Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района
Орловской области «Кромская начальная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО К УТВЕРЖДЕНИЮ УТВЕРЖДАЮ
решением пед.совета Директор школы
0т 30.08. 2021 ______ Цепилова Л.В.
Протокол №1 Приказ №182от 31.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности
«Калейдоскоп наук»
(общеинтеллектуальное направление)
Уровень образования: 1 – 4 класс
Количество часов: 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 класс)
Составитель: Цуканова Елена Викторовна
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на МО классных руководителей зам.директора по ВР Руководитель МО _______ Позднякова О.Л.
___________Цуканова Е.В. 30.08.2021 год Протокол №1 от 24.08.2021 г
Кромы 2021 г
Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Калейдоскоп наук»
Личностные УУД
Формирование положительного отношения к школе; чувство необходимости учения;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
Мотивация учебной деятельности
формирование познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
формирование социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
формирование учебных мотивов, установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Познавательные УУД:
-находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
-называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;
-находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам;
-находить сходства и различия д\предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее);
-уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
построение логической цепи рассуждений; доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
выбор эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Предметные результаты реализации программы:
Результаты первого уровня
приобретение школьником общенаучных знаний;
понимание социальной реальности и повседневной жизни, знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня
приобретение школьником опыта самостоятельного действия;
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности;
опыт взаимоотношения с разными людьми;
опыт перехода от одного вида общения к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
опыт самоорганизации;
Содержание программы курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.
1 класс(33ч)
Интегрированные задания из области знаний русского языка( 8 ч)
Первый раз в первый класс. Здравствуй, осень. Шкатулка с сюрпризом.
Наряжаем елочку. Незнайкин экзамен. Словесные забавы.
Говорящие головоломки.
Интегрированные задания из области знаний литературы (10 ч)
Задания трех поросят. По страницам сказки «Волк и семеро козлят». По страницам книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»
Рисуем яблоньку. Букет для Русалочки. Ловим рыбку. Рыбалка продолжается.
Сказочные задания. Сказочные задания опять и опять.
Интегрированные задания из области знаний математике8ч)
Геометрический магазин. В гостях у Знайки. Цепочка занимательных заданий.
Незнайкин экзамен. Коллекция головоломок от Незнайки .
Спичечное ассорти. « Прикольные» задания.
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира (7 ч)
Играем в «ромашку». Хлеб-батюшка. На грибной полянке.
Домашние животные. О звездах. Быть здоровым. Пернатые друзья.
2 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка (8 ч)
Снова в школу. Цветочная угадайка. Открываем долгий ящик.
Елочка с волшебными шишками. Засучив рукава. Лента занимательных заданий.
Клуб любителей русского языка. Китайская грамота.
Интегрированные задания из области знаний литературы ( 10 ч)
Как из рога изобилия. Бьем баклуши. Литературная угадайка.
Учимся быть внимательными и заботливыми. Герои сказок в ребусах и загадках
Учимся быть честными. Учимся управлять своими чувствами.
Сказки А. С. Пушкина.
Интегрированные задания из области знаний математике(8ч)
Развиваем воображение и фантазию. Сундучок занимательных заданий.
Симметрия. Пятое колесо в телеге. Лента занимательных заданий.
По тропинкам математики. Загадочки- загадки для умственной зарядки.
Согласись или поспорь со мной.
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира ( 8ч)
Овощи с грядки. Сказочный листопад. Морские обитатели. Зоологическое ассорти
Звездный дождь. Любопытные факты из жизни животных. О водных судах.
3 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка(4ч)
Зима в загадках. Подарки Деда Мороза. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Клуб любителей русского языка.
Интегрированные задания из области знаний литературы(10ч)
Слово о Родине. В кругу семьи. Дело было в лукоморье.
Поговорим о поведении. Литературная угадайка. Поэтическая карусель.
Арт-студия. «Репка» на новый лад. В царстве лешего.
Интегрированные задания из области знаний математике(10ч)
Кот в мешке. Спешим на помощь Кузе. Лента занимательных заданий.
Геометрический калейдоскоп. Магазин головоломок. Прощальная игротека.
Брейн-ринг «Юные умники и умницы».
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира(10ч)
Все мы люди разные. В космическом пространстве. Старичок – боровичок.
Береги здоровье. О воде. Что мы знаем о деревьях. Золотой дождь.
Любопытные факты из жизни животных. В поисках цветка папоротника.
