |
12 | Оформление дневника «Мой день» | | 1 | 24.11 | |
13 | Рацион собственного питания | | 1 | 1.12 | |
Гигиена питания и приготовление пищи (4) |
14 | Где и как готовят пищу | 1 | | 8.12 | |
15 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | | 15.12 | |
16 | Экскурсия в школьную столовую | 1 | | 22.12 | |
17 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка» | | 1 | 12.01 | |
Этикет (3) |
18 | Как правильно накрыть стол | 1 | | 19.01 | |
19 | Игра «Накрываем стол» | | 1 | 26.01 | |
20 | Как правильно вести себя за столом | 1 | | 2.02 | |
Рацион питания (14) |
21 | Молоко и молочные продукты | 1 | | 9.02 | |
22 | Игра – исследование «Это удивительное молоко» | | 1 | 16.02 | |
23 | Молочное меню | 1 | | 2.03 | |
24 | Кто работает на ферме? | 1 | | 9.03 | |
25 | Путь от зерна к батону. Блюда из зерна. | 1 | | 16.03 | |
26 | Конкурс «Венок из пословиц» | | 1 | 30.03 | |
27 | Игра – конкурс «Хлебопёки» | | 1 | 6.04 | |
28-29 | Что и как приготовить из рыбы. | 1 | 1 | 13-20.04 | |
30-31 | Дары моря. | 1 | 1 | 27.04-4.05 | |
32 | Кулинарное путешествие по России | 1 | | 11.05 | |
33-34 | Какую пищу можно найти в лесу, в степи. Экскурсия в степь. | 1 | | 18-25.05 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УР
Методического объединения ……………….Нечаева Л.В.
Учителей начальных классов 25.08.2021г.
МБОУ Гашунской СОШ №4
От 23.08.2021г. №1
Руководитель МО…………
Бахтиярова Т.А.