Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Всезнайка»
Пояснительная записка
Класс: 1 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 33 часа
В неделю: 1 час
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Метапредметные результаты:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка» выпускник научится:
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать выводы, простейшие умозаключения.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать социальную реальность в повседневной жизни
использовать способы самостоятельного поиска дополнительной информации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности.
Образовательная программа «Всезнайка» направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, на формирование творческой личности, активизацию их познавательной деятельности, пробуждение потребности к саморазвитию. Программа актуальна, т. к. основная задача образования – воспитание гармоничной личности, обеспечение ее физического, духовного, интеллектуального развития.
Тема: «Эхо», «Туда и обратно». Научить выполнять различные операции со словами: обрезать, читать наоборот.
Тема: Братья наши меньшие. Учить детей общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи.
Тема: Весёлая геометрия. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Решение геометрических задач.
Тема: Грамматическая арифметика.
Тема: Загадка. Научить узнавать предметы по заданным признакам - назовите предмет, про который можно сказать ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ТВЁРДЫЙ.
Тема: Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Тема: Задачи-смекалки. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Решение задач-смекалок.
Тема: Занимательная фонетика.
Тема: Гласные и согласные. Кто главнее? Путем решения заданий выяснить, что более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.
Тема: Интересные приемы устного счёта. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Тема: Калейдоскоп сказок. Русские народные сказки. Формировать у детей представление о разнообразии русских народных сказок.
Тема: Калейдоскоп сказок. Сказки зарубежных писателей. Способствовать формированию у учащихся интереса к сказкам зарубежных писателей.
Тема: Классификация. Научить ребёнка классифицировать.
Тема: Математика – царица наук. Заинтересовать предстоящей работой. Познакомить с различными сборниками задач. Провести диагностику. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
Тема: Математические игры. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Решение математических игровых задач.
Тема: Математические ребусы. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение ребусов.
Тема: Обобщение. Научить обобщать.
Тема: Пернатые друзья. Учить детей различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Взаимосвязь растений и животных. Лес и наше здоровье. Дары леса.
Тема: Признаки предметов. Научить находить признаки предметов, научить узнавать предметы по заданным признакам.
Тема: Природа. Формировать умение классифицировать природные тела на живые и неживые. Домашние животные, чем их кормят, как ухаживать.
Тема: Противоположность. Антонимы. Научить находить противоположные связи между предметами.
Тема: Путешествие в мир леса. Формировать умение соотносить описание и внешний вид птицы с её названием.
Тема: Рассказы о детях и для детей. Познакомить детей с творчеством детских писателей, их юмором, живостью изображения мальчишек и девчонок.
Цели и задачи курса «Всезнайка» в 1 классе являются:
Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в начальной школе, способствуя формированию творческих способностей учащихся.
гибкости, беглости, подвижности мышления,
интеллекта,
системного мышления,
логического мышления;
пространственного представления,
критичности мышления,
нестандартного подхода к решению мыслительных задач,
творческого воображения, фантазии,
ассоциативного мышления,
интереса к интеллектуальным играм, заданиям, речи.
формирование:
уверенности в интеллектуальной и социальной сферах;
мотивации к учебной деятельности,
творческих качеств личности,
позитивного мышления,
коммуникативных навыков,
самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,
активной позиции,
умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
настойчивости в поисках решения задач.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | «Эхо», «Туда и обратно». Прочитай слова эхом: ПЛУГ-ЛУГ Прочитай с конца: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА | 1 |
2 | Братья наши меньшие. Местные виды птиц Синицы, воробьи. … «полезные» или «вредные» птицы. | 1 |
3 | Весёлая геометрия. Решение геометрических задач. | 1 |
4 | Грамматическая арифметика. кабан-ан+лук | 1 |
5 | Загадка. Назовите предмет, про который можно сказать ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ТВЁРДЫЙ | 1 |
6 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 |
7 | Задачи-смекалки. Решение задач-смекалок. | 1 |
8 | Занимательная фонетика. Гласные и согласные . Кто главнее? - - и - а - а - а - - а - - - о - а - - - а - и - а Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: к н - г - к - р - нд - ш шк - л - стр - н - ц - А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете? | 1 |
9 | Интересные приемы устного счёта. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. | 1 |
10 | Калейдоскоп сказок. Русские народные сказки. Крошечка-Хаврошечка. Зимовье зверей. Кот, петух и лиса. Лиса и заяц. Бычок – смоляной бочок. Лиса и журавль. Лисичка-сестричка и волк. Петушок - золотой гребешок. | 1 |
11 | Калейдоскоп сказок. Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине". "Стойкий оловянный солдатик" А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне" В. Гауф "Калиф-аист. А. Милн "Винни Пух и все-все-все". Братья Гримм "Король Дроздобород". "Умная Эльза" Ш. Перро "Спящая красавица" | 1 |
12 | Классификация. Дан перечень животных (2 СТОЛБИКА). Выбери подпись к каждому столбику | 1 |
13 | Математика – царица наук. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. | 1 |
14 | Математические игры. Решение математических игровых задач. | 1 |
15 | Математические ребусы. Решение ребусов. | 1 |
16 | Обобщение. Назовите группу слов одним словом ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА, ЧЕТВЕРГ | 1 |
17 | Пернатые друзья. Взаимосвязь растений и животных. Лес и наше здоровье. Дары леса. | 1 |
18 | Признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза. Назовите время года по заданным признакам. | 1 |
19 | Природа. Домашние животные, чем их кормят, как ухаживать. | 1 |
20 | Противоположность. Антонимы. Подобрать слова с противоположным значением ТРУС-…, КОНЕЦ-…, БЕЛЫЙ-…, ЛЕНИВЫЙ-… | 1 |
21 | Путешествие в мир леса. Демонстрация: Красная книга. Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика” | 1 |
22 | Рассказы о детях и для детей. Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок"). Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры". "Карасик". "Веселая семейка" и другие рассказы. "Приключения Незнайки и его друзей". В. Драгунский. "Он живой и светится…"В. Осеева. "Волшебное слово", "Почему?", "Синие листья". | 1 |
23 | Ребусы. Грамматическая арифметика. Простейшие ребусы типа 40 А. | 1 |
24 | Род-вид. Из перечня слов выбери предметы обуви: КУКЛА, БОТИНКИ, ПЕНАЛ, ВАЛЕНКИ, МЯЧ, ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА И Т.Д. | 1 |
25 | Секреты неживой природы. Природа – колыбель наша. У истоков природы. | 1 |
26 | Стихи и сказки А. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане…" «У Лукоморья» ,"Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…" | 1 |
27 | Стихи и сказки К. Чуковского. К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха». | 1 |
28 | Стихи о детях и для детей С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто. С. Маршак "Двенадцать месяцев", "Багаж", "Сказка о глупом мышонке", "Вот какой рассеянный", "Усатый - полосатый" С Михалков «А ЧТО У ВАС? «,» ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ», «ФОМА», « ЧИСТОПИСАНИЕ», «САШИНА КАША» А. Барто «В школу», «Болтунья», «Буква Р», «В театре», «Верёвочка», «Первый урок». | 1 |
29 | Танграм: древняя китайская головоломка. Построение заданных геометрических фигур. | 1 |
30 | Упражнения с числами. Решение примеров в несколько действий. | 1 |
31 | Числовые головоломки. Решение числовых головоломок | 1 |
32 | Экологическая тропа. Дети раскроют секреты неживой природы. | 1 |
33 | Экологическая тропа. Дети раскроют секреты неживой природы. | 1 |
| Итого: | 33 часа |