СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Любители русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит

1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов  деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Любители русского языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано: Принята Утверждаю:

Зам. директора по ВР на заседании Директор школы: ___________

_____ /Руднева Н.В./ педсовета школы /Алябьева Е.В./

«30» 08. 20 21 г. Протокол от «30» 08. 2021 г. №1 от «30» 08. 20 21 г.№





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Любители русского языка»

(направление общеинтеллектуальное)

4 «а» класс

Абельмазова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория



с. Афанасьево

2021г.





  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.



Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить

эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры,

направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют

различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют

развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в

группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и

закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания,

рефлексия.

Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный



интерес и вызвать стремление к получению знаний.

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться

письменной речью).

Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и

учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в

атмосфере непринуждённости и раскованности.





  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.





Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.



Тематическое планирование


Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

И снова о русском языке…

1

Выяснить роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство.

Крылатые слова и афоризмы

1

Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

Копилка занимательных заданий


1

Решать занимательные задачи

Игротека

1

Повторить: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

Об именах

1

Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм.

О русских фамилиях

1

Познакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.

В поисках сбежавших головоломок




1

Решать занимательные задания

Игротека

1

Повторить историю возникновения русских имен и фамилий

Мы играем в логогрифы

1

Познакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы.

Учимся распознавать речевые ошибки

1

Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок

Коллекция «заморочек»


1

Решать занимательных заданий

Игротека


1

Повторять логогрифы, речевые ошибки

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами

Работаем над рифмами

1

Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя заданной теме

Словесные забавы


1

Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

Игротека

1

Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

Продолжаем работу над фразеологизмами


1

Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы

Русские пословицы и поговорки

1

Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы

Ассорти для любителей русского языка


1

Решать занимательные задания

Игротека

1

Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы

И снова о фразеологизмах

1

Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

Однородные члены предложения


1

Выделять однородные члены предложения

Ошибочка вышла!...


1

Решать занимательные задания

Игротека

1

Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы.

Про омонимы и их разновидности

1

Познакомиться с «омонимами»- словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению.

Еще немного фразеологизмов

1

Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами.

В стране Перевертундии


1

Решать занимательные задания

Игротека

1

Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

Что такое «паронимы»


1

Различать паронимы

Запоминаем словарные слова


1

Играть со словарными словами

31 июня

1

Решение занимательных заданий

Игротека

1

Повторять: паронимы, словарные слова

Повторяем…

1

Повторить русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы

Повторяем…

1

Повторяем названия рифм, происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работаем над речевыми ошибками.



Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.



Формы и методы деятельности проведения занятий:

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- - практическая.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1. Работа над темой занятия.

2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчи-ненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).

3. Продолжение работы над темой.





4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).

5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т.

























3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания



п/п


Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1

И снова о русском языке…

1



2

Крылатые слова и афоризмы

1



3

Копилка занимательных заданий

1



4

Игротека

1



5

Об именах

1



6

О русских фамилиях

1



7

В поисках сбежавших головоломок

1



8

Игротека

1



9

Мы играем в логогрифы

1



10

Учимся распознавать речевые ошибки

1



11

Коллекция заморочек

1



12

Игротека

1



13

Ох уж эти фразеологизмы!...

1



14

Работаем над рифмами

1



15

Словесные забавы

1



16

Игротека

1



17

Продолжаем работу над фразеологизмами

1



18

Русские пословицы и поговорки

1



19

Ассорти для любителей русского языка

1



20

Игротека

1



21

И снова о фразеологизмах

1



22

Однородные члены предложения

1



23

Ошибочка вышла!...

1



24

Игротека

1



25

Про омонимы и их разновидности

1



26

Еще немного фразеологизмов

1



27

В стране Перевертундии

1



28

Игротека

1



29

Что такое «паронимы»

1



30

Запоминаем словарные слова

1



31

31 июня

1



32

Игротека

1



33

Повторяем…

1



34

Повторяем…

1













Реализация воспитательного потенциала на занятиях курса внеурочной деятельности в 4 «а» классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2021-2022 учебный год и предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками:

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы повеления, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) принципы учебной дисциплины и самоорганизации:

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых па уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на занятиях внеурочной деятельности интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательней мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке танин обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые ланч обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивами ю детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся нал их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей. навык публичною выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

  • организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества).

Таким образом, при реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности в 4 «а» классе основными воспитательными целями на занятиях станут:

  • формирование основных мировоззренческих понятий;

  • формирование у школьников эстетического чувств;

  • воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);

  • формирование навыка соблюдение этических норм;

  • привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;

  • воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;

  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;

В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.