Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Барсучанская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный астроном»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень образования: начальное общее образование
Автор рабочей программыучитель начальных классов
Хайрутдинова Н.В.
Челябинская область, Октябрьский район, деревня Барсучье
Пояснительная записка
В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мировоздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.
Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.
Цель программы:
Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира
Задачи программы:
изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Солнце – это звезда;
Строение Солнца, его размеры, температура;
Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
Что такое спутник;
Луна – спутник Земли;
Как возникают полярные сияния
Что такое астероиды, метеориты, кометы.
Что такое созвездие;
Основные созвездия и их положение на небе
Что такое галактика, Вселенная;
Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
Содержание курса
В курсе «Юный астроном» предусмотрено изучение 6 тем:
1. Что такое астрономия
Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
2. Человек и космос
Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Практическая работа: моделирование космических кораблей.
3. Солнечная система
Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Практическая работа: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.
4. Малые тела Солнечной системы
Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
5. Вселенная
Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Практическая работа: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта
6. Экскурсии. Заочные экскурсии в планетарий, музеи космонавтики.
№ | Тема | Количество часов по классам |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Что такое астрономия? | 1 | 2 | 2 | 2 |
2 | Человек и космос: - первые представления о космосе; - астрономические наблюдения сегодня; - будущее изучение космоса; | 4 | 3 | 5 | 10 |
3 | Солнечная система. Строение солнечной системы: - Солнце; -Планеты и спутники; | 25 | 18 | 9 | 5 |
4 | Малые тела Солнечной системы: -Астероиды -Метеориты -Кометы | 1 | 11 | 1 | 3 |
5 | Вселенная: -Галактики -Звезды -Созвездия | - | - | 17 | 14 |
6 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 33 ч. | 35 ч. | 35 ч. | 35 ч. |
Календарноо-тематический план
1 класс
№ | Тема | Кол-во час |
1 | Что такое астрономия? | 1 |
2 | Наблюдение за космосом. | 1 |
3 | Кто первый в космосе побывал. | 1 |
4- 5 | Строим модель космического корабля. | 2 |
6 | Самая близкая к нам звезда - Солнце. Наблюдаем за Солнцем. | 1 |
7 | Первоначальное представление о форме и размере Солнца | 1 |
8 | Далеко ли до Солнца? | 1 |
9 | Какая температура у Солнца? | 1 |
10 | Солнечная система. Как устроена Солнечная система. | 1 |
11 | Планеты солнечной системы. | 1 |
12 | Наш дом - Земля. | 1 |
13 | Притяжение Земли. | 1 |
14 | Почему происходит смена дня и ночи. | 1 |
15 | Практическая работа «Путешествие на глобусе вокруг земной оси» | 1 |
16 | Почему существуют четыре времени года? | 1 |
17 | Где на Земле теплее. | 1 |
18 | Практическая работа «Путешествуем вокруг Солнца» | 1 |
19 | Самая быстрая планета – Меркурий. | 1 |
20 | Что собой представляет планета Венера. | 1 |
21 | Скалистая планета Марс. | 1 |
22 | Гигантский Юпитер. | 1 |
23 | Сатурн, Уран, Нептун и их конца. | 1 |
24 | Что такое спутник? | 1 |
25 | Луна – спутник Земли. | 1 |
26 | Спутники других планет. | 1 |
27 - 28 | Строим модель солнечной системы. | 2 |
29 - 30 | Проектная работа «Самая удивительная планета Солнечной системы» | 2 |
31 | Какие объекты самые малые в Солнечной системе? | 1 |
32 | Что такое планетарий. Заочная экскурсия. | 1 |
33 | Заочная экскурсия «Музеи космонавтики» | 1 |
2 класс
№ | Тема | Кол-во час |
1-2 | Что изучает астрономия? | 2 |
3 | Астрономия наших предков. | 1 |
4-5 | Проектирование и изготовление модели ракеты | 2 |
6 | Солнечная система. Как устроена Солнечная система. | 1 |
7 | Звезда по имени Солнце. | 1 |
8 | Как движется Солнце? | 1 |
9 | Как Солнце влияет на Землю. | 1 |
10 | Затмение Солнца. | 1 |
11 | Планеты земной группы. | 1 |
12 | Планеты – гиганты. | 1 |
13 | Почему Плутон не планета? | 1 |
14 | Естественные спутники планет. | 1 |
15 | Луна – наш космический спутник. Как в древние времена люди вели счет времени по Луне. | 1 |
16 | Поверхность Луны. Лунные моря и горы. Можно ли жить на Луне? | 1 |
17 | Практическое занятие «Строим модель Луны» | 1 |