4 класс
Интегрированные задания из области знаний русского языка(8ч)
Куда летят крылатые слова. Калейдоскоп головоломок Клуб любителей русского языка
Да здравствует абракадабра!
Интегрированные задания из области знаний литературы(8ч)
Фильм, фильм, фильм
Путешествие в мир пушкинских сказок. Золушка. Поговорим, друзья, о книге
Эх, яблочко!.Шутка-минутка, а заряжает на час.
Клуб любителей головоломок. История плюшевого мишки
Интегрированные задания из области знаний математике (4 ч)
Интеллектуальный клуб «мыслитель». Калейдоскоп головоломок
Собранье пестрых дел. О времени и о часах. Клуб любителей головоломок
Интегрированные задания из области знаний окружающего мира (14 ч)
Государственные символы. Моя семья. Мой портрет в лучах солнца
Вода в нашей жизни. Матушка-землица. Юные кулинары
Приветствуем зиму. Пернатые друзья
Олимпийские игры древности и современности
Я расскажу тебе о цирке. Музыкальная шкатулка. Что мы знаем о памяти
Приди, масленица, с радостью! О времени и о часах. Праздник Ивана Купалы
Великая Отечественная война
Тематическое планирование
1класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Первый раз в первый класс | 1 | 1 | |
2 | Задания трех поросят | 1 | | 1 |
3 | Здравствуй, осень | 1 | 1 | |
4 | Играем в «ромашку» | 1 | | 1 |
5 | По страницам сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | | 1 |
6 | Рисуем яблоньку | 1 | | 1 |
7 | Геометрический магазин | 1 | | 1 |
8 | Хлеб-батюшка | 1 | 1 | |
9 | Шкатулка с сюрпризом | 1 | | 1 |
10 | На грибной полянке | 1 | | 1 |
11 | В гостях у Знайки | 1 | | 1 |
12 | Читаем письма | 1 | | 1 |
13 | Наряжаем елочку | 1 | | 1 |
14 | Домашние животные | 1 | 1 | |
15 | Цепочка занимательных заданий | 1 | | 1 |
16 | О звездах | 1 | 1 | |
17 | Дорогою добра | 1 | 1 | |
18 | Быть здоровым | 1 | | 1 |
19 | Незнайкин экзамен | 1 | | 1 |
20 | Коллекция головоломок от Незнайки | 1 | | 1 |
21 | По страницам книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» | 1 | 1 | 1 |
22 | Букет для Русалочки. | 1 | | 1 |
23 | Словесные забавы | 1 | | 1 |
24 | Говорящие головоломки | 1 | | 1 |
25 | Ловим рыбку | 1 | | 1 |
26 | Рыбалка продолжается | 1 | | 1 |
27 | Загадалки | 1 | | 1 |
28 | Пернатые друзья | 1 | | 1 |
29 | Сказочные задания | 1 | | 1 |
30 | Спичечное ассорти | 1 | | 1 |
31 | « Прикольные» задания | 1 | | 1 |
32 | Сказочные задания опять и опять | 1 | 1 | 1 |
33 | Цепочка занимательных заданий | 1 | | 1 |
Тематическое планирование
2 класс
N п\п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Снова в школу | 1 | 1 | |
2 | Как из рога изобилия | 1 | | 1 |
3 | Овощи с грядки | 1 | | 1 |
4 | Сказочный листопад | 1 | | 1 |
5 | Развиваем воображение и фантазию | 1 | 1 | |
6 | Морские обитатели | 1 | | 1 |
7 | Бьем баклуши | 1 | | 1 |
8 | Зоологическое ассорти | 1 | | 1 |
9 | Литературная угадайка. | 1 | | 1 |
10 | Цветочная угадайка. | 1 | | 1 |
11 | Открываем долгий ящик. | 1 | 1 | |
12 | Звездный дождь | 1 | 1 | |
13 | Елочка с волшебными шишками. | 1 | | 1 |
14 | Учимся быть внимательными и заботливыми. | 1 | 1 | |
15 | Засучив рукава. | 1 | | 1 |
16 | Сундучок занимательных заданий. | 1 | | 1 |
17 | Симметрия | 1 | | 1 |
18 | Герои сказок в ребусах и загадках | 1 | 1 | |
19 | Учимся быть честными. | 1 | 1 | |
20 | Учимся управлять своими чувствами. | 1 | 1 | |
21 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | 1 | |