18 | Почему мы видим луну в разных формах. Наблюдаем за Луной. | 1 |
19 | Как происходит лунное затмение. | 1 |
20-21 | Проектная работа «Загадочная Луна» | 2 |
22 | Что такое искусственный спутник? | 1 |
23 | Малые тела Солнечной системы. | 1 |
24 | Бывают ли планетки как у Маленького Принца? | 1 |
25 | Астероиды вблизи Земли. | 1 |
26 | Могут ли астероиды быть страшными? | 1 |
27 | Что такое кометы? Как они устроены. | 1 |
28 | Кометы и падающие звезды. | 1 |
29 | Комета Галея. | 1 |
30 | Дождь из кусков железа. Откуда берутся метеориты? | 1 |
31 | Метеориты, прилетевшие с Луны и Марса. | 1 |
32 | Можете ли вы найти метеорит? | 1 |
33 | Выпуск газеты «Малые тела Солнечной системы» | 1 |
34 | Обобщающее занятие. Составляем кроссворд « Солнечная система» | 1 |
35 | Заочная экскурсия в планетарий. | 1 |
3 класс
№ | Тема | Кол-во час |
1-2 | Земная наука о небесных телах | 2 |
3 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 |
4 | От Коперника до наших дней. | 1 |
5-6 | Проектирование и изготовление модели космического аппарата. | 2 |
7 | Общая характеристика Солнечной системы | 1 |
8 | Солнце - дневная звезда. | 1 |
9 | Внутреннее строение Солнца. Наблюдение пятен и факелов на Солнце | 1 |
10 | Практическая работа «Определение положения Солнца в течении дня с помощью гномона» | 1 |
11 | Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. | 1 |
12 | Спутники планет. | 1 |
13 | Формы рельефа Луны. Карта – схема поверхности Луны. | 1 |
14 | Наблюдение и зарисовка фаз Луны. | 1 |
15 | Влияние Луны на Землю. | 1 |
16 | Звезды – соседи Солнца. Расстояние до звезд. | 1 |
17 | Рождение звезды. Размеры звезд. Звезды сверхгиганты, гиганты и карлики. | 1 |
18 | Почему звезды блестят? Цвета звезд. | 1 |
19 | Полярная Звезда. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта. | 1 |
20 | Черные дыры. | 1 |
21 | Звезды и боги. | 1 |
22 | Что такое созвездие. Рисунки на небе. | 1 |
23 | Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. | 1 |
24 | Карта звездного неба северного полушария. Работа с картой. | 1 |
25 | Основные созвездия северного полушария. | 1 |
26 | Карта звездного неба южного полушария. Работа с картой. | 1 |
27 | Основные созвездия северного полушария. Игра «Назови созвездие» | 1 |
28 | Астрономия и астрология – это одно и то же? | 1 |
29 | Знаки зодиака. | 1 |
30-31 | Проектная работа «Рисунки на небе» | 2 |
32 | Малые тела Солнечной системы. | 1 |
33 | Вселенная | 1 |
34 | Что такое НЛО? | 1 |
35 | Заочная экскурсия в планетарий. Изучение космических далей сегодня. Роботы в космосе. | 1 |
4 класс
№ | Тема | Кол-во час |
1-2 | Предмет астрономии. | 2 |
3 | На пути к современной научной картине мира. | 1 |
4 | Важнейшие открытия в астрономии 20 века. | 1 |
5-6 | Проектирование и изготовление модели космического аппарата. | 2 |
7 | Из каких материалов состоит Солнце? | 1 |
8 | Использование Солнечной энергии | 1 |
9 | Происхождение планет | 1 |
10 | Какие планеты самые теплые и самые холодные? | 1 |
11 | Составление таблицы «Основные данные о планетах». | 1 |
12 | Как рождаются, живут и умирают звезды. | 1 |
13 | Цвет, температура и светимость звезд. | 1 |
14 | Двойные звёзды. | 1 |
15 | Звездное небо в мифах и легендах. | 1 |
16 | Наблюдаем за звёздами. | 1 |
17 | Основные созвездия. | 1 |
18 | Изменение вида звёздного неба в течение суток. | 1 |
19 | Изменение вида звёздного неба в течение года. | 1 |
20 | Работа с картой звездного неба. | 1 |
21 | Меньшие родственники планет. Могут ли астероиды нам пригодиться? | 1 |
22 | Озорные метеориты. | 1 |
23 | Кометы – наши друзья или враги? | 1 |
24 | Что такое Галактика? | 1 |
25 | Многообразие галактик. | 1 |
26 | Что такое Млечный Путь? | 1 |
27 | Какая галактика ближе всех к Млечному Пути? | 1 |
28 | Имела ли Вселенная начало? Что такое «большой взрыв». | 1 |
29 | Астрономические наблюдения. Приборы: телескоп, телескоп-рефлектор, радиотелескоп. Игра «Звёздный патруль». | 1 |
30 | Будущее изучение космоса. | 1 |
31 | Основные направления международного сотрудничества в космосе. | 1 |
32 | Исследования космоса. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. | 1 |
33 | Заочная экскурсия «Крупнейшие обсерватории мира» | 1 |
34-35 | Конкурс и защита фантастических проектов «Освоение космоса» | 2 |
Материально-техническое обеспечение курса
Классная доска.
Персональный компьютер компьютер, позволяющий использовать мультимедийные диски, презентации, а также использовать информацию из Интернета. Проектор и экран для презентации.
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.);.
Словарь-справочник астрономических терминов.