22 | Пятое колесо в телеге. | 1 | | 1 |
23 | Здравствуй, сказка. | 1 | | 1 |
24 | Лента занимательных заданий. | 1 | | 1 |
25 | Клуб любителей русского языка. | 1 | | 1 |
26 | О водных судах | 1 | | 1 |
27 | Китайская грамота. | 1 | 1 | |
28-30 | По тропинкам математики. | 3 | | 1 |
31 | Сказки А. С. Пушкина | 1 | | 1 |
32 | Загадочки- загадки для умственной зарядки | 1 | | 1 |
33 | Согласись или поспорь со мной. | 1 | | 1 |
34 | Брейн-ринг «Юные умники и умницы». Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Тематическое планирование
3 класс
N п\п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Слово о Родине. | 1 | 1 | |
2 | В кругу семьи. | 1 | | 1 |
3 | Все мы люди разные. | 1 | 1 | |
4 | Дело было в лукоморье. | 1 | | 1 |
5 | В космическом пространстве. | 1 | 1 | |
6 | Старичок – боровичок. | 1 | | 1 |
7 | Кот в мешке. | 1 | | 1 |
8 | Поговорим о поведении. | 1 | 1 | |
9 | Литературная угадайка. | 1 | | 1 |
10 | Береги здоровье. | 1 | | 1 |
11 | О воде. | 1 | | 1 |
12 | Спешим на помощь Кузе. | 1 | | 1 |
13 | Поэтическая карусель. | 1 | 1 | |
14 | Арт-студия. | 1 | | 1 |
15 | Зима в загадках. | 1 | | 1 |
16 | Подарки Деда Мороза. | 1 | | 1 |
17 | Что мы знаем о деревьях. | 1 | | 1 |
18 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. | 1 | | 1 |
19 | «Репка» на новый лад. | 1 | 1 | |
20 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | | 1 |
21 | Школа искусств. | 1 | | 1 |
22 | Куклы в нашей жизни. | 1 | | 1 |
23 | Золотой дождь. | 1 | | 1 |
24 | Лента занимательных заданий. | 1 | | 1 |
25 | Клуб любителей русского языка. | 1 | | 1 |
26 | В царстве лешего. | 1 | | 1 |
27 | Геометрический калейдоскоп. | 1 | | 1 |
28-30 | Магазин головоломок. | 3 | 1 | 2 |
31 | В поисках цветка папоротника. | 1 | | 1 |
32 | На войне как на войне. | 1 | | 1 |
33 | Прощальная игротека. | 1 | | 1 |
34 | Брейн-ринг «Юные умники и умницы». Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
N п\п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Государственные символы | 1 | 1 | |
2 | Моя семья | 1 | | 1 |
3 | Мой портрет в лучах солнца | 1 | 1 | |
4 | Интеллектуальный клуб «мыслитель» | 1 | | 1 |
5 | Вода в нашей жизни | 1 | | 1 |
6 | Матушка-землица | 1 | | 1 |
7 | Юные кулинары | 1 | | 1 |
8 | Куда летят крылатые слова | 1 | 1 | |
9 | Фильм, фильм, фильм | 1 | | 1 |
10 | Путешествие в мир пушкинских сказок | 1 | | 1 |
11 | Приветствуем зиму | 1 | | 1 |
12 | Пернатые друзья | 1 | | 1 |
13 | Олимпийские игры древности и современности | 1 | 1 | |
14 | Я расскажу тебе о цирке | 1 | | 1 |
15 | Калейдоскоп головоломок | 1 | | 1 |
16 | Музыкальная шкатулка | 1 | | 1 |
17 | Что мы знаем о памяти | 1 | 1 | |
18 | Приди,масленица,с радостью! | 1 | | 1 |
19 | Золушка | 1 | | 1 |
20 | Клуб любителей русского языка | 1 | | 1 |
21 | Да здравствует абракадабра! | 1 | | 1 |
22 | Собранье пестрых дел | 1 | | 1 |
23 | Поговорим, друзья, о книге | 1 | | 1 |
24 | Эх, яблочко! | 1 | | 1 |
25 | Шутка-минутка, а заряжает на час | 1 | | 1 |
26 | О времени и о часах | 1 | 1 | |
27 | Праздник Ивана Купалы | 1 | | 1 |
28-30 | Клуб любителей головоломок | 3 | 1 | 2 |
31 | История плюшевого мишки | 1 | | 1 |
32 | Великая Отечественная война | 1 | 1 | |
33 | Лебединая песня | 1 | | 1 |
34 | Брейн-ринг «Юные умники и умницы». Итоговое занятие | 1 | | 1 